Граждане России – иностранные агенты. Кого коснется новый закон?

Новое право для произвола?

 Совет Федерации России в понедельник, 25 ноября, одобрил законопроект, позволяющий признавать граждан Российской Федерации иностранными агентами со всеми вытекающими отсюда последствиями. Таким образом, документ продвигается со скоростью курьерского экспресса. В минувший четверг, 21 ноября, он был принят в третьем чтении Госдумой.

Теперь, судя по тексту, «иноагентом» может быть признан любой человек, который распространяет информационные материалы и получает деньги или «иное имущество» от иностранных государств и их госорганов.

Одновременно глава Совета Федерации Валентина Матвиенко в довольно расплывчатой форме поручила профильному комитету следить за перегибами при применении закона на практике и не исключила его корректировки, если потребуется.

Напомним, в соответствии с документом, к иностранным агентам могут быть причислены как физические, так и юридические лица, которые распространяют материалы СМИ – иностранных агентов или участвуют в их создании за соответствующее денежное вознаграждение.

Критиков у документа хватает. Они есть даже в Совете Федерации.

Так, сенатор Людмила Нарусова считает, подобный закон вообще не нужен, поскольку в стране имеется «достаточная законодательная база, в том числе репрессивная» в отношении средств массовой информации. Также, по оценке сенатора, в документе полно двусмысленностей, которые позволяют вольно интерпретировать его положения, что оставляет место для произвола.

Ранее экс-глава Совета по правам человека при президенте России Михаил Федотов назвал законопроект о физлицах-инонагентах «абракадаброй».

Главный редактор «Ежедневного журнала» Александр Рыклин убежден, что документ невозможно ни подкорректировать, ни сделать его более-менее приемлемым. По мнению журналиста, сама формулировка «граждане России – иностранные агенты» не лезет ни в какие ворота».

«Как такое можно подправить!? – возмущается он в разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки». – Закон нельзя улучшить даже в той части, где он касается общественных организаций, НКО. Его надо просто полностью отменить или игнорировать, или бороться с ним, но никак не стремиться улучшить бред сивой кобылы».

По словам главного редактора «Ежедневного журнала», это исключительно репрессивная мера, высосанная из пальца: «По всей видимости, они теперь таким способом будут воплощать в жизнь все свои фантазии. А на указания Матвиенко не стоит обращать внимания. Что это такое – следить за выполнением закона? Полная ерунда».

Что касается направленности законопроекта и того, как он будет действовать, то у Александра Рыклина по этому поводу нет никаких сомнений: «По-моему, они (авторы инициативы) сами весьма откровенно сказали, что закон будет носить исключительно избирательный характер. Прямым текстом. Следовательно, того, кого власти захотят, того и сделают иностранным агентом. Например, вашего покорного слугу, который активно сотрудничает с Радио Свобода, или еще тысячи других людей, кому захотят осложнить жизнь».

Вместе с тем журналист не думает, что закон сразу начнут применять по принципу «ковровой бомбардировки». Возможно, поначалу его действительно будут применять довольно осторожно, допустил он, оговорившись, что здесь все равно не угадаешь.

Старший юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова обратила внимание на странную логику документа. Как ей представляется, она сродни той логике, благодаря которой возникли российских экономические контрсанкций в ответ на западные меры, введенные после аннексии Россией Крыма и развязывания ею кровавой междоусобицы на востоке Украины.

«Такое вот своеобразное видение того, как все должно быть отрегулировано, – заметила она в ходе комментария для русской службы «Голоса Америки». – На самом деле, как мне кажется, это достаточно распространенная тактика российских законодателей: бить дубинкой вместо того, чтобы пытаться тонко регулировать. Что, в частности, подтверждают и многочисленные законы о блокировках. Мы будем бесконечно придумывать ответные меры, но куда это заведет, никто не знает».

Точечных законов не может быть в принципе, подчеркнула медиа-эксперт: «Откуда мы знаем, где эти «точечки», которые имеют в виду авторы законопроекта? Если закон касается широкого круга лиц, то он может быть применен абсолютно к любому человеку, к тем же самым блогерам. Как его можно применять только по отношению к 20-30 персонам? Это абсурд».

Законопроект юридически безграмотный, крайне неопределенный и неконкретный, резюмировала Светлана Кузеванова.

Закон вступит в силу после подписания его президентом РФ и публикации в СМИ.

Кого коснется новый законопроект об «иностранных агентах»

Из финальной редакции законопроекта следует, что статус «иноагента» могут получить те физические лица, которые распространяют сообщения и материалы СМИ-«иноагентов», а также получают вознаграждение (деньги, «иное имущество») от иностранных государств, их госорганов и даже самих иностранных СМИ, признанных «иноагентами».

Глава комитета Госдумы по информационной политике Леонид Левин пообещал, что закон не будет использован против блогеров и публицистов. Однако лишь в том случае, если они не получали иностранное финансирование. Сейчас в России официально 10 организаций, включая Радио «Свобода» и телеканал «Настоящее время», внесенных в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции «иностранного агента».

Этот статус будут присваивать выборочно, по согласованию с МИД и Минюстом РФ. При этом неизвестно, будет ли это распространяться только на журналистов или вообще на всех, кто оказывает какие-либо платные услуги СМИ-«иноагенту».

Так, из-за размытости формулировки вполне вероятно, что статус «иноагентов» будет грозить колумнистам СМИ-«иноагентов». «Исходя из того, что я вижу в законе, он толком не прописан. Соответственно, есть вероятность, что он будет работать очень избирательно, то есть такой «закон не для всех» со всеми вытекающими. Получается, что я потенциальный «иноагент», – говорит автор колонок на сайте Радио «Свобода» Светлана Осипова.

Она работает редактором сайта «Русь Сидящая» – НКО, которая также в России признана «иностранным агентом». Для себя Светлана решила, что новый законопроект не повлияет на ее желание сотрудничать с Радио «Свобода». «Возможно, этот закон в будущем будет влиять на решение выпускников факультетов журналистики при выборе СМИ, с которым сотрудничать», – говорит Осипова.

Как отмечает юрист НКО «Голос» Станислав Рачинский, законопроект не устанавливает никакой связи между деньгами и информационным ресурсом. «Неважно, что деньги получены вами на работе, а ваш блог – это ваше личное хобби», – пишет он в разборе законопроекта на своей странице Facebook.

Виктор Владимиров

Rate this article: 
No votes yet