Бриллианты для генерала Эйзенхауэра

В Великом Новгороде архивисты России и США обменялись самым дорогим.

В Государственном архиве России хранятся документы о награждении главнокомандующего союзнической армии США генерала Эйзенхауэра высшим советским орденом – бриллиантовой звездой «Победа». Доступны ли эти документы исследователям из Америки и как российские и американские архивисты сотрудничают в эпоху санкций и недоверия? Ответить на эти вопросы попытались участники российско-американской конференции «Диалог Форт Росс».

Документ вне подозрений

На протяжении многих лет этот форум поддерживает ПАО «Транснефть» совместно с ПАО «Совкомфлот» и «Шеврон Нефтегаз Инк.» А соорганизатором российской части Диалога и деловой программы ежегодных конференций в России и в США выступает «Российская газета».

Почему Форт Росс? Потому что эта крепость, основанная более 200 лет назад русскими переселенцами в Калифорнии, стала одним из лучших примеров российско-американской народной дипломатии. Расположенный на севере Калифорнии музей под открытым небом входит в состав национального парка. Это самое южное русское поселение за океаном. Индейцы до сих пор чтут основателя форта купца из Тотьмы Ивана Кускова как героя за первопроходческий подвиг и как человека – за то, что женился на скво («индейской женщине»).

Уже несколько лет подряд русские и американцы, несмотря на политическую погоду, собираются, чтобы обсудить перспективы сотрудничества. В прошлом году договорились «дружить музеями», в этом – пришла очередь архивов. Для России 2018-й – юбилейный. Сто лет назад, первого июня 1918 года Совет Народных Комиссаров принял декрет «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР».

Общая история, зафиксированная в документах, – лучшее лекарство от непонимания и враждебности, этой мысли, подкрепленной разными историческими сюжетами, не избежал ни один из участников раундов «Диалога Форт Росс».

– При всей сложности наших отношений, при всех взаимных упреках и подозрениях, при всех бессмысленных санкциях культура и экономика никогда не перестанут играть огромную роль, а здравый смысл – преобладать, – заявил, открывая конференцию, специальный представитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

Он выразил надежду, что и отягчающие обстоятельства, мешающие контактам российских музеев, библиотек и архивов, перестанут существовать в не очень далеком будущем. Речь идет о библиотеке уникальных еврейских религиозных книг Шнеерсона. Михаил Швыдкой рассказал, что еще в середине 90-х годов в рамках российско-американской комиссии «Черномырдин – Гор» была составлена так называемая «дорожная карта» по выходу из сложного положения, препятствующего культурным обменам. Все ее пункты Россия выполнила. Библиотека сейчас находится в Еврейском музее и Центре толерантности, правоверные хасиды при желании имеют доступ к коллекции. «Но у нас заморожены все контакты по государственной линии», – посетовал спецпредставитель президента.

Чем похожи Линкольн и Александр II

В общей истории России и Америки множество исторических сюжетов, достойных уважения и конструктивного диалога, считает директор Государственного архива РФ Лариса Роговая. И «откровенного замерзания» отношений она не видит. Не так широко и активно, как хотелось бы, но сотрудничество продолжается. К примеру, прямо во время конференции Госархив России передал представителям музея Форта Росс более пятидесяти копий документов, связанных с деятельностью путешественника и декабриста Дмитрия Завалишина, мечтавшего удержать Аляску в составе России.

Американские исследователи при всех сложностях отношений удерживают первое место по посещению читальных залов архива среди иностранцев, опережая даже украинцев и поляков, активно интересующихся документальными подтверждениями исторических коллизий.

По мнению Роговой, такие неформальные встречи, как «Диалог Форт Росс», не дают окончательно оборваться культурным обменам между Россией и Америкой, они «оставляют надежду быть услышанными в период, когда вокруг нашей страны возводится новый занавес непонимания».

Директор Госархива РФ рассказала, что в его фондах есть немало документов, в которых отразилась история отношений между Россией и Америкой, начиная со времени установления дипломатических связей между Российской империей и молодой заокеанской республикой. Именно этому событию посвящен подписанный Александром I рескрипт, который был выдан в июне 1808 года первому дипломатическому представителю России в США Андрею Дашкову. Рескрипт сохранился в личном фонде дипломата.

Или другой образ документа, представленный участникам конференции, периода правления Александра II, когда в России было отменено крепостное право, а в Америке – рабство. Тогда Российская империя поддержала федеральное правительство северян в Гражданской войне... Это благодарственный адрес граждан Соединенных Штатов российскому императору. Аллегорические рисунки, сопровождающие текст адреса, символически изображают единство двух великих наций: друг против друга в окружении благодарных крестьян, бывших крепостных, и чернокожих американцев, бывших рабов, стоят царь-освободитель и президент Линкольн. Кстати, оба они в разные годы пали от рук террористов.

Охота на буйволов

В те же годы об укреплении отношений России и США свидетельствуют неоднократные походы русских военно-морских сил в американские порты и проездки русских моряков по городам Северной Америки. В одном из походов принимал участие третий сын Александра II, великий князь Алексей Александрович. Цесаревич пишет на родину, например, о том, что в Нью-Йорке его встречали правительство США и тысяча человек бомонда. Он посетил более 20 городов и был первым из Романовых, побывавших за океаном. В честь сына русского царя было устроено более 50 балов. На прием губернатора в театре пригласили четыре тысячи человек. В Чикаго Алексей Александрович прибыл после страшного пожара и пожертвовал жителям пять тысяч долларов.

Непередаваемое впечатление на цесаревича произвели американки. Посетив один из балов, он записал, что никогда не видел в Европе столько красивых женщин одновременно. И добавил, что некоторые из них участвуют в охоте и собственноручно убивают буйволов. Сам он тоже попробовал себя в этой опасной «забаве» аристократов, о чем говорит фото, хранящееся сейчас в Библиотеке конгресса США.

Самый свежий пример «дружбы архивами» – подготовка к публикации дневников родной сестры Николая II Ксении Александровны. Путь ее в Америку был долгим. Сначала с матерью жили в Лондоне и Париже. Часть дневников продали Гуверовскому институту войны, революции и мира, часть – осталась в семье, и наследники сестры последнего царя выставили их в Лондоне на аукцион.

– Это был дар Госархиву РФ в декабре прошлого года, – рассказывает «РГ» директор архива. – Поскольку мы готовим полное издание, обратились месяц назад к американским коллегам с предложением поработать вместе. И получили положительный ответ. Они готовы предоставить нам электронные образы документов. Контакты такого рода – это в основном человеческий фактор. В течение года мы эту работу завершим. Сейчас закончили расшифровку дневников. Ксения Александровна писала по-русски, и почерк у нее был довольно сложный, особенно после 1914 года. Последняя трагическая запись 1919 года: «Мы покидаем Россию!» Взгляд изнутри императорской семьи. Этот кусок для нас был очень важен.

Архивисты, в том числе и Лариса Роговая, ценят исторические свидетельства такого рода без поправки на государственное положение автора: «Женские дневники интересны тем, что они эмоциональнее мужских. Если дневники императора, которые мы опубликовали, – это сухие свидетельства в основном его государственной деятельности, то в дневниках Ксении Александровны больше личного: отношения внутри семьи, взгляд на события вокруг, иногда резковатый».

«Перегрузка» русским языком

Продвигать русскую культуру через музейные экспозиции и архивную работу в США сейчас непросто. «Американские СМИ регулярно используют отрицательный образ России», – размышляет директор Музея русского искусства в Миннеаполисе Владимир фон Цуриков. К слову, возглавляемый им музей – единственный в США, который целиком посвящен русской теме. «Это очень мешает контактам двух стран. Сегодня в Америке, после двадцатилетнего сокращения бюджетов университетских кафедр русского языка и литературы, наблюдается ощутимый вакуум специалистов не только в системе образования, но и на уровне общественных и правительственных структур. Нью-Йоркская библиотека закрыла свой знаменитый славянский зал».

Архив МИДа обнаружил свидетельство участника «Особого комитета», который принимал решение о продаже Аляски. И тайна этого решения – уже не тайна

Плохое знание русского языка доводит до курьезов, считает Цуриков и вспоминает историю, когда Клинтон подарила Лаврову сувенир в виде красной кнопки: по-английски на ней было написано Reset (перезагрузка), а по-русски латинскими буквами – «Peregruzka».

По словам музейщика, Госдепартамент США тоже сокращает финансирование, поэтому и на дипломатов большой надежды нет, и контакты людей сегодня важны как никогда. К примеру, Музей русского искусства в июне открывает курсы русского языка, здесь начнет работу фольклорный ансамбль.

Мифы про Аляску

Впрочем, мешают россиянам и американцам понимать друг друга не только плохое знание языков, но и мифы, которые связаны с самыми острыми вопросами общей истории. Например, считается, что в наших архивах нет документов, связанных с продажей Аляски. Но архивисты утверждают: их можно найти в архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Перми, Красноярска, Иркутска. К примеру, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, известный знаток Русской Америки Александр Петров рассказал, что нашел в Российском государственном историческом архиве документ о направлении денег, полученных «за Аляску», на закупки для строительства железных дорог в России. Или совсем недавно сотрудники архива МИДа обнаружили свидетельство одного из участников «Особого комитета», который принимал решение о продаже Аляски. И тайна этого решения – уже не тайна.

Серьезные историки-архивисты стараются противодействовать сенсациям и мифотворчеству. МИД делает это на своем сайте и на специальном, который называется «Русская Америка. Историко-культурное наследие».

Вот несколько примеров. Мнение о том, что «решение было принято поспешно и глупо», опровергают документы, из которых ясно: обсуждение шло в течение 10 лет, в нем приняли участие император и его брат Константин Николаевич, министры правительства.

Миф о том, что договор тщательно скрывался и не было его русского текста, «бьется» так: документ был составлен на английском и на французском, поскольку последний в то время был дипломатическим языком России.

«Аляску не продали, а уступили, значит, ее можно вернуть?» В тексте договора действительно употребляется глагол «уступить, передать». Но передача собственности одной стороной и принятие собственности другой стороной за денежное вознаграждение и является действием купли-продажи, объясняют мидовцы. Россия за Аляску получила даже больше, чем хотела: вместо пяти миллионов долларов – семь миллионов. И о том, что Аляску отдали «только на сто лет», в документах не сказано ни слова.

Причины, по которым Россия вынуждена была уступить свои владения, «РГ» прокомментировал заместитель директора историко-документального департамента МИД России Артем Рудницкий: «Мнение, что все это было жульничество и мошенничество, что Аляску прошляпили какие-то ротозеи, а цепкие американцы этим воспользовались, выразила еще группа «Любэ». Помните, «Отдавай-ка землицу Алясочку, отдавай-ка родимую взад». Но у России были серьезные причины для продажи. Во-первых, активная территориальная экспансия США на Тихоокеанском побережье, второе – столкновение экономических интересов Российско-американской компании и Британской компании у Гудзонова залива, третье – объективные трудности защиты российских колоний в случае нападения и четвертое – нерентабельность этих колоний. Процесс передачи-продажи Аляски затянулся с начала 1850-х годов до 1867 года».

Событие

В Грановитой палате Кремля Великого Новгорода состоялось подписание соглашения о сотрудничестве компании «Транснефть» и Госархива РФ.

«Это соглашение предусматривает помощь в поисках исторических архивов, касающихся россиян», – сказал президент «Транснефти» Николай Токарев. – В результате нашей совместной работы с Госархивом РФ, Музеями Кремля и другими исследовательскими и образовательными центрами нам уже удалось серьезно продвинуться в вопросе изучения Русской Америки, познакомить широкую аудиторию по обе стороны океана с малоизвестными страницами истории контактов российской и американской цивилизаций, вспомнить путь и во многом схожие судьбы российских и американских первопроходцев. Большие задачи для исследователей из России и США открываются в плане изучения и восстановления культурно-исторического наследия русской эмиграции, поиска документов, дневников, произведений искусства. Работа с архивами в этой сфере выходит на первый план».

Елена Новоселова,

фото: Аркадий Колыбалов

Rate this article: 
No votes yet