Вы здесь
Home › Сотрудничество › Косторез с Аляски хочет в 2020-м пригласить своих российских коллег в Анкоридж ›Косторез с Аляски хочет в 2020-м пригласить своих российских коллег в Анкоридж
Мечта Джэйсона Тэтпона с Аляски.
«Я и представить себе не мог, что Москва такая большая», – в изумлении и искренней растерянности сказал американец Джэйсон Тэтпон встречающему его на Павелецком вокзале президенту историко-просветительского общества «Русская Америка» Владимиру Колычеву. Владимир на два дня стал гидом в Москве для гостя с Аляски. Интерес президента общества «Русская Америка» к представителю коренного населения самого северного штата США, как говорится, самый живой: общество уже тридцать лет интересуется темой «Русской Америки», ее историей, поиском единомышленников и потомков первопроходцев, новыми открытиями российско-американских поисковых экспедиций на Аляске. А тут такая встреча!
Джэйсон Тэтпон – потомственный художник-косторез с Аляски – в самом сердце России – Москве, увидеть которую даже не мечтал еще каких-то четыре месяца назад! Полтора дня были насыщены экскурсиями, встречами со столичными художниками и …поеданием блинов, которые очень полюбились американскому гостю. А еще – рассказами о самых ярких впечатлениях о прошедшем в Магадане Втором международном фестивале «Косторезное искусство народов мира», на котором Джэйсон представлял художников коренных народов Аляски.
Это событие стало знаковым событием в культурной жизни Магадана, ярким и незабываемым праздником настоящего искусства. Состоялось оно благодаря Константину Кузьминых – секретарю Союза художников России в Дальневосточном федеральном округе, председателю Магаданского отделения Союза художников России, академику Российской академии художеств.
Поверить, что он будет участником мероприятия такого уровня и масштаба Тэтпон не мог вплоть до своего приезда в Магадан. И лишь начав оформлять экспозицию работ своих коллег по творчеству: эскимосов и алеутов, атапасков и юпиков в фойе выставки в Магадане, он осознал, что это реальность! Он на далеком Севере России представляет косторезное искусство коренных народностей Аляски. Атмосфера торжественности и волнения в преддверии открытия захватила 85 участников события из девяти стран и 15 регионов России. Джэйсон впервые в своей жизни выехал за пределы своего штата, проделав почти кругосветное путешествие по маршруту: Анкоридж – Лос-Анжелес – Москва – Магадан, длившееся почти 45 часов. И все для того, чтобы привезти работы американских художников-косторезов, которые готовились к этому событию почти пять месяцев. На фестивале в Магадане было представлено творчество 11 аляскинских авторов.
Из истории косторезных промыслов России.
Резьба по кости – одно из самых древних искусств на Земле, возраст которого никак не меньше двух тысяч лет. Эквенский могильник с предметами древнего косторезного искусства был найден близ села Уэлен – одного из главных центров современного косторезного искусства с его знаменитой мастерской, которая была основана в 1931 году.
Прославленными столицами русского косторезного искусства знатоки и ценители считают Холмогоры и Уэлен, Тобольск и Якутск, где уже несколько веков создаются шедевры, не уступающие творениям мастеров древней Индии и Византии, античной Греции и средневековой Европы. Сам царь Петр I был неплохим косторезом. Он необычайно увлекся резьбой по кости после своей поездки на Север и в Европу. Петр I реорганизовал этот вид прикладного искусства, улучшив условия для его развития. Сам он вырезал несколько вещей, в том числе табакерку.
Всю последнюю неделю октября 2019 года художники по кости обменивались опытом, ведь у каждой школы своя техника, свой рабочий материал. А международный фестиваль для косторезов – это прежде всего возможность «себя показать и других посмотреть». Каждая работа на фестивале – это еще и история косторезной школы. Магаданские мастера, например, особое внимание уделяют деталям.
Джейсон, сравнивая работы аляскинских художников с творениями российских мастеров, отметил: «Мы, художники Аляски, предпочитаем в своих работах отображать природу родного штата. Часто герои наших работ – медведи, гуси, морские животные... А магаданские художники соединяют знания быта и культуры северных народов. Но мы одинаково используем в своих работах самые разные материалы – бивень мамонта, кость и ус кита, клык моржа, рог лося и снежного барана, с деревом и металлом. У нас большим спросом пользуются косторезные украшения. Я вижу, что российские художники часто используют в своих произведениях кость морского зверя. У нас, на Аляске, по законам защиты животных и морских млекопитающих, охота на них и использование материала позволяется только коренному населению».
Знакомство с Виктором Вихлянцевым, вице-президентом Ассоциации мастеров художественной резьбы по кости в Магадане, и возможность провести целый день в его мастерской, воочию увидеть школу резьбы костореза Вихлянцева, прекрасно знающего стили резьбы древних аборигенов, стало для Тэтпона настоящим мастер– классом. Оказывается, Виктор семь лет преподавал в эскимосской школе в Бароу косторезное мастерство, обучив основам резьбы по кости почти 700 будущих специалистов. В конце 90-х власти штата Аляски и родовая община эскимосов решили возродить национальное искусство. Это был совершенно уникальный пример творческого взаимодействия двух соседствующих северных территорий России и США, когда культура открыла границы для сотрудничества. Может быть, Магаданский международный фестиваль косторезного искусства мира будет способствовать его продолжению, а Магадан станет центром косторезного промысла России и мира, как считает магаданский художник Алексей Вербицкий, чтобы обмениваться опытом с эскимосскими косторезами Аляски, Канады, со скандинавами…
На выставке было представлено более 1.000 произведений прикладного искусства, выполненных в разных техниках и посвященных традиционной тематике севера. Доцент Школы искусства и гуманитарных наук ДВФУ Ольга Зотова считает, что на фестивале отчетливо проявились две основных тенденции косторезного искусства: стремление косторезов сохранить традиции конкретной местности и школы, а в то же время – найти индивидуальную манеру, не связанную с определенным типом культуры, но обуславливающую узнаваемость автора, демонстрирующего его фантазию и творческую свободу. Искусствовед отметила, что коллекции, представленной мастерами с Аляски, присущи черты наивного искусства. В их творчестве прослеживается тесная связь с культурой традиционных народов Севера.
По итогам Второго международного фестиваля «Косторезное искусство народов мира» Джэйсон Тэтпон был награжден Дипломом первой степени в номинации «За сохранение региональных традиций», получил памятные подарки от губернатора Магаданской области Сергея Носова, а также услышал немало комплиментов в свой адрес от многочисленных зрителей. Джэйсон и его аляскинские коллеги загорелись идеей, что Анкоридж примет эстафету от Магадана и пригласит российских косторезов на фестиваль в США. Джэйсон Тэтпон очень надеется, что это его желание сбудется в новом, 2020-м году!
Анна ВЕРНАЯ,
директор Русского культурного центра на Аляске,
член оргкомитета фестиваля
Анкоридж-Москва-Магадан
На снимках: Джэйсон Тэтпон с губернатором Магаданской области Сергеем Носовым и Юрием Трутневым – заместителем председателя правительства России, полномочным представителем Президента РФ в ДФО Юрием Трутневым; с Виктором Вихлянцевым; c Анной Верной; с Владимиром Колычевым в Москве.
Related articles
- Трудный путь российско-американских экономических отношений
- Две уфимские компании-экспортера получили субсидии на международную сертификацию продукции
- В Туле обсудили сотрудничество с Олбани
- Косторез с Аляски хочет в 2020-м пригласить своих российских коллег в Анкоридж
- В Омске и Техасе собирают деньги для ремонта аварийного класса в российском интернате