Как русские выиграли войну в Америке
Сообщение об ошибке
- Notice: Undefined index: taxonomy_term в функции similarterms_taxonomy_node_get_terms() (строка 518 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
- Notice: Undefined offset: 0 в функции similarterms_list() (строка 221 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
- Notice: Undefined offset: 1 в функции similarterms_list() (строка 222 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
Так называемая Чакская война.
12 июня в России отметили День России. Однако. есть еще одна страна в мире – Парагвай, которая в этот день отмечала праздник. И русский вклад в этот праздник очень значительный. 80 лет назад, 12 июня 1935 года, победно завершилась война Парагвая с Боливией, так называемая Чакская война. Неоценимый вклад в эту победу внесли русские офицеры, для которых, после гражданской войны в России, Парагвай стал новой Родиной.
Война получила название по территории Чако – полупустынной, холмистой на северо-западе и болотистой на юго-востоке, с непроходимой сельвой, на границе Боливии и Парагвая. Эту землю из сторон считала собственной, но никто всерьез не проводил там границу, так как эти пустоши и непроходимые колючие кустарники, переплетенные лианами, по-настоящему никого не волновали. Все резко поменялось, когда в 1928 г. в предгорьях Анд, в западной части области Чако геологи обнаружили признаки нефти. Это событие в корне изменило ситуацию. За обладание территорией начались вооруженные стычки, а в июне 1932 разразилась настоящая война.
Экономика неотделима от политики. И с этой точки зрения, Чакская война была вызвана исключительно соперничеством американской нефтяной корпорации «Standard Oil», руководимой семейством Рокфеллеров и британско-голландской «Shell Oil», каждая из которых стремилась монопольно распоряжаться «будущей» нефтью Чако. «Standard Oil», надавив на президента Рузвельта, обеспечила американскую военную помощь дружественному боливийскому режиму, отправляя ее через Перу и Чили. В свою очередь, «Shell Oil», используя, тогда союзную Лондону Аргентину, усиленно вооружала Парагвай.
Боливийская армия пользовалась услугами немецких и чешских военных советников. С 1923 года военным министром Боливии являлся генерал Ганс Кундт, ветеран Первой мировой войны. С 1928 по 1931 год в боливийской армии в должности инструктора служил Эрнст Рем, известный затем начальник штурмовых отрядов нацистской партии. Всего в боливийской армии было 120 германских офицеров. Немецкие военные советники создали из боливийских вооруженных сил точную копию германской армии образца Первой мировой войны. Увидев на параде свои войска, маршировавшие в типично прусском стиле, где офицеры красовались в блестящих касках с «шишаками» времен кайзера Вильгельма Второго, президент Боливии с гордостью заявил:» Да, теперь мы сможем быстро решить наши территориальные разногласия с парагвайцами»!
В Парагвае к тому времени обосновалась большая колония русских белогвардейских офицеров-эмигрантов. После скитаний по миру, они были неприхотливы, бездомны и бедны. Парагвайское правительство предложило им не только гражданство, но и офицерские должности. В августе 1932 года в доме Николая Корсакова собрались почти все русские, находившиеся в то время в парагвайской столице Асунсьоне. Время было очень тревожное: началась война и им, иммигрантам, надо было решать, как поступать в этой ситуации. Корсаков высказал свое мнение: «Двенадцать лет назад мы потеряли нашу любимую Россию, которая сейчас находится в руках большевиков. Все вы видите, как нас тепло приняли в Парагвае. Сейчас, когда эта страна переживает трудный момент, мы должны ей помочь. Чего нам ждать? Ведь Парагвай стал для нас второй Родиной, и мы, офицеры, обязаны выполнить свой долг перед ним».
Русские стали прибывать на призывные пункты и записываться добровольцами в парагвайскую армию. Им всем сохранили чины, с которыми они закончили гражданскую войну в России. Была только одна особенность: после упоминания чина каждого русского добровольца всегда добавлялись две латинские буквы «НС». Эта аббревиатура означала «Honoris Causa» и отличала их от кадровых парагвайских офицеров. В итоге. в парагвайской армии оказалось около 80 русских офицеров: 8 полковников, 4 подполковника, 13 майоров и 23 капитана. А 2 генерала – И.Т. Беляев и Н.Ф. Эрн – возглавили Генеральный штаб Армии Парагвая, которой командовал генерал Хосе Феликс Эстигаррибиа.
Русские офицеры в свое время участвовали в Первой мировой войне и активно применяли свой опыт в боях против боливийской армии. Боливия же использовала германский опыт. На стороне Боливии было значительное превосходство в численности и вооружении. Боливийская армия на первом этапе войны начала активное продвижение вглубь территории Парагвая и захватила несколько стратегически важных фортов: Бокерон, Корралес, Толедо. Однако, во многом, благодаря русским офицерам, из десятков тысяч мобилизованных неграмотных крестьян удалось создать боеспособную, организованную армию. Также, генералы Эрн и Беляев сумели подготовить оборонительные сооружения, а чтобы сбить с толку боливийскую авиацию, имевшую превосходство в воздухе, спланировали и искусно изготовили ложные артиллерийские позиции, так что авиация бомбила, замаскированные под орудия, стволы пальм.
Заслугой Беляева, неплохо знавшего прямолинейность тактики немецкого генерала и хорошо изучившего приемы германской армии на полях Первой мировой войны, следует признать определение направления и сроков наступления боливийских войск. Кундт позднее заявил, что в Боливии он хотел опробовать новый метод атаки, использованный им на Восточном фронте. Однако эта тактика разбилась об оборону, построенную русскими для парагвайцев.
Геройски вели себя в боях и русские офицеры. Есаул Василий Орефьев-Серебряков в бою под Бокероном, повел в штыковую атаку цепи, – сам впереди, с обнаженной саблей. Сраженный, он успел сказать ставшие крылатыми слова: «Я выполнил приказ. Прекрасный день, чтобы умереть!» («Lindo dia para morir»). Кавалерийский эскадрон капитана Бориса Касьянова атаковал укрепленный пункт Пуэсто Навидад. Атака была успешной, но в решающий момент по парагвайцам ударили два пулемета. Атака стала «захлебываться». Тогда Борис бросился к одному из пулеметов и закрыл своим телом амбразуру пулеметного гнезда. Русские офицеры погибали геройски, но их мужество не забыто, их имена увековечены в названиях улиц, мостов и фортов Парагвая.
Применяя выработанную русскими генералами тактику укрепленных пунктов и вылазок диверсионных отрядов, парагвайская армия нейтрализовала превосходство боливийских войск. И в июле 1933 года парагвайцы вместе с русским перешли в наступление. В 1934 году боевые действия происходили уже на территории Боливии. К весне 1935 года обе воющие стороны были крайне истощены финансово, но боевой дух парагвайцев был на высоте. В апреле, после ожесточенных боев, боливийская оборона была прорвана по всему фронту. Правительство Боливии обратилось в Лигу Наций с просьбой о посредничестве в заключении перемирия с Парагваем.
После разгрома боливийской армии под г. Ингави, 12 июня 1935 года было заключено перемирие между Боливией и Парагваем. Так завершилась Чакская война. Война оказалась очень кровопролитной. Погибло 89.000 боливийцев и почти 40.000 парагвайцев, по другим данным – 60.000 и 31.500 человек. 150.000 человек было ранено. В плену у парагвайцев оказалась почти вся боливийская армия – 300.000 человек
А вот то, из-за чего разгорелся весь «сыр-бор» – нефть в Чако так и не нашли. Однако русская диаспора после этой войны получила привилегированное положение. Погибших героев чтят, а к любому русскому в Парагвае относятся с уважением.
Виталий Андриянов