Скульптур-мультур для остро- и тупоконечных
Иронические заметки Льва Гончарова об искусстве в Хьюстоне.
Есть искусство, есть китч, а есть коммерция. Иногда их путают между собой. Это как канал и канализация.
Не путайте эстуарий с клоакой. «Искусства» в Хьюстоне оставляют желать лучшего. Хьюстон является мировым лидером по производству самого отвратительного искусства, которое когда-либо сможете увидеть своими глазами. В связи с этим, предлагаю ввести термин – отрицательная эстетика.
Однако Хьюстон и его «пакостные» искусства имеют право на существование! И направление предлагаю назвать Shit Art. Шит арт. И тут даже неважно, на щите это искусство, или со щитом...
Хьюстон – это город лиманов, или, как здесь говорят, байю.
Конечно, в некоторых случаях понятия эстуарий и клоака идентичны. Возможно, как раз такие случаи и вдохновляют художников и скульпторов, которые творят в Хьюстоне свои шедевры.
Пройдемся по улицам Хьюстона и посмотрим на скульптуры этого уникального города. Да, все они, откровенно говоря, без исключения, полное дерьмо, соответствующее лишь воображению, вкусу и уровню осознания какого-нибудь сперматозоида или нефтяного магната, мозги которого ориентированы лишь на минимальное обслуживание основных инстинктов и долю прибыли.
Почему так происходит? Логически и интуитивно можно было бы предположить, что от того, что всем просто без разницы. Нас рать! Однако, это не так. Художники и кураторы, как раз, тщательнейшим образом все обдумывают и планируют. И подобный результат получается именно потому, что они так видят. «Я художник, я так вижу». И ничего тут не поделать. Администрации остается только осваивать и делить бюджеты, и пусть там лепят себе всякие сталактиты из помета.
Рассматриваем первую скульптуру, сложенную из лепешек в колонну. Этих колонн вообще-то две. В Киргизии из таких лепешек, кизяков, тоже строят колонны и штабеля. Лепешки, сделанные из коровьих какашек, из прессованного коровьего навоза, сначала складывают, а затем, при надобности, жгут в печах для обогрева или кострах для приготовления пищи, издавая невероятно неприятный, вонючий, смердящий запах, исходящий при сжигании этого ценного материала. Но там никому и в голову не придет назвать это искусством. Однако в Хьюстоне приходит скульптор и говорит: «Я сделаю то же самое, но только за полтора миллиона долларов».
И мэр города выписывает чек на 6 млн долларов. Что происходит с разницей? Неизвестно. Однако все счастливы, потому что деньги потрачены и скульптуры стоят. Шит арт! Одна потолще, как будто из крупного ануса, а другая, соответственно, тоньше. Это четыре новеньких Lamborghini, на которых по клубам будут колесить интерны от мэрии, чертыхаясь на каждой кочке. Два неровных столба, сделанные из множества коровьих лепешек, напоминают дороги Хьюстона, такие же неровные, с той только разницей, что на дороги было потрачено гораздо меньше денег! Любой чабан из аула сложил бы эти лепешки гораздо лучше, опрятнее, экономичнее, красивее и эстетичнее.
Городская администрация Хьюстона разбазаривает деньги и спускает их на героин, думая, что тем самым улучшает город и делает движение в нем более безопасным и упорядоченным, позволяя улицам приходить в упадок. Улицы города приходят в запустение, становятся развороченными, как поле боевых действий. Однако они забывают про правило разбитого окна. Под разбитым окном, как правило, образуется куча мусора, народ начинает заниматься хулиганством, вандализмом, а затем в городе начинается разгул преступности. Дальновидная администрация? Вот и кучи мусора в виде скульптур уже стоят.
Смотрим на другую скульптуру, которая сварена из металлического корпуса от автомобиля «жук» с приделанными к нему большими железными лапками. Я хочу такую же божью коровку у себя во дворе! Но только чтобы она шевелила ногами, а, если упадет на спинку, то пусть пытается подняться, пока не кончится бензин, дрыгая всеми лапками в воздухе. Только на таком членистоногом «жуке» с длинными лапками и можно передвигаться по покрытиям дорог города Х.
К 150-летию основания Хьюстона поставили семь четырехугольных столбов, сделанных из сотен детских рисунков, выполненных в стали нержавейке. Семь чудес: Филантропия, Медицина, Энергетика, Сельское хозяйство, Производство, Технология и Транспорт.
Где Торговля? А где Бюрократия? Забыли самое главное. Сэм Хьюстон боролся за независимость Техаса от Мексики и собственную государственность не из-за альтруистичных потребностей, а для того, чтобы продолжать эксплуатировать рабский труд похищенных и насильно привезенных сюда людей против их воли, чему Мексика противилась. Вот так история! Ставьте памятник, или скульптуру. «Разве это не удивительно?» Вопрошают хьюстонские инфопорталы с умилением.
Больше всего вопросов вызывает стальной памятник облаку. Вот во истину мечта сперматозоида! И этакая красота – символ Музея Искусств Хьюстона. Хорошо. «Они приварили себе копию фасолины, похожую на ту, что установлена в Чикаго, но только там она больше в размерах и лежит горизонтально, а тут стоит вертикально!» – возмутились на газетных полосах эксперты и искушенные ценители от искусства. «Это не оригинально». Яйца в профиль или анфас? Вышел скандал. Неприятно. Народ разделился на «остроконечных» и «тупоконечных», то есть на вертикалов и горизонталистов. Группы чуть не подрались. Отправили делегацию в Чикаго. Но так и не остудили накал страстей, просто проездили выделенные командировочные. «Если окружение бескультурной пропасти недостаточно информирует растерянных туристов о том, что они находятся в Хьюстоне, вертикальность боба будет служить дополнительным напоминанием об их плохом жизненном выборе», – писали чикагские газеты за подписью Ким Янсен.
Что-ж, будем дальше ковылять по улицам этого прекрасного и страшного города, перепрыгивая через траншеи, где получится и информировать читателя о новых находках. А тем временем спор продолжается и вопрос остается открытым. Кто вы: вертикалы или горизонталисты?
Лев Гончаров,
Хьюстон
--