Благодарственный молебен в память об иммигрантах прошел в Сан-Франциско

Сообщение об ошибке

  • Notice: Undefined index: taxonomy_term в функции similarterms_taxonomy_node_get_terms() (строка 518 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined offset: 0 в функции similarterms_list() (строка 221 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined offset: 1 в функции similarterms_list() (строка 222 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).

Русская община отметила 70-летие прибытия белых русских эмигрантов с Тубабао в Калифорнию.


Русская община Сан-Франциско отмечает 70-летие со дня прибытия трех военно-морских транспортных судов, которые доставили в США белых русских беженцев палаточного лагеря Тубабао на Филиппинах. Три парохода прибыли в Сан-Франциско: 30 ноября 1950 года, 25 января 1951 года и 14 июня того же года. Помимо Соединенных Штатов русские беженцы с Тубабао отправились также в Австралию, страны Южной Америки и в Европу. Некоторые беженцы прибывали на пароходах и самолетах прямо из Шанхая, Харбина и других городов Китая в США.

По благословению архиепископа Кирилла в воскресенье, 24 января 2021 года, в Кафедральном соборе Пресвятой Богородицы у мощей святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского после литургии состоялся благодарственный молебен. Он транслировался в прямом эфире на сайте собора.

После поражения Японии во Второй мировой войне разразилась полномасштабная гражданская война между китайскими коммунистами во главе с революционером Мао Цзэдуном и правящей республиканской партией во главе с Чан Кайши. Когда стало ясно, что Мао возьмет Шанхай, белые русские бесподданные (поскольку у них не было действующих паспортов и они не могли рассчитывать на защиту какого-либо государства) организовались для эвакуации, так как их антикоммунистические взгляды открывали возможность репрессий со стороны китайских коммунистов. Григорий Кириллович Бологов, бывший казачий полковник императорской армии, сумел объединить несколько этнических групп беженцев в «Организацию русских эмигрантов» в Шанхае и подготовил их массовую эвакуацию.

Под руководством Бологова большинство белых в Шанхае подтвердили свою оппозицию коммунизму, отказавшись принять советское гражданство и репатриироваться в СССР. Многие уже слышали от родственников и друзей, которые вернулись, что жизнь была совсем не такой, как рекламировалась и людей подстерегали опасности в случае возвращения.

Бологов разослал письма с призывом к свободным странам мира предоставить убежище для беженцев, указывая на неминуемую опасность и вероятную трагедию для белоэмигрантов в случае отсутствия помощи. Несмотря на ответы в виде писем утешения и сочувствия, ни одна страна Запада не предложила принять ни одного русского. Только президент Филиппин Эльпидио Квирино выразил готовность приютить беженцев. Через Международную организацию беженцев (IRO) в качестве временных гостей, Филиппины предложили почти 6.000 белых русских (включая и другие этнические группы) убежище в лагере Тубабао, на острове Самар, пока не будут приняты меры для их переселения в другие страны. Таким образом, с 1949 по 1951 году беженцы жили в палаточном лагере в тропическом климате Филиппин в ожидании своей дальнейшей судьбы.

В нескольких церквях различных конфессий, переоборудованных из уцелевших зданий армии США времен Второй мировой войны, проводились службы. Многочисленные организации, созданные еще в Шанхае, продолжали свою активную деятельность: Лига русских женщин, Общеказачий союз, кадеты, монархисты... Русские скауты не только проводили свои традиционные костры и сборы, они сыграли важную роль в расчистке заросших джунглей Тубабао и в строительстве лагеря. IRO открыла школу для детей и молодежи острова. Сироты из приюта Святого Тихона также переехали на остров. Был организован ансамбль, который еженедельно развлекал жителей острова танцами. Также на Тубабао у русских беженцев были оркестр, театральный коллектив, балет, группы народных танцев... С большим нетерпением и радостью беженцы встретили на острове владыку Иоанна Шанхайского. Его молитвы и благословения поддержали надежды беженцев на благополучный исход своих страданий.

Первые беженцы смогли покинуть остров в начале 1950 года и уехать в Австралию. Однако те, кто оставался на Тубабао еще почти год, сохраняли оптимизм и верили, что их молитвы будут услышаны. Владыка Иоанн выступил от их имени в Вашингтоне, обратившись к правительству Соединенных Штатов с просьбой разрешить оставшимся беженцам переселиться в США. На его святые молитвы был дан ответ в виде посещения лагеря сенатором от Калифорнии Уильямом Ноулэндом в 1950 году. Вернувшись в США, Ноулэнд представил законопроект об изменении Закона о перемещенных лицах с тем, чтобы позволить оставшимся беженцам въехать в США. После принятия законопроекта 30 ноября 1950 года, на транспорте Военно-морской транспортной службы (ВМС) «Генерал М.Л. Херси» в Сан-Франциско прибыли 620 белых русских беженцев. Второй корабль, «Генерал У.Г. Хаан» прибыл в Сан-Франциско 25 января 1951 года с еще 1117 беженцами; последний корабль с 490 пассажирами прибыл 14 июня 1951 года. Еще 620 беженцев прибыли ранее самостоятельно. На острове осталось около 30 больных туберкулезом. Они покинули Тубабао в 1953 году, перебравшись во Францию. Так закончилась эпопея лагеря русских беженцев Тубабао. Все спасенные чувствовали особую благодарность святому Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому за его молитвы о приеме беженцев в США, полковнику атаману Григорию Бологову за его неустанные усилия по организации эвакуации почти 6.000 эмигрантов из Китая в безопасное временное убежище на Тубабао, филиппинскому президенту Эльпидио Квирино и народу Филиппин за их гостеприимство, сенатору Ноулэнду – за его усилия по внесению изменений в законопроект, разрешающий русским въезд в США.

Местная русская колония Сан-Франциско и других городов, и в особенности представители православного духовенства, помогали беженцам вступить в новую жизнь, найти работу, жилье, друзей в новой стране. И, конечно, все были благодарны правительству и гражданам США за то, что они позволили назвать эту страну своим новым домом.

Для меня лично этот 70-летний юбилей – семейный праздник: на одном из кораблей приплыла в Сан-Франциско моя семья. Мне было тогда три года. О жизни на Тубабао мне напоминает фотография из семейного альбома: в ситцевом сарафане, который сшила мне мама (швейную машинку она привезла с собой из Китая), я качаюсь на качелях, которые смастерил из подручного материала специально для меня мой папа.

Наталия Сабельник,

президент Конгресса русских американцев,

Сан-Франциско, Калифорния,

фото Владислава Дембитского и из архивов

Rate this article: 
No votes yet