День «Д» - крупнейшая десантная операция в истории


Почему Сталин подарил Рузвельту фильм «Волга, Волга»?


«Солдаты, летчики и моряки! …Вы отправляетесь в великий крестовый поход, к которому готовились много месяцев… К вам обращены молитвы и надежды всех свободолюбивых людей. Вместе с нашими доблестными братьями по оружию на других фронтах вы сумете разгромить немецкую военную машину, уничтожить нацистскую тиранию, угнетающую народы Европы…Враг силен, прекрасно обучен, закален в боях. Он будет ожесточенно сопротивляться… Свободные люди всего мира совместно куют победу! ...Удачи вам!  И да благословит Всемогущий наше великое и доблестное дело».

2 июня 1944 г. Каждый военнослужащий получил такой приказ главнокомандующего союзных экспедиционных войск генерала Дуайта Эйзенхауэра.

 

Как нам был нужен второй фронт.

 

1941 г. Мы ждали его  мучительно долго.

Хотели «Бить врага на его территории», а  он в первую же неделю захватил Минск. Были уверены: Красная армия «непобедима», а к началу сентября в окружениях-«котлах»  она потеряла только пленными не менее 1,5 млн.

3 сентября. Сталин - Черчиллю: «Немцы считают опасность на Западе блефом и безнаказанно перебрасывают с Запада свои силы на Восток.  …В итоге мы потеряли больше половины Украины и, кроме того, враг оказался у ворот Ленинграда. ...Все это привело к ослаблению нашей обороноспособности и поставило Советский Союз перед смертельной угрозой.  …Надо создать уже в этом году второй фронт где-либо на Балканах или во Франции, могущий оттянуть с Восточного фронта 30–40 немецких дивизий, и одновременно обеспечить Советскому Союзу …ежемесячную минимальную помощь в количестве 400 самолетов и 500 танков ... Без этих двух видов помощи Советский Союз либо потерпит поражение, либо будет ослаблен до того, что потеряет надолго способность оказывать помощь своим союзникам».

4 сентября. Черчилль: «Во время беседы с послом Майским создалось впечатление, что Сталин может пойти на сепаратный мир… Если Советская Россия будет побеждена, каким образом мы сможем выиграть войну? Посол в волнующих выражениях подчеркнул исключительную тяжесть кризиса, создавшегося на русском фронте, и его слова вызвали у меня сочувствие…  Я сказал послу: «Вспомните, что еще четыре месяца назад мы, на нашем острове, не знали, не выступите ли вы против нас на стороне немцев. …Пролив, который мешает немцам перепрыгнуть в Англию, так же мешает англичанам перепрыгнуть во Францию. Делать же попытки десанта для того, чтобы он провалился, нет никакого смысла».

5 сентября. Черчилль - британскому послу в Москве С. Криппсу: «Все наши генералы убеждены в том, что высадка кончится только кровопролитными боями, в результате которых мы будем отброшены, а если нам удастся закрепиться на небольших плацдармах, то через несколько дней их все равно придется оставить. Побережье Франции укреплено до предела, и у немцев до сих пор еще больше дивизий на Западе, чем у нас в Великобритании, причем они располагают сильной поддержкой с воздуха. У нас нет такого количества судов, которое необходимо для переброски большой армии на Европейский континент, … Отвлечение наших флотилий для выполнения подобной операции парализовало бы поддержку армий на Среднем Востоке и полностью прекратило бы наше судоходство в Атлантическом океане. Это могло бы привести к проигрышу битвы за Атлантику, а также к голоду и гибели Британских островов».

1942 год. Сталин пригласил посла США У. Гарримана и прибывшего в СССР помощника президента Г. Гопкинса посмотреть вместе с ним фильм «Волга, Волга». Гостям фильм понравился, и Сталин, якобы в знак особого расположения, подарил через Гопкинса президенту Рузвельту копию фильма. Рузвельт посмотрел фильм и не понял, почему Сталин прислал именно его. Тогда он попросил перевести слова песен. Когда прозвучала песня, посвящённая пароходу «Севрюга»: «Америка России подарила пароход: / С носа пар, колёса сзади, / И ужасно, и ужасно, / И ужасно тихий ход», он воскликнул: «Вот теперь понятно! Сталин упрекает нас за тихий ход, за то, что мы до сих пор не открыли второй фронт»".

Май - июнь. Нарком иностранных дел В.М. Молотов вел в Лондоне и Вашингтоне переговоры об открытии второго фронта в 1942 г, ему было обещано такой фронт открыть.

Но западные союзники не выполнили свое обещание. Черчилль вместе с американцами высадил свои войска в Африке, чтобы начать освобождение Европы с юга. «Я хочу видеть Германию в могиле, а Россию - на операционном столе», - зло шутил премьер-министр.

 

Высадка в Дьепе (Dieppe)

 

И все же У. Черчилль хотел хоть немного помочь Сталину.

…19 августа. На рассвете 252 корабля пересекают Ла-Манш. На борту 6 тыс. солдат и офицеров союзных войск и бойцы «Свободной Франции».

Первая неудача: завязался бой с встретившимся конвоем немецких торговых судов. Потеряна внезапность: ураган пуль и снарядов из огневых точек, оборудованных на скалах и в прибрежных отелях Дьепа.

Вторая неудача: не удалась поддержка с воздуха – 106 британских самолета были уничтожены.

Лишь 29 танков достигли берега, их гусеницы завязли в гальке. Только 15 боевых машин выбрались к укреплениям врага, но не смогли их преодолеть. Канадский военный корреспондент: «Солдаты шли к берегу на полуметровой глубине под свинцовы огнем. У кромки воды  грудами высились трупы убитых». Через шесть часов высадка захлебнулась: 1027 убитых, 2340 пленных.

У.Черчилль: неудавшаяся высадка - «кладезь боевого опыта».

Командующий, вице-адмирал, Лорд Луис Маунтбеттен: «Один солдат, погибший в Дьепе, спас десяток солдатских жизней при высадке в Нормандии». 

 

 Подготовка

 

1943 год, январь. Касабланка. Встреча премьер-министра У. Черчилля и президента США Ф. Рузвельта. Решили высадить войска в Северной Франции. Необходимо опередить Сталина – его армия может захватить Францию и другие станы Европы.

Генерал-лейтенант Великобритании Ф. Морган назначается начальником штаба Верховного командования союзных экспедиционных сил. Название операции «Оверлорд».

Еще раньше радиостанция Би-би-си обратилась к жителям страны присылать в военное министерство фотографии мест летнего отпуска на французском берегу Ла-Манша. Было получено около 10 млн. открыток.

Самолеты-разведчики летали над всем  атлантическим побережьем – от Голландии до Испании -  и фотографировали местность. Это делалось преднамеренно – враг не должен был догадываться, где планируется высадка. Группы разведчиков собирали на побережье образцы грунта и песка.

Офицеры штаба Ф. Моргана пришли к выводу: десант возможен или в районе г. Кале или в Нормандии, на полуострове Котантин.

Прямая атака на  портовые города Франции исключалась – это показал печальный опыт высадки в Дьепе.

Из г. Кале даже без бинокля можно разглядеть территорию Англии, расстояние всего 33 км. До намеченного побережья Нормандии - в семь раз дальше. Но в районе Кале у противника – мощные оборонительные сооружения и танковые соединения. Ф. Морган выбрал Котантин.

Для успеха операции необходимо в кратчайшее время перевезти  множество военнослужащих и военных грузов. Но большие транспортные корабли не могут подойти и мелководному и необорудованному берегу.

В штабе Ф. Моргана проработали уникальный проект: построить из понтонов, стальных конструкций, 60 старых торговых судов (их предстояло затопить) две искусственные гавани «Малберри» .

На британском острове Уайт начались подготовительные работы по прокладке подводного трубопровода протяженностью 112 км. По нему предстояло перекачать миллионы тонн моторного топлива для боевых машин.

Создали танки специального назначения. «Крабы» с вращающимися барабанами и цепями, которые могли создать проходы в минных полях. Ныряющие, способные отбуксировать со дна утонувшие машины. Огнеметные.

Танк «Утенок Дональд» оборудовали винтами и складной водонепроницаемой оболочкой. Он мог проплыть несколько километров. На берегу чехол снимали, «Утенок» превращался в обычную боевую машину.

Не обошлось и без контрразведчиков и шпионов. Еще в мае 1941 г. англичане захватили немецкую подводную лодку. С нее сняли бесценное – шифровальную машину «Энигма» и технические инструкции. Специалистов в Блетчли-Парк - среди них были криптографы, инженеры, математики и шахматисты – возглавил выдающийся ученый Алан Тьюринг. Им удалось взломать секретные коды. Поэтому штаб Ф. Моргана знал планы нацистского командования, отслеживал подготовку и передвижение их войск.

Хранить в глубочайшей тайне собственные секреты было одной из главных задач офицеров штаба. Фактор внезапности - ключевой для успеха - в момент вторжения десант легко сбросить в море.

Надо было убедить противника, что главный удар будет нанесен в Кале. Прославленный американский генерал Д. Паттон, которого немцы очень боялись, возглавил фальшивую «Первую группу армий США». Она была «дислоци-рована» около Дувра – напротив Кале. Строились и выставлялись наружу деревянные макеты бензовозов, танков, планеров и самолетов; развертывались военные «лагеря» и «склады»; «штабы» обменивались радиоинформацией.

Среди шпионов особо отличился двойной агент испанец Хуан Пужоль Гарсия. За полгода он отправил в Германию более пятисот шифрованных радиосообщений. Многие из них были правдивыми, но не своевременными. Нацисты доверяли ему: планируемая высадка в Нормандии  - лишь отвлекающий маневр. Гарсия уверял: вторжение произойдет в июне 1944 г, в районе г. Кале или в Норвегии, около г. Тронхейма. 

Около Эдинбурга  – по примеру «Первой группы армий США» Д. Паттона – создали  мнимую «британскую четвертую армию». К моменту начала операции «Оверлорд» немцы сосредоточили в Норвегии крупную военную группировку.

                      

«Атлантический  вал»

 

Масштабная подготовка к битве развернулась и по ту сторону Ла-Манша.

По приказу Гитлера строится линия укреплений, протянувшаяся вдоль побережья Дании, Нидерландов, Бельгии, Франции. На ней трудятся два млн. «Ost-Arbeiter» (!)  - принудительных рабочих из оккупированных стран Европы. На «Атлантическом вале» - 12250 бункеров, 700 укрытых бетоном артиллеристских батарей. На боевом дежурстве 300 тыс. солдат; часть из них – бывшие  военнопленные.  Годом позже Гитлер поручает генерал-фельдмаршалу Эрвину Роммелю проинспектировать «Атлантическом вал». Он один из самых талантливых военачальников. За успешные боевые действия в Африке его прозвали «Лисом пустыни», «Генералом-солдатом».

Фельдмаршал приказал: установить 6 млн. мин на побережье Северной Франции и в прилегающей местности. Вдоль берега вбивать забор из четырехметровых бревен – кое-где с минами - и ставить пирамидки из бетона –«драконовы зубья». По  его мнению, десант может и должен быть уничтожен в первые же сутки.

Перед высадкой

 

…Декабрь.  Верховным главнокомандующим назначен американский генерал Дуайт Эйзенхауэр. Сухопутные силы возглавил британский генерал Бернард Монтгомери - герой решающего сражения в Северной Африке при Эль-Аламейне. О великих полководцах в истории он высказался так: «Кроме меня  еще два – Александер Македонский и Наполеон».

Штаб Дуайта Эйзенхауэра продолжил работу генерала Ф. Моргана и его подчиненных.

Стратегические бомбардировщики, которые использовались, чтобы сносить с лица земли военные заводы - а заодно и мирные города в Германии – появились в небе над Северной Францией. Бомбы уничтожали укрепления «Атлантического вала», радиолокационные станции, вокзалы,  ж.д. пути, мосты, склады, электростанции. 200 тыс. боевых вылетов! Немецкое донесение: «Береговые оборонительные сооружения отрезаны от баз снабжения… масштабные перемещения частей по ж.д.  в данный момент практически невозможны».

Но и цена успеха оказалось очень высокой: 2 тыс. самолетов не вернулось на свои аэродромы. Погибло много «Ost-Arbeiter»  и мирных жителей Франции и Бельгии.

1944 год. В войсках непрерывно шли учения с высадками на берег и боевой стрельбой. В одном из них «Тигр» 27-28 апреля участвовало 23 тыс. американских солдат и 300 плавсредств. Случайно корабли открыли огонь по своим. Позже, ночью десантные суда атаковали 9 торпедных катеров нацистов. Погибло 946 военнослужащих, еще 200 ранено. У оставшихся в живых взяли подписку о неразглашении операции. 

 

День Д

 

Успех зависел и от своенравной и неуправляемой Ее Величество погоды. Еще 2 июня часть десантных кораблей вышли в море, но их пришлось вернуть обратно.

Генерал Ф.Морган сказал как бы в шутку главному офицеру метеорологической службы: «Удачи, Стэг. Но если ты сделаешь неправильный прогноз, мы вздернем тебя на ближайшем фонаре».

Десантникам нужна была ясная луна, пехоте – прилив на рассвете, моряки хотели штиля.

…4 июня. Погода хуже некуда: шторм и сильная облачность. Немцы были уверены: для успешного десанта необходимо четыре дня ясной погоды. Д. Эйзенхауэр знал об этом из расшифрованных вражеских радиограмм.

Но через два дня высокий прилив под воздействием Луны закончится - последующая высадка станет  возможной лишь 21 июня.

Важнейший фактор внезапности вот- вот мог ускользнуть.

Капитан Д. Стэг доложил: на следующий день возможно затишье на сутки и приемлемая видимость.

21.40. Д. Эйзенхауер: «Отлично. Начинаем».

…5 июня, Солдаты получили боезапасы, аптечки, спасательные надувные жилеты и продовольственный паек на одни сутки. Офицеры вскрыли запечатанные конверты.       

Вечером Верховный главнокомандующий неожиданно посетил три военных аэродрома. Он пожал руку многим десантникам и отсалютовал взлетающим самолетам.

Отбывая с аэродрома, Д. Эйзенхауэр сказал  водителю: «Очень трудно смотреть в глаза солдату, когда предчувствуешь, что посылаешь его на смерть».

Позже адъютант обнаружил в его пиджаке записку на случай неудачи: «Наша высадка в районе Шербура-Гавра  не привела к удержанию плацдарма, и я отвел войска…. Войска, авиация н флот сделали все, что могли сделать храбрость и верность долгу. Если кто и виноват в этой попытке, то только я».

Э. Роммель в эти часы был в Германии, в своем доме. Он готовил подарки своей жене Люси - завтра у нее день рождения. Генерал-фельдмаршал не беспокоился - погода была отвратительной

Ночью бомбардировщики отбуксировали планеры через Ла-Манш. В 5 км. от цели на высоте 2400 м – расцепление.

…6 июня - день Д.

00.16 Британский планер «Хорса» с 30 солдатами приземлился точно, 8  км. от побережья, на мосту около г. Кале. Через две минуты рядом село еще два планера. Солдаты Оксфордширско-Бакингемшир-ского пехотного полка за четверть часа захватили и второй, находящийся рядом, стратегически важный мост через реку Орн. Охрану застали врасплох, сопротивления почти не было.

Хозяин местного кабачка откопал спрятанные от немцев 96  бутылок шампанского. Впрочем веселиться долго не пришлось: 13 часов – до подхода высадившихся войск - десантники защищали мосты. 

Цель другой группы десантников – береговые батареи в Мервиле. Здесь капризная Госпожа Удача отвернулась. Парашютисты оказались выброшены слишком далеко. Без военнослужащих - наводящих с сигнальными устройствами три планера промахнулись.

Вместо 600 солдат лишь 150. Подполковник Т. Отуэй все же повел их в атаку. Половина убита, но орудия большого калибра больше стрелять не будут.

Продолжалась операция обмана в районе Дувр – Кале. С самолетов сбросили тонны измельченной фольги. В пролив Па-де Кале вышли канонерские лодки с 28 воздушными шарами с  радиоотражающими оболочками. С немецких радиолокационных станций поступили сигналы тревоги. Нацистам показалось: к ним приближается множество боевых кораблей. Береговые батареи открыли огонь.

…Армада из 5500 кораблей отчалила из 22 портов Южной Англии. На борту 156 тыс. солдат и офицеров. Впереди, к берегам Нормандии шло 225 минных тральщика. В небе патрульные самолеты – охотники на подводные лодки.

…05.50. 138 кораблей открывают огонь по береговым укреплениям. В небе - тысяча бомбардировщиков Королевских ВВС. Вслед за ними на «Атлантическом вал» обрушили свои бомбы еще тысяча американских самолетов.

С кораблей солдаты пересаживались в десантные боты. У каждого - оружие и 30 кг. снаряжения. Боты движутся при двухметровых волнах и ветре.

…06.30. Первые американские солдаты высадились на берег. На участке протяженностью 80 км. развертывается сражение за пять плацдармов.

Расскажем только о боях на участке «Омаха», где бой был особо ожесточенным. У врага - пулеметные гнезда, в прибрежном песке – тысячи мин и «драконьих зубов» Роммеля. Очень тяжелые потери среди саперов. Уничтожено несколько кораблей, не стало огневой поддержки. Потоплено 10 десантных ботов; солдат,  выпрыгнувших за борт, из-за тяжести амуниции потянуло на дно.

Горящие танки, груды убитых, разрывы снарядов, стоны раненных.

…08.00. За второй волной десанта к «Омахе» приблизились эсминцы. Залпы корабельных орудий помогли переломить ситуацию. …14.00. Оборона  немцев прорвана.

…16.00. Танки, орудия, автомашины  - въезжают на берег.

К концу дня на «Омахе» 34 тыс. солдат. Потери - 2400 убитых.

 

Последующие дни

 

…7 июня. Генерал-фельдмаршал Э. Роммель вернулся в свой штаб. Слишком поздно.

На полуострове Котантин днем раньше - уже 156 тыс. военнослужащих союзных войск, захвачены все пять плацдармов. (Вышли из строя – 10 тыс, среди них 4571 – убитых).

…12 июня. Плацдарм расширен: глубина - 24, ширина - 67 км.

Отбуксированы и смонтированы две искусственные гавани «Малберри». Только за две недели через них  перебралось на континент около полумиллиона солдат и 100 тыс. единиц боевой техники.

…19 июня. Ее Величество погода сильным штормом уничтожило американскую гавань, а британскую на несколько дней вывело из строя.

Любопытный факт: танковые соединения оставались у г. Кале -  немцы все еще опасались главного удара от мнимой «Первой группы армий США» под командованием генерала Д. Паттона. (Шпион Хуан Пужоль Гарсия все еще уверял о такой возможности).

Немецкие войска стянулись к полуострову, окружив десант союзников. Напрасно!

…25 июля. Американцы во главе с генералом О. Бредли вырвались с полуострова Котантин и начали наступление вглубь Франции.

…12 августа. Заработал  подводный трубопровод: остров Уайт – Шербур.

…15 августа. Операция «Дракон»: союзники высадились на юге Франции. Перебросить часть войск с  Восточного фронта немцы не могут - Советская армия начала  в Белоруссии широкомасштабное наступление «Багратион», согласованное с союзниками. на Тегеранской конференции.

Отчаявшиеся нацисты пытались взять реванш: направили на Лондон «оружие возмездия» ракеты ФАУ-1, затем - ФАУ-2. Но первые экземпляры изделий конструктора Вернера фон Брауна оказались сырыми и не очень эффективными. В ответ на диверсии французских патриотов нацисты сожгли деревню Орадур-сюр-Глан и убили почти всех ее жителей, включая детей.

…26 августа. Освобожден Париж. 3 сентября – Брюссель.

Как изменилась общая военная ситуация? На Восточном фронте против 8 млн. нацистских военнослужащих ожесточенно сражалось примерно 10 млн. солдат и офицеров Советской армии. После операции «Оверлорд» к ним присоединилось 3,5 млн. превосходно вооруженных союзных военнослужащих. Дни чудовищного Третьего рейха» были уже сочтены.

Политики и журналисты Запада утверждают: «День Д - поворотный момент в истории».

 

Феликс Патрунов,

кандидат наук,

заслуженный работник вышей школы России,

специально для

«Русского Хьюстона»                                                        

 

 

 

 

Rate this article: 
No votes yet