Журнал «Америка» глазами американки. Два лица Техаса.

Сообщение об ошибке

  • Notice: Undefined index: taxonomy_term в функции similarterms_taxonomy_node_get_terms() (строка 518 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined offset: 0 в функции similarterms_list() (строка 221 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined offset: 1 в функции similarterms_list() (строка 222 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).

Как писала про Техас жена политического эмигранта Локшина.

В прошлом номере газеты мы рассказывали о семье Локшиных, которая в середине восьмидесятых годов прошлого века переехала из Хьюстона в Москву.

Материал вызвал большой резонанс у читателей «Русского Хьюстона Today».

Ученый-биолог Арнольд Локшин был приверженцем идей коммунизма. В октябре 1986 года семья переехала в Москву, где политическим беженцам из Америки выделили черехкомнатную квартиру и дали работу.

Мы подробно рассказывали, как сложилась судьба этой семьи после того, как рухнул Светский Союз и вместе с ним коммунистические идеи.

Но за кадром той статьи оказалось еще одно обстоятельство.

Жена Арнольда Локшина Лорен вскоре по приезду в Советский Союз опубликовала в популярном тогда еженедельнике «Аргументы и Факты» статью про журнал «Америка» и про Техас, в частности.

Перепечатываем эту статью полностью. Без комментариев.

***

Глянцевый, как новенькая банкнота, и столь же далекий от реальной жизни, как 9 долларов одной бумажкой, – таков, по моему мнению, издаваемый правительством США на русском языке журнал «Америка», подшивку которого я не спеша пролистала несколько дней назад.

Особый интерес для меня представил январский номер этого года, посвященный Техасу, в самом большом городе которого – Хьюстоне мы жили последние 6 лет перед приездом в СССР. Страницы, полные ярких фотографий, невольно напомнили о том, что было у нас в Америке.

Как было хорошо во время школьных каникул отправиться на берег Мексиканского залива в Галвестон и, вдоволь накупавшись, отведать в ресторанчике морских деликатесов! Как красивы поля на холмах вблизи Хьюстона, покрытые ковром весенних цветов!..

В выходные мы иногда ездили в Сан-Антонио и Остин, где бродили по улочкам, застроенным красивыми домами в испанском стиле – в начале прошлого века большая часть территории Техаса принадлежала Мексике. Нельзя было не восхищаться хьюстонским Астродомом – гигантским крытым стадионом, где круглый год идут упорнейшие спортивные битвы. Наши дети и сейчас еще вспоминают Астроуорлд – знаменитый парк развлечений...

Я невольно задержалась на странице с фотографией силуэтов хьюстонских небоскребов. Снимок был сделан ночью, во время празднования 150-летия Техаса. Помню множество экстравагантных музыкальных номеров и море огней в центре города. Под фотографией шел краткий рассказ. Он вернул меня в реальность.

Помни Аламо!

Писатели любят прославлять защиту Аламо. Кинорежиссер Джон Вейн даже снял фильм об осаде мексиканцами этой крепости. Журнал «Америка» начинает свой рассказ о Техасе именно с этого события. По утверждению автора статьи, защита этой старинной, построенной еще испанцами цитадели стала символом героизма и гордости Техаса. Нам внушают, что жертвы были принесены на алтарь «независимости Техаса».

Мы были на месте сражения. Мемориальная доска, однако, определяет защитников Аламо как группу «авантюристов, земельных спекулянтов и торговцев рабами». Эти понаехавшие в принадлежавшую Мексике часть Техаса «искатели удачи» подняли восстание с целью отделения этой территории, но почему им понадобилось это делать – об этом в «Америке» ни слова. Борьба же шла за захват земель для расширения плантаций, использующих невольничий труд. Эти земли были более продуктивны и позволяли выращивать хлопок с меньшими затратами, чем истощенные поля в «старых» приморских штатах. Рабство «решало» проблему дешевых рук для их обработки.

Выезжают за счет... ракет

Читая статью дальше, мы оказываемся в середине XX столетия.

Техас – второй по величине штат страны с множеством корпораций с мультимиллиардным оборотом. Многие из этих компаний, как нам с гордостью сообщается, основаны иммигрантами с их духом первопроходцев. Пример – фирма «Тексас инструментс» (ТИ). Основанная двумя предприимчивыми иммигрантами, она одной из первых специализировалась на производстве электронного оборудования и вычислительной техники.

Хьюстонский филиал ТИ располагался в 9 км от нашего дома. Я помню время, когда компьютеры этой фирмы были образцом, с которым сравнивали продукцию других предприятий. Однако затем рынок больших персональных компьютеров захватила ИБМ, а карманные калькуляторы ТИ оказались хуже, чем новинки, предлагаемые компанией «Хьюлитт-Паккард» и другими конкурентами. Начались массовые увольнения. «Америка» не обсуждает эту сторону истории ТИ, как не обсуждает она и судьбу тех, кто, отдав лучшие годы этой компании, внезапно оказался без средств к существованию.

Но будем читать дальше. Автор пишет, что в Техасе располагаются штаб-квартиры крупнейших компаний, добывающих нефть, газ, производящих электронные изделия и сельхозпродукты, занимающихся страхованием и банковским делом. Но ни слова о военной продукции, хотя она и занимает лидирующие позиции. Здесь изготавливается все, включая ядерные боезаряды. '' Появившиеся в штате корпорации действительно обогатили бизнес самой передовой технологией; их концентрация здесь объясняется отсутствием местных налогов.

Экономические трудности обсуждать всегда неприятно, и «Америка» от этого просто уходит, – а ведь Техас находится в состоянии депрессии уже несколько лет.

Читаем номер «Нью-Йорк таймс» от 20 марта 1988 г.: дефицит городского бюджета в Хьюстоне в этом году составляет 14 млн. долл., а в следующем достигнет 42 млн. Началась новая волна увольнений в нефте- и газодобывающих отраслях. Число рабочих мест здесь сократилось с 303 тыс. в 1982 г. до 196 тыс. в настоящее время. Банкротство Республиканского банка, одного из крупнейших в штате, было предотвращено только путем оказания ему федеральной помощи в размере 1 млрд. долл.

Что может вытянуть Техас из экономического упадка? По мнению газеты – увеличение военных расходов.

Сколько стоит стать бедным?

А чего стоит упоминание в статье «первоклассных социальных программ»? Зарплата учителей в штате – одна из самых низких в стране. Университеты увеличили плату за обучение из-за урезания бюджетных ассигнований. Общественный транспорт тянет только на третий разряд и к тому же дорог. Во всех крупных городах чернокожие и испаноязычные американцы живут в своего рода гетто.

Прямо в самом центре Хьюстона, в тени сверкающих небоскребов, расположилось одно из худших гетто города. Думаю, что его жители весьма бы удивились, узнав, что они являются объектом заботы общества. Недоедание, 50%-ная безработица, некачественное медицинское обслуживание в переполненных и плохо укомплектованных персоналом больницах являются нормой жизни. Никаких парков, в действительности украшающих лишь богатые кварталы города, в этих местах нет. Пустыри, оставшиеся после сноса старых домов, – вот «парковая зона» для детей обитателей гетто.

Для журнала «Америка» бедных в Техасе просто не существует. Однако даже ведущий местной телевизионной сети Марвин Циндлер часто заканчивает свою вечернюю программу словами: «Быть бедным – ужасно».

Сегодня люди хотят знать всю правду о жизни в других странах. Но статьи в духе «Алисы в стране чудес» не отражают реального положения дел. В Америке много хорошего. Но немало и серьезных проблем.

Зачем одурачивать людей и заставлять их считать, что в Америке все и всегда свободно, открыто и прекрасно?

Да, журнал «Америка» действительно глянцевый, как новая банкнота. Но ведь на бумажку в 9 долларов ничего не купишь – она фантазия».

Лорен Локшин,

Москва,

1988 год

Rate this article: 
No votes yet