Кадьяк – остров, где живут медведи и где сохраняется наследие Русской Америки

Здесь расположено самое старое здание на Аляске – меховой склад.

Остров Кадьяк, расположенный в 190 милях от Гомера, если плыть вдоль побережья Аляски, действительно красив, покрыт темной зеленью елей с пятнами светло-зеленых лугов и склонов. Начало июня, а полоски снега всё ещё белеются на вершинах. Не зря Кадьяк называют изумрудным островом Аляски. Его безлесые части напоминают Ирландию или Шотландию.

 Кроме того, что в городе расположена самая большая в США станция Береговой охраны (её показывали в реалити-шоу Deadliest Catch) и тренировочный лагерь спецназа ВМС США (U.S. Navy Seals), Кадьяк - это также главный хранитель наследия Русской Америки, он стал им после 1867 года, когда США купили 586 412 квадратных миль Аляски у царской России, заплатив 7.2 миллиона долларов за то, что в те времена иногда называли «Глупостью Сьюарда».

Об условиях сделки договаривался тогдашний госсекретарь Уильям Генри Сьюард. На сегодняшние деньги это составляет приблизительно 110 миллионов долларов, хотя некоторые говорят о целых 17 миллиардах долларов, если пересчитать относительно размера американской экономики тогда и теперь.

Город Кадьяк является домом для самого старого российского здания в Северной Америке - и самого старого здания на Аляске - мехового склада (магазина) Российско-американской компании, построенного в 1808 г. В этом здании теперь размещается Музей Баранова, названный в честь этого многолетнего руководителя компании.

Многие улицы города названы в честь русских, многие местные жители имеющие алеутские корни носят русские фамилии, а русская православная церковь, построенная в 1898 г., со своими двумя симпатичными синими куполами, является главной достопримечательностью Кадьяка.

Алеуты, относящиеся к юпикским народам Берингова моря, жили здесь в течение 7 500 лет и прекрасно себя чувствовали в этой суровой среде, добывая всё в чем они нуждались для еды и одежды охотясь на животных земли и моря, так было, пока в 1784 году не прибыли российские торговцы и охотники на пушного зверя.

Тогда они были фактически порабощены Российско-американской компанией, которая держала заложниками их женщин и детей, вынуждая мужчин за гроши добывать морских выдр - каланов.

Их насчитывалось, приблизительно, 9000 человек, когда прибыли русские. Несколько десятилетий спустя их оставалось только 1900. Остальные стали жертвами тяжелой работы и европейских болезней, таких как оспа.

Каланы были на грани исчезновения тоже, в не меньшей мере - из-за еще более хищнического отстрела их американцами после покупки Аляски.

Алеутам тоже пришлось очень плохо под американцами, миссионеры запрещали им говорить на их собственном языке, их детей, под предлогом 'американизации', забирали и отправляли в специальные школы. Сегодня они пытаются возродить свой язык и культуру. У, приблизительно, 15 процентов из 14 000 островитян, в жилах течет алеутская кровь.

Остров, приблизительно, 110 миль длиной, 60 миль шириной, сильно изрезан бухтами и фиордами. У нас есть больше восьми часов здесь, до того как наше  отличное  судно «Tustumena» продолжит своё путешествие на запад, к Алеутским островам.

За 75 долларов я заказал четырехчасовой тур по острову, но леди-гид, она же и водитель, может начать только в 10:00, так что мне надо где-то убить два часа, а все кафе закрыты. Один говорит «открыто», и я присаживаюсь только для того, чтобы услышать что здесь тоже «закрыто». Но парень дает мне чашку чая и отказывается брать деньги – в отличие от всех других уличных торговцев, которых я до сих пор встречал в своей поездке по Аляске.

Единственная проблема, что из телевизора включенного на полную мощность, льётся безостановочный поток глупой болтовни невыносимого Вольфа Блицера. Ой вэй! Я с большим трудом смог попросить раздатчика бесплатного чая переключить канал.

Между тем хорошая погода следует за мной. Когда мы пришвартовались в 7:45, было очень серо и пасмурно, вершины сопок были скрыты в облаках. Теперь, в 10:00, облака разошлись, небо синее-синее, и солнце ярко светит, золотя верхушки елей.

С 1400-футовой горы Pillar открывется превосходный вид на город, вершины, море и острова. Но, увы, сильные ветры побудили человека соорудить на хребте ветряную электростанцию -  поставить   несколько крутящихся ветряков с турбинами.

Кадьяк больше всего известен своими медведями - кадьяками самыми крупными из гризли, самцы весят 600 - 900 фунтов. Самые крупные весят до 1500 фунтов, и в длину достигают 10 футов. Многие поколения медведей жили на острове никем потревоженные и превратились в обособленную разновидность. Теперь их насчитывается, приблизительно, 3500 особей.

Причиной стабильности популяции считается то, что охота на медведей разрешена только за пределами Кадьякского национального заповедника. Но почему некоторые идиоты хотят убить это великолепное существо и расстелить его шкуру на полу или на стене, это - за пределами моего понимания.

Мой гид, леди, однако, говорит, что это - лучшая смерть, чем то, что ожидает старых медведей, продолжительность жизни которых достигает 30 лет. Когда они становятся старыми и слабыми, а их зубы - не такими острыми, молодые медведи нападают на них и отгоняют от лучших пастбищ и охотничьих мест. В конце концов они умирают от голода.

Самое лучшее время для наблюдения медведей - на берегу, в июле - августе, во время нереста лосося, но моя леди-гид несколько дней назад видела мамашу с двумя детенышами, они перешли дорогу прямо перед её машиной.

Мы путешествуем приблизительно в 30 милях к югу от города, но сегодня никого не видно. Впрочем волноваться не о чем. Те медведи, которых я видел на Катмае, были, вероятно, медведями-кадьяками, которые переплыли пролив.

Мы видим огромное 15-летнее орлиное гнездо, на ближней ветке сидит орлица и охраняет своих орлят. У нее может быть два или три птенца, но выживает чаще всего только один, потому что он или она, в борьбе за еду, выталкивает остальных из гнезда.

Главные хищники земли и неба нечасто сталкиваются друг с другом, просто потому что орел не может унести медвежонка, не говоря уже о медведе весом более 600 фунтов.

Но леди-гид однажды видела, как медведь убил двух орлов. Он нашел и охранял тушу огромного кита, выброшенную на берег, целыми днями питаясь ею. Однажды, два голодных орла подлетели слишком близко и в эту ночь медведь добавил дичь «а-ля орел» к своему китовому «стейку».

Она посмотрела на датчик расхода топлива, и, какая неожиданность, обнаружила что забыла заправиться. Таким образом, мы возвращаемся не доехав до Аляскинского космодрома, используемого для запуска военных спутников на полярную орбиту, государственное предприятие, известное его критикам как Alaska Space Pork.

Начала завывать «цунами-сирена». Но опять, беспокоится не о чем; это просто регулярный тест системы оповещения, проводимый по средам в 14:00 - напоминание о самом сильном землетрясении в истории Северной Америки произошедшем в 1964 году. Землятресение магнитудой 9.2 , вызвало серию цунами, которые стерли город Кадьяк с лица земли.

Майк Аркус

Rate this article: 
No votes yet