Директор национального кладбища в Анкоридже Вирджиния Уокер чтит память советских летчиков

Вирджиния Уокер: «Пока я помню – я живу».

Прошло двадцать с лишним дней, как мы отметили 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, стоившей советскому народу жизней почти 27 миллионов человек. И цифры продолжают уточняться. Страшные цифры - 41 миллион 979 тысяч погибших. К 9 Мая готовились все, кому дорога память о той войне. Но пандемия коронавируса всех нас перенесла в виртуальный мир жизни, оставив немногим из нас шансов личным присутствием почтить память погибших воинов на мемориальных кладбищах и у памятников героям войны возложением венков и цветов.

Мой отец - Иван Сергеевич Зеленский  был на фронте с первого дня войны,  демобилизовался только  в январе 1946 года.  И все четыре года был на передовой - от Москвы и до Варшавы. Потом был в резерве на Дальнем Востоке, где готовилась капитуляция Японии. Поэтому День Победы для нашей семьи был самым главным семейным праздником. Прилетев на Аляску в 1990 году, я уже знала о том, что на военной базе недалеко от Анкориджа есть могилы советских летчиков. Об этом писала в 1988 году газета «Магадан-ская правда» с фотографией обелисков. Фотография была сделана моим коллегой, фотокорреспондентом Расулом Месягутовым, которому  посчастливилось прилететь в Анкоридж с первой делегацией официальных лиц из Москвы и Магадана для установления дружественных связей Магаданской области и Аляски. Но посетить мемориальное кладбище тогда в Форте Ричардсоне было невозможно с советским паспортом. Случилось это через три года, когда в Анкоридже впервые был презентован документальный фильм об истории магаданского ГУЛАГа - «Будь проклята ты, Колыма». Тогда же мы все – журналисты, историки и наши друзья смогли получить разрешение на посещение раздела союзников – летчиков трассы АлСиба.

Собственно, с этого, 1993 года, при всякой возможности, я старалась обязательно посетить это место, особенно в День Победы.  Традиция продолжается по сей день.

Главной Хранительницей нашей общей памяти является Вирджиния Уокер. Эта удивительная женщина - директор двух Мемориальных национальных кладбищ

- Форт Ричардсон в Анкоридже и в Ситке. Работает в этой должности уже 20 лет. За ее безупречную работу по содержанию могил советских летчиков, подполковник Уокер уже была отмечена Благодарственным письмом от Президента России Д. Медведева в 2010-м году, врученном ей Генеральным консулом России в Сиэтле. Она - ветеран американских Военно-воздушных сил, отдала службе больше 15 лет жизни. Мать троих детей и бабушка трех внуков. До Вирджинии Уокер большинство директоров кладбищ не могли продержаться  на этой работе из-за эмоционального напряжения.  Всякий раз, когда она обходит участок захоронений военных союзнических стран, мысли возвращаются к тем годам, когда США были большим партнером русских, говорили на языке взаимопонимания.

В 2019 году Миссис Уокер стала лауреатом  российской национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник».

К чести американцев, следует сказать, что государственная политика страны ориентирована не только на охрану, но и на сохранение памятников военно-исторического наследия всех времен и народов, оставивших свой след в истории США. Для поддержания контактов и координации деятельности с американскими участниками этого направления деятельности при Министерстве обороны России в 1992-м году был создан и работает экспертный совет и онлайн ресурс, чтобы была одна площадка виртуальной базы данных. Первым шагом в формировании этого ресурса была оцифровка и размещение архивных документов православия на Аляске. Представители Министерства обороны России, входящие в специальную правительственную комиссию по военно-мемориальной работе есть и составе Посольства РФ в США. Осенью прошлого года они прилетали в Анкоридж для встречи и обсуждения вопросов, связанных с имеющимися захоронениями советских летчиков на Национальном мемориальном кладбище Форт Ричардсон. Эти благородные намерения имеют позитивное значение для улучшения взаимопонимания и сближения обеих стран. Периоды спада отношений сменяются подъемом, и память о прошлой войне, солдаты которой не вернулись домой, соединит стремления людей жить в мире. История России и США прочно переплетена – поисковики обеих стран продолжают искать военные могилы. О важности этой деятельности говорит тот факт, что Россия имеет самый большой интернет ресурс воинских захоронений. Года два тому назад было найдено 8 новых захоронений.

- Моя главная цель в этой работе,- рассказывает Вирджиния Уокер, - не только заботиться о порядке на территории, но главным образом, уметь сопереживать тем, кто с горем в сердце проходит через дверь моего офиса в тяжелое  время жизни, ища моего сочувствия и помощи. Если я могу проявить заботу и доброту к людям в такой момент, возможно, другие будут видеть, что не настолько трудно преодолеть собственное недоверие и стать партнерами снова. Это должно начаться где-нибудь.

Я всегда была равнодушна к истории в школе, потому что этот предмет казался мне очень сухим и безличным, пока не пришла на службу в Национальный мемориал «Форт Ричардсон». Когда я увидела первую ошибку на надгробном камне, я знала, что могу исправить эту ошибку, да и сам факт в истории, обрадовать родственников, семью. Это заставило меня внимательно изучать надписи на обелисках, даты жизни и смерти человека, листать страницы истории войны, особенно периода поставок военной техники, обмундирования, продуктов питания по воздушной трассе Аляска- Сибирь. Я полюбила историю. Читала все, что могла достать в архивах, особенно относительно документации захоронений на Национальных кладбищах Форта Ричардсон и Ситки. Хотелось узнать о каждом летчике, его жизни, найти его родных. Особенно меня интересовал раздел «союзников», куда перенесли останки советских, канадских и британских летчиков.  История Второй мировой войны захватила меня полностью.

Люди, которые по сей день ведут поиск пропавших без вести во время войны родных, пишут нам тоже. Но при перезахоронении, в сопроводительных документах, была указана фамилия или имя c орфографическими ошибками, что было перенесено и на надгробный камень. Поэтому наша задача не только найти искажение данных и зафиксировать их, но и найти документы, подтверждающие достоверность данных. Работа кропотливая, требующая большого внимания и умственного напряжения, но она стоит того, чтобы чувствовать нужность своего дела».

История Алсиба была засекречена до 90-х годов. Сейчас ее возвращают из забвения вместе с обломками самолетов и погибшими экипажами. Первая трагедия произошла почти сразу после начала полетов, в ноябре 42-го. Тогда 20 летчиков разбились на пути к точке перегона. Всего же на трассе потеряны 80 самолетов, 113 человек погибли на обеих концах трассы АлСиба.

Выписка из документа «Сведения о советском летном составе, погибшем на Аляске в

1942-1945 годах»: «В течение 45 лет у нас не было каких-либо сведений о состоянии могил, похороненных на Аляске наших летчиков. В мае-июне 1990 года, при посещении Аляски делегацией Советского комитета ветеранов войны, было установлено, что 22 октября 1946 года все похороненные в Фербенксе и Номе советские офицеры перезахоронены американской администрацией на Аляскинском национальном кладбище в Форте Ричардсон, в нескольких километрах от Анкориджа. На этом кладбище хоронят погибших и умерших ветеранов войн штата Аляска. Для советских могил на кладбище отведен отдельный участок. На каждой могиле установлена стандартная надгробная плита. На каждой плите сделана надпись с данными о похороненном: имя, первая отчества, фамилия, звание, страна, принадлежность к воздушным силам, дата гибели. Кладбище содержится в идеальной чистоте и порядке. 3 июня 1990г делегация СКВВ посетила национальное кладбище и возложила цветы к могилам советских летчиков». Подпись – «руководитель секции «Аляска-Сибирь» СКВВ Радоминов. 15 июля 1990 г.»

- Аллея захоронения русских,- продолжает нашу беседу   Вирджиния Уокер,- находится на территории раздела союзников и насчитывает 12 могил пилотов и два захоронения гражданских лиц.. За ними покоятся останки канадских и одного британского летчика, погибших практически, в одно время – 1942-1943 годах на Аляске. По решению отдела армии, часть территории военной базы Элмендорф была передана в федеральную собственность для создания Национального мемориального кладбища «Форд Ричардсон», по закону «О репатриации погибших». Тогда это было Почтовое кладбище. Предполагали, что это будут временные захоронения.  А если найдутся родственники, то желающие могли бы перезахоронить родных на родине. 28 мая 1984 года Почтовое Кладбище было переименовано в Национальное и было передано Министерству по делам ветеранов под названием «Форт Ричардсон».

- Как директор кладбища  я должна заботиться обо всех, преданные земле  в этом святом месте. Мы знаем, что требуются серьезные исправления на обелисках советских летчиков, в их фамилиях. Исправляя прошлое, важно не совершить новых ошибок, ведь это может привести к искажению истории.  Пришлось долго работать, пока мы не получили одобрение и разрешение на внесение изменений в надгробные камни, изготовление новых. Этот длинный бюрократический процесс занял восемь лет. Только в 2016 году нам позволили применять кириллицу в надписях на надгробиях. Мы сотрудничаем с Университетом Аляски, с Русским культурным центром на Аляске, кто помогает нам в восстановлении имен советских пилотов. Профессор университета Аляски в Анкоридже Грэтчен Берч помогла нам установить контакты через Комитет городов-побратимов с музеем и историками Магадана, филологами Магаданского педагогического университета. Благодаря нашему сотрудничеству, я могла участвовать в проекте, посвященном 75-летию трассы Аляска-Сибирь, выступая перед студентами с рассказом об участии союзников в перегоне самолетов.

Благодаря нашему творческому контакту с Русским культурным центром, ежегодно, в дни празднования Дня Победы, настоятели храма святителя Тихона служат панихиду по павшим во Второй мировой войне.  Установившиеся доверительные отношения позволили нам выдать постоянные пропуска для входа на территорию военной базы Элмендорф всем желающим русским в Анкоридже, чтобы они могли почтить память своих соотечественников, погибших на Аляске.

В честь празднования 35-ой годовщины Национального кладбища Форт Ричардсон, в прошлом году, Министерством по делам ветеранов Америки установлены новые надгробные камни на Аллее советских пилотов. Продолжается работа по поиску неизвестных захоронений совместно с Комиссией по военно-мемориальной работе при посольстве РФ в Вашингтоне.

Скажу честно, что сотрудничество с Русским центром на Аляске и  Университетом  Аляски в  Анкоридже помогло мне довести этот проект до конца.

Советские пилоты были нашими союзниками, нашими братьями, полет которых был последним на Крайнем Севере Америки, вписав их имена в историю воздушной трассы Аляска-Сибирь.

Работая вместе с русскими американцами в Анкоридже, мы можем сделать многое ради сохранения памяти, чтобы больше людей разных возрастов и образования знали о российских Пилотах, о той дружбе, сплотившей русских и американцев в годы войны. В этом я вижу нашу миссию.

 

Анна ВЕРНАЯ,

наш соб. корр.

Анкоридж, Аляска

 

На снимках: Представители Министерства обороны - Комиссии по военно-мемориаль-ной работе при Посольстве РФ в США на Мемориальном кладбище Форт Ричардсон. Август, 2017 год; Посол России в США Анатолий Иванович Антонов и директор мемориального кладбища Форт Ричардсон на Аляске Вирджиния Уокер на церемонии освещения новых надгробий на могилы советских летчиков. 20 июня 2019 года.

 

 

 

 

Rate this article: 
No votes yet