«Мы выслали этих людей потому, что расстреливать их не было повода, а терпеть было невозможно»


Трагедия русской эмиграции: Бердяев, Сорокин, Ильин.


В сентябре 1922 года от Петроградской пристани отчалил пароход «Обербургомистр Хакен», за ним в ноябре того же года – пароход «Пруссия». Они увозили на своём борту почти 200 ярчайших представителей русской интеллигенции – философов, литераторов, врачей, профессоров, писателей и учёных. Эта массовая депортация инакомыслящих, неугодных новой советской власти, вошла в историю под говорящим названием «Философский пароход».

Петроград был не единственным портом отправления: депортация велась также из Одессы и Севастополя – морем, из Москвы в Германию и Латвию – по железной дороге.

Историки сходятся во мнении, что первостепенной причиной высылки из страны оппозиционно настроенных представителей интеллигенции был страх и неуверенность большевиков в своей способности удержать власть в молодом государстве после Гражданской войны.

Как писал Лев Троцкий: «Мы выслали этих людей потому, что расстреливать их не было повода, а терпеть было невозможно». То есть, в те годы большевикам ещё требовалась хотя бы видимость законных оснований для террора и репрессий.

19 мая 1922 года Владимир Ленин лично дал ход этой спецоперации по выдворению неугодных с территории России, и тщательно контролировал её процесс.

10 августа 1922 года ВЦИК принял декрет об административной высылке, который и стал своеобразной правовой базой для узаконенной депортации цвета русской интеллигенции. С каждого изгнанника бралась расписка о том, что даже под страхом смертной казни он не будет пытаться вернуться на родину, иначе – расстрел без суда и следствия.

И всё равно, каждый гонимый и преследуемый пассажир «Философского парохода» уезжал, в тайне надеясь однажды вернуться.

Среди «выброшенных с территории РСФСР» – а это, между прочим, была официальная формулировка для советской печати, были такие выдающиеся деятели, как философы Николай Бердяев, социолог Питирим Сорокин и публицист Иван Ильин.

 

Николай Бердяев

 

Николай Александрович Бердяев (1874-1948 г.г.) родился в Киеве, в знатной дворянской семье. Всемирно известный русский философ, религиозный мыслитель и публицист. События 1917 года он переживал очень остро, как переломный момент собственной судьбы. К революции Бердяев относился критически, негодовал против «злых её проявлений». Подписание Брестского мира в марте 1918 года на позорных для Советской России условиях он воспринял как предательство национальных интересов державы.

Дважды подвергался арестам. Первый раз оказался в застенках в феврале 1920 года, в ходе разбирательств по делу Тактического центра – политического объединения, ведущего контрреволюционную деятельность. Бердяев несколько раз выступал на его собраниях с докладами о перспективах революции в России.

В августе 1922 года был арестован во второй раз и обвинен в антисоветской деятельности и пропаганде. Позже ему огласили приговор – решением Политбюро и ВЦИК Николай Бердяев высылается за пределы страны бессрочно.

29 сентября 1922 года Бердяев вместе с супругой сели на пароход «Обербургомистр Хакен» и отправились в немецкий город Штеттин.

Эмигрировать Николай Александрович не хотел, решение о депортации воспринял как глубокое личное горе. Он даже писал Ленину письма с просьбой о помиловании, но ответа на них так и не дождался.

Два года Бердяев провёл в Германии, где появилась на свет книга, принесшая ему мировую славу – «Новое Средневековье» (Берлин, 1924 г.). Книга стала невероятно популярной и в кратчайшие сроки была переведена на множество европейских языков.

Летом 1924 года Бердяевы переезжают во Францию, которая станет для Николая Александровича домом до конца его дней.

Годы, прожитые Бердяевым в эмиграции, стали для него периодом усиленной философской работы. Во Франции он написал 15 крупных произведений, таких как «Смысл творчества», «Философия свободного духа», «О рабстве и свободе человека», «Царство Духа и Царство Кесаря».

Помимо этого, Николай Александрович был активным участником множества организаций, созданных русскими эмигрантами. В ноябре 1924 года под председательством Бердяева в Париже открылась Религиозно-философская академия, тогда же он занял кресло редактора издательства YMCA-Press. Бердяев стоял у истоков создания журнала «Путь», издававшегося с 1925 по 1940 годы, и публиковавшего на своих страницах выдающихся философов и мыслителей того времени.

В 1947 году Николаю Александровичу присвоили почётное звание доктора honoris causa Кембриджского университета – звание, присуждаемое за выдающийся вклад в науку и культуру всего мира.

До 1948 года Бердяева семь раз выдвигали на получение Нобелевской премии в области литературы.

Николай Александрович полностью отдавал себя любимому делу – высшей ценностью для него были свобода и творчество. Он поражал близких и родных своей трудоспособностью. Бердяев даже умер, сидя за своим письменным столом в далёком французском городе Кламаре. Его сердце, до последнего преданное своей Родине не выдержало – разорвалось.

 

Питирим Сорокин

 

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968 г.г.) родился в селе Турья Вологодской губернии, ныне – Республика Коми. Выдающийся культуролог и педагог, он стоял у истоков создания русской школы социологии.

Выходец из крестьянской семьи, свидетель двух революций, гражданской и мировой войн, Сорокин стал выдающимся учёным, учителем будущего американского президента.

Питирим Сорокин изначально был против старого режима царской власти и открыто агитировал рабочих и крестьян за ее свержение, но методы, которыми пользовались большевики, подвергались строгой критике с его стороны. Он отвергал любое насилие. Либеральная реформа государственного строя – вот, по мнению Сорокина, путь, по которому должна пойти новая власть.

События 1917 году встретил на посту редактора эсеровской газеты «Воля народа», тогда же был избран делегатом I Всероссийского съезда крестьянских депутатов, содействовал Временному правительству и даже был секретарём Александра Керенского.

После Октябрьского переворота Сорокин становится ярым противником советской власти, участвует в попытке её свержения. Был арестован и получил смертельный приговор – расстрелять. Однако после покаянной телеграммы Ленину и публичного обещания оставить любую политическую деятельность, был помилован и даже отпущен на свободу.

Однако в сентябре 1922 году за критическую рецензию на книгу «Теория исторического материализма» за авторством Бухарина и нелояльность к большевистскому правительству Сорокин попал в список «буржуазной профессуры», подлежащей выдворению из страны. Питирим Александрович вместе с женой в числе первых были депортированы за пределы Советской России без права на возвращение.

Навсегда покидая родину, Сорокины увозили с собой самое ценное – 2 чемодана рукописей учёного. Путь их лежал сначала в Германию, а после – в США, где Питирим Александрович прожил 45 лет.

За год выучив английский язык, в 1924 году, Сорокин стал лектором в Миннесотском университете.

Первые годы в Америке были чрезвычайно плодотворные – Питирим Александрович написал множество научных работ. Его заметили, он приобрёл вес в научном сообществе.

В 1931 году Сорокин организовал и стал во главе факультета социологии в известном на весь мир Гарвардском университете. Среди его учеников были яркие представители американской элиты: дети Франклина Рузвельта, будущий президент США Джон Кеннеди, государственный секретарь Дин Раек, лауреат Пулитцеровской премии Артур Шлезингер.

В 1965 году Американская социологическая ассоциация избрала Питирима Сорокина своим президентом.

За свою жизнь Питирим Сорокин написал 40 книг и около 200 статей, переведённые на 48 языков. Среди его работ «Социальная и культурная динамика» (1937-1941 г.г.), «Социология революции» (1925г.), «Система социологии» (1920 г.).

Сорокин был заметной фигурой среди американской элиты середины прошлого века. Он помогал русским эмигрантам, давал советы именитым политикам, обучал будущих исследователей, внесших огромный вклад в развитие науки во всём мире.

Введенные им понятия «социальная мобильность», «социальная система» и «социокультурная динамика» не утратили своей актуальности и сегодня.

Умер Питирим Сорокин на 79 году жизни в Массачусетсе.

 

Иван Ильин

 

Иван Александрович Ильин (1883-1954 г.) родился в Москве, в знатной дворянской семье – крестным его отца был император Александра II. Выдающийся философ и публицист власть Советов не принимал категорически, слыл безоговорочным сторонником Белого движения.

К событиям 1917 года отнёсся как к полной катастрофе и не таясь противостоял руководителям нового советского государства: публиковал статьи в поддержку Белой армии и даже оказывал денежную поддержку.

В 1922 году Иван Ильин попал за решётку уже в шестой раз и был осуждён на смертную казнь, однако расстрел заменили пожизненной ссылкой. Ильин стал ещё одним пассажиром «Философского теплохода».

Иван Александрович обосновался в Германии, где организовал Религиозно-философскую академию, издавал и редактировал журнал «Русский колокол». Кроме того, Ильин возглавлял юридический факультет Русского научного института.

В 1934 году Ильина увольняют из института, он получает запрет на преподавание и публичные выступления. Философ остаётся без средств к существованию.

В 1938 году Ильин покидает Германию и при финансовой поддержке Сергея Рахманинова переселяется в Швейцарию, но с одним условием – ему запрещено вести любую политическую деятельность.

Лишенный возможности публиковаться, Иван Александрович продолжает свою научную работу.

Наследие Ильина насчитывает около пятидесяти книг и сотни статей, наиболее известные из которых «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» (1918 г.), «О сопротивлении злу силою» (1925 г.), сборник статей Ильина «Наши задачи» (1956 г.).

Иван Ильин ушёл из жизни в декабре 1954 года и был похоронен неподалёку от Цюриха. Однако в 2005 году останки Ильина перевезли в Россию и перезахоронили в Донском монастыре, рядом с могилой белого генерала Антона Деникина.

Иван Александрович оставил своим потомкам личную библиотеку и архив – более ста коробок книг, брошюр, фотографий и журналов, среди которых редкое издание «Истории государства Российского» Карамзина и личная переписка с белым военачальником Петром Врангелем. В 2006 году личный архив философа вернулся в Россию.

В результате этих драматических событий, Запад и, в первую очередь США, получили от России щедрый «подарок» – целую плеяду талантливых специалистов и блестящих умов, которые продвигали и развивали науку, технику и культуру на «чужой» Родине.

 


Сергей НИКОЛАЕВ

 

 

 

Rate this article: 
No votes yet