Вы здесь
Home › Русский микрорайон › Николаевск-на-Аляске отметил 50-летний юбилей школы староверов ›Николаевск-на-Аляске отметил 50-летний юбилей школы староверов
Сообщение об ошибке
- Notice: Undefined index: taxonomy_term в функции similarterms_taxonomy_node_get_terms() (строка 518 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
- Notice: Undefined offset: 0 в функции similarterms_list() (строка 221 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
- Notice: Undefined offset: 1 в функции similarterms_list() (строка 222 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
Поздравить староверов приехали артисты из столичного Вашингтона, Сиэтла и Хьюстона .
Кенайский полуостров, штат Аляска. Здесь, в предгорье, вдалеке от шумной городской жизни, спряталась от мира деревня староверов по имени Николаевск. В центре Николаевска – храм святого Николая и школа – главные объекты духовной, культурной и образовательной жизни ее обитателей.
Бывать здесь мне приходилось и в прежние годы, знакомить гостей из России с этим уникальным местом – «уголком российской глубинки», куда в конце 60-х годов прошлого века староверцы «завезли» русский язык в поисках обособленной местности в стороне от цивилизации. Сами они объясняют свою «изоляцию» стремлением сохранить свою идентичность.
Староверы и являются основными носителями современного русского языка на части территории Аляски. Однако с разницей в произношении: их язык испытал влияние лингвистической среды мест прежнего проживания в регионах Дальнего Востока, Сибири, Китая, стран Северной и Южной Америки… Николаевская школа была первой в старообрядческой диаспоре, как и сама диаспора «поповцев», признающих священство Белокриницкого согласия, под омофором архиепископа Софрония. Есть еще три школы, где обучаются дети старообрядцев «беспоповцев»: Вознесенка, Качемак-село, Раздольное. Но там мне бывать еще не довелось. Очевидно потому, что «поповцы» более открыты к общению, менее консервативны, нежели староверцы без священника. По случайным встречам с ними вне их селений, это красивые, добрые, всегда улыбающиеся люди, лица которых отмечены какой-то особой светлостью и чистотой.
Именно школа в Николаевске оказалась одним из центральных мест масленичной недели Русского культурного центра на Аляске.
В конце августе прошлого года, когда наш Русский центр знакомился со школами Департамента образования Анкориджа, где работает программа русского языка, мы с Натальей Мороз, заместителем директора Русского культурного центра в Вашингтоне ДС, куратором программ по русскому языку в США, поехали в Николаевск. С нами был еще Питер Вон Берг – голливудский актер русского происхождения, великолепный знаток Пушкина и Шекспира
Приезд на Аляску таких высоких гостей был связан с рядом мероприятий нашего Русского культурного центра на Аляске, посвященных 60-летию введения русского языка в учебные планы общеобразовательных школ, университетов и колледжей Америки. 27 августа 1959 года федеральный департамент образования США подписал документ о введении русского языка в процесс обучения американцев. Популярность русского языка тогда была тесно связана с началом космической эры.
Насколько русский язык востребован в наши дни и какое место он занимает в программе общеобразовательной школы – хотел выяснить наш августовский «десант» к староверам. Основное событие у нас проходило в селах Николаевск и Нинильчик, где живет четвертое поколение потомков русских промысловиков и где язык предков еще сохраняют их правнуки…
Тогда же мы узнали, что у староверов Николаевской школы грядет пятидесятилетний юбилей – 1 сентября 2019 года. Рассказала нам об этой дате школы бывшая (к великому сожалению) учительница русского языка Павла Тайсон. Она – хранительница языка и традиционных духовных принципов, представительница старообрядческой веры, не могла пережить исключение из программы своего любимого предмета. Не хватило средств на поддержку русского языка у Бюро школьного образования района. Тогда, не отчаиваясь, Павла открывает в своем собственном доме школу русского языка для учеников, лишившихся возможности учить русский в школе.
Мы с ней решили не «затоптать» юбилей школы, а дать заслуженную оценку полувековой деятельности учителей и родителей по адаптации русской культуры на Аляске. Надо сказать, что почти незамедлительно, мы получили ответ от директора Бюро школьного образования полуострова Кенай Джона О’Брайна с одобрением и всяческой поддержкой инициативы празднования юбилея школы. А так как предстоящее событие хотелось сделать запоминающимся торжеством, директор школы Майк Селлерс предложил перенести его на февраль, что по времени совпадало с проведением первого фестиваля «Масленица в Нинильчике», куда были приглашены артисты – фольклорное трио Марины Зоновой из столичного Вашингтона, танцоры и исполнители русских народных песен из Сиэтла и кукольный театр «Хохлома» из Хьюстона.
История школы деревни Николаевска началась в 1968 году, когда несколько семей из Орегона, не без помощи Толстовского фонда, решили освоить новое местожительство и выбрали этим местом участок дикой природы в районе Энкор Поинт, на Аляске. Окруженная водами заливов Кука и Качемак территория давала возможность заняться добычей рыбы и ее обработкой.
Первым делом после строительства четырех домов, родители организовали школу в старом трейлере. Уже через несколько месяцев в этой школе было 40 учеников. Такой был наплыв переселенцев-староверцев, что на одном стуле сидели по два ученика. В школе занятия велись на английском, но сохранялось бережное отношение к культурной идентичности старообрядцев, их родному языку. В программу изучения русского языка были включены уроки домоводства, как это было в советской школе. На этих уроках дети готовили пищу по традиционным рецептам русской кухни, шили одежду, читали сказки и разучивали песни. Власти Кенайского полуострова с вниманием относились к нуждам новых поселенцев. Жизнь была очень насыщенной и интересной, потому что директор школы мистер Мор очень уважал этих людей и поддерживал всеми возможными средствами их культуру, язык и обычаи. И уже в 1970-м году построили новую школу, где уже было 60 учеников. И каждый ученик сидел за своей партой.
Один из основателей деревни П.Г. Мартюшев писал в своих воспоминаниях: «Все старообрядцы носят свои национальные костюмы – вышитые рубашки, широкие цветные сарафаны. Также и дети в школу ходят в своих костюмах. Благо, что в американской школе нет утвержденной школьной формы. Даже американские учителя покупают наши костюмы и нередко приезжают в них на работу». Кстати, на праздник первый директор Боб Мор надел вышитую рубаху в знак уважения к старообрядцам.
В 1974 году в поселке построили новую школу. А в ней уже учили русский язык с первого класса до 12. В каждом классе был ежедневный 45-минутный урок русского языка.
Американские учителя учитывали особенности своих учеников и были с ними очень внимательны. Ученики-носители русского языка воспринимали изучение английского отлично от американских. Скорее, в силу вековых традиций старообрядцев. В школе нельзя было менять русские имена детей на английские, задерживать или наказывать учащихся, пропускающих занятия в период религиозных праздников, когда главным было посещение службы в храме. Также в семьях не возбранялись и ранние браки, поэтому кто-то не доходил до окончания старшей школы. С этими традициями приходилось мириться американским учителям в Николаевской школе.
Конечно, были и разногласия, которые со временем нивелировались. В основном, потому что старообрядцы живут «закрытой» от мира жизнью, предпочитая общинный ее образ, избегая лишних контактов с миром. Таково их мировоззрение, которое, кстати, сильно поменялось в последнее десятилетие. Американская же школа открыта для окружающих. Не убережешься: внешний фактор влияет на отношение молодых староверцев к образованию и к жизни. Поэтому школа Николаевска гордится своими учениками, окончившими престижные университеты Америки. Их фамилии на виду, на стендах школьного холла, служат примером для подражания сегодняшним студентам.
Собственно, этим примером является, и сама Павла Тайсон, которая предпочла образование раннему браку. Павла окончила Университет Аляски и прошла специализацию по русскому языку на филологическом факультете Магаданского пединститута по обмену студентами в рамках побратимства Анкориджа и Магадана. Выпускники этой школы работают сегодня во сферах деятельности на Аляске. Школа Николаевска является центром знаний, культуры и сохранения традиции его жителей.
Особенно много для популяризации культуры и обычаев старообрядцев сделал Боб Мор, приехавший на Аляску в 1969 году и работавший сначала в Христианской школе в Хомере, а затем директором школы в Николаевске. С его воспоминаний о школе начался видеофильм Павлы об учителях и учениках Николаевска-на-Аляске. Мор вспоминает, как школа участвовала в программе по истории старообрядцев, и как они получили федеральный грант на издание литературы на эту тему и организовали Николаевскую детскую издательскую компанию. Русская программа в школе действовала до 2007 года. Благодаря ей было напечатано более 20 книг, автором, одной из которых был сам мистер Мор. И посвятил он ее истории переселения старообрядцев в США и основанию селения. Эти книги сохраняют память поколений староверов о своей жизни. Все изданное школьным издательством хранится сегодня в библиотеке. Самое интересное, на мой взгляд, что книги были иллюстрированы рисунками самих учеников! В этом заслуга американских учителей, научивших николаевских школьников рисовать и фотографировать. Еще добавим к этому документальный фильм Павлы Тайсон «50 лет школе», который за час поведал нам о жизни не только школы, но деревни Николаевска-на-Аляске длинною в полвека!
Финалом программы стал праздничный концерт и угощение блинами и варениками, приготовленными по бабушкиным рецептам. Староверы от души хлопали артистам из столичного Вашингтона, Сиэтла и Хьюстона, которых привез наш Русский культурный центр на Аляске.
P.S. Проблема сохранения русского языка для старообрядцев на сегодня остается очень злободневной. Дети ходят в американскую школу и не хотят говорить по-русски. Дома – тоже чаще по-английски, разговорный русский сохраняется с большими проблемами. Мало кто сегодня может писать и читать на когда-то родном языке. Да и деревенская жизнь сейчас идет в окружении американцев, окольцованная новостройками. Кажется, что она «затаилась» до срока…
Анна Верная,
директор Русского центра на Аляске,
Анкоридж-Николаевск, Аляска