США с 19 века пыталась ограничить приток иммигрантов

Сообщение об ошибке

  • Notice: Undefined index: taxonomy_term в функции similarterms_taxonomy_node_get_terms() (строка 518 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined offset: 0 в функции similarterms_list() (строка 221 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined offset: 1 в функции similarterms_list() (строка 222 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).

США – страна иммигрантов .


В 1958 году сенатор и будущий президент США Джон Кеннеди опубликовал книгу «Нация иммигрантов», ставшую бестселлером и в значительной степени повлиявшую на взгляды нескольких поколений американцев. Кеннеди декларировал: «Каждый американец, за исключением одной группы, был или иммигрантом, или потомком иммигрантов».

Миграционный старт

Британская империя, чьи 13 колоний образовали США, смогла победить своего главного соперника – Францию – в борьбе за Северную Америку во многом благодаря своей иммиграционной политике. Париж ограничивал и жестко контролировал количество переселенцев в Канаду и Луизиану; Лондон, напротив, поощрял эмиграцию в свои колонии, однако в первую очередь пытался избавиться от люмпенов, бедняков и неквалифицированных рабочих, переправив их за океан.

В любом случае, к середине 18 века англоговорящих обитателей Северной Америки было намного больше, чем франкоговорящих; а экономика британских колоний была намного более развитой и менее зависимой от метрополии, чем экономика колоний Франции.

Это, в частности, позволило британцам выиграть конкуренцию за влияние среди воинственных индейских племен. В обмен на мир, земли или военный союз индейцы требовали подарки, инструменты и оружие. Французам приходилось везти ножи, топоры и мушкеты из далекой Европы, британские дипломаты дарили продукцию местного производства – экономически это было намного более выгодно.

В результате новое государство – Соединенные Штаты Америки – получило несомненные стартовые преимущества: они располагали значительным, неплохо образованным и предприимчивым населением. И в 21 веке количество трудоспособного населения в государстве остается одним из важнейших факторов его могущества.

Политика политики

История ограничений, вводившихся в США в отношении мигрантов, определялась многими и очень разными факторами. Изначально значительную роль играли взгляды, которые ныне принято называть ксенофобскими и расистскими.

Так, первый закон, косвенно регулировавший иммиграцию в США, был принят в 1790 году – через семь лет после окончания Войны за независимость. Он, в частности, установил, что гражданство США имеют право получить свободные белые люди, проживающие в США не менее двух лет и «обладающие хорошим характером». Согласно закону, американское гражданство было недоступно для всех небелых жителей страны – эта норма была отменена лишь после окончания Гражданской войны, в 1870 году.

Нативисты – борцы за «чистоту Америки» – на взгляды которых оказала заметное влияние евгеника и различные псевдонаучные теории, негативно относились к носителям иных языков, адептам других религий, опасаясь «размы-вания» американского духа, «загрязнения» американской крови и пр. Эти воззрения сохраняются и в Америке 21 века: например, многие правые радикалы считают, что ведут борьбу против «великого замещения» белых американцев иммигрантами с иным цветом кожи (о заметной популярности этих взглядов писал еще Кеннеди).

Принято считать, что подавляющее большинство мигрантов, перебравшихся в США, пошли на это, не спасаясь от политических, этнических или религиозных преследований, а по экономическим причинам – в надежде на лучшую, более благополучную жизнь. Однако новые иммигранты во многих случаях становились конкурентами американцев, особенно занятых низкоквалифицированным и малооплачиваемым трудом. Это вызывало серьезное недовольство и периодически приводило к актам насилия.

Подобные взгляды были всегда достаточно широко распространены в США. В середине 19 века была образована политическая партия (Американская партия или «Партия Ничегонезнаю»), которая одной из своих главных задач назвала максимальное ограничение иммиграции.

Однако интересы государства в большинстве случаев превалировали: Гражданская война в США привела к сотням тысяч смертей и гигантским разрушениям, экономика нуждалась в рабочих руках, а армия – в солдатах, поэтому были приняты законы (например, Закон о поощрении иммиграции 1864 года), призванные привлечь иностранцев в Америку.

Нелегалы и «нелегалы»

В 19 веке понятия «нелегальная иммиграция» не существовало. Охрана границ США была условной, а миграция из США и в США была обычным явлением: например, сезонные сельскохозяйственные рабочие из Мексики свободно мигрировали в США, а американские рабочие и бизнесмены – в Мексику и Канаду.

Документы, удостоверяющие личность, было легко подделать, а в большинстве случаев они были просто не нужны для жизни в Соединенных Штатах – в ряде штатов для этого хватало показаний двух свидетелей, удостоверявших имя и род занятий человека.

Показательный пример: рядом с Белым домом находится президентская резиденция «Блэйр-Хауз», в которой останавливаются главы иностранных государств, посещающие Вашингтон. Резиденция носит имя первоначального владельца – известного американского журналиста и издателя Фрэнсиса Блэйра. Дед Блэйра прибыл в США нелегально – он был ирландцем, спасавшимся от преследований англичан: согласно семейной легенде, молодой человек прокрался на корабль, уходивший в Америку, и спрятался в сундуке, а в Нью-Йорке незаметно выбрался на берег – никаких документов у него не было.

История контроля

Лишь в 1875 году в США был принят первый закон (Закон Пейджа), который установил правила отсеивания «не-желательных» иммигрантов. Закон существенно ограничил иммиграцию в Соединенные Штаты определенной категории лиц – этнических китайцев.

Закон, как это неоднократно происходило, был принят под давлением «снизу» – китайских рабочих массово завозили в Калифорнию для строительства и работы в шахтах, их пребывание вызвало массовое недовольство местных жителей, обвинявших китайцев во всех своих экономических и социальных проблемах.

Примерно в это же время федеральные власти США впервые в истории стали не только не допускать в страну некоторых иммигрантов, но и предпринимать попытки их высылки. Подобные нормы существовали в законодательствах некоторых штатов (они предписывали, например, изгонять бродяг – настоящих или предполагаемых), но крайне редко приводили к каким-либо практическим последствиям.

В 1882 году был принят Закон об иммиграции, который еще более ужесточил требования к новым иммигрантам: он запретил переселение в США бедных, психически больных или осужденных за совершение каких-либо преступлений.

Помимо этого, всех иммигрантов обязали платить символическую пошлину при въезде в страну – соответственно иностранец, который попадал в США без прохождения иммиграционного контроля и не платил эту сумму в федеральный бюджет, автоматически становился нелегальным иммигрантом и налоговым преступником.

В 1917 году закон запретил иммиграцию анархистов, полигамистов, больных инфекционными заболеваниями, проституток и всех азиатов.

В 1924 году впервые появились иммиграционные квоты: наибольшее количество иммиграционных виз предоставлялось гражданам государств северной и западной Европы, минимальное – гражданам южной и восточной Европы, а иммиграция итальянцев и евреев была особо серьезно ограничена. Эта система просуществовала до середины 1960-х годов, когда в США была уничтожена расовая сегрегация и запрещена дискриминация на основе расы, религии и этнического происхождения.

Также в 1924 году был образован Пограничный патруль США –федеральное агентство, перед которым была поставлена задача борьбы с нелегальным проникновением иммигрантов (в Европе подобные структуры существовали на протяжении столетий).

Алекс Григорьев,

Голос Америки

Rate this article: 
No votes yet