Марш Мендельсона: свадьба царицы и осла

Сообщение об ошибке

  • Notice: Undefined index: taxonomy_term в функции similarterms_taxonomy_node_get_terms() (строка 518 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined offset: 0 в функции similarterms_list() (строка 221 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined offset: 1 в функции similarterms_list() (строка 222 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).

Марш был написан для комической сцены.


14 октября 1843 года в пригороде Берлина под названием Потсдам впервые прозвучал свадебный марш композитора Феликса Мендельсона.

В наши дни это произведение является одним из наиболее распространенных в мире свадебных маршей. Однако, 34-летний немецкий композитор еврейского происхождения Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди (в наше время его именуют гораздо проще – Феликс Мендельсон) создавал его вовсе не для свадеб. Марш был писан им еще в 1842 году в числе других музыкальных произведений для пьесы «Сон в летнюю ночь» по одноименной пьесе Уильяма Шекспира.

В качестве свадебного гимна он впервые был использован во время венчания Дороти Кэрью и Тома Дэниэла в церкви Святого Петра в Тивертоне (Великобритания) 2 июня 1847 года. Но настоящую популярность марш обрел после того, как 25 января 1858 года прозвучал на свадьбе прусского короля Фридриха Вильгельма IV и английской принцессы Виктории Адельгейды – старшей дочери королевы Виктории. Наконец, 23 января 2018 года участники группы «Рок-Синдром» выпустили свою версию «Марша Мендельсона» в рок-аранжировке. Композиция вошла в сингл группы Gaudeamus.

Любопытно, что США и в большинстве стран Европы в начале свадебной церемонии исполняют совсем другой свадебный марш. Это музыкальная композиция из оперы «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера. В англоговорящих странах его часто называют просто «Свадебный марш» (Wedding March) или «Вот идет невеста» (Here Comes the Bride). Что касается «Марша Мендельсона», в Америке его обычно исполняют лишь в самом конце церемонии. Между тем, из всякого правила существуют исключения. Произведение Вагнера не принято исполнять на еврейских свадьбах, поскольку композитор имел репутацию антисемита, а его произведения часто использовались нацистами. Кроме того, в еврейском сообществе Мендельсона считают «своим»…

Однако, наш рассказ о марше Мендельсона был бы далеко не полным без краткой истории жизни его автора. Итак, он родился в 1809 году в Гамбурге в семье банкира Авраама Мендельсона. Дедом композитора был знаменитый еврейский философ Мозес (Моисей) Мендельсон, основатель движения Хаскала («еврейского Просвещения»). Несколько лет спустя после рождения Феликса семья Мендельсонов приняла лютеранство и взяла вторую фамилию – Бартольди. А в 1811 году Мендельсоны перебрались в Берлин.

Юный Феликс рос в богатой творческой и интеллектуальной атмосфере. В доме Мендельсонов часто бывали многие знаменитые люди того времени, в частности, знаменитый философ Фридрих Гегель и видный музыкальный педагог Карл Цельтер. Именно последний обратил внимание на хорошие музыкальные способности Феликса и стал давать ему уроки по теории музыки. Одновременно Мендельсон начал заниматься на фортепиано и на скрипке. В 1821 году Цельтер познакомил мальчика с Иоганном Вольфгангом Гете, который благосклонно отнесся к его таланту.

В юношеские годы Мендельсон уже вел активную концертную деятельность, выступая как пианист и дирижер. В 1824 году была поставлена опера 15-летнего музыканта «Два племянника». В 1826-м Мендельсон сочинил одно из самых известных своих произведений – увертюру к комедии Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь». Впоследствии он часто дирижировал этим произведением в своих концертах. Музыкант много и часто гастролировал по всей Европе, где его концерты пользовались огромным успехом.

В 21 год Мендельсону предложили звание профессора в Берлине, однако композитор от него отказался. В 1841 году прусский король Фридрих Вильгельм IV пригласил Мендельсона на пост капельмейстера в Берлин. Король хотел сделать этот город культурным центром Германии. Мендельсону было поручено реформировать Королевскую Академию искусств и руководить соборным хором.

В 1837 года композитор женился на Сесилии Жан-Рено, которая родила ему пятерых детей.

В последние годы жизни Мендельсон пережил яркий роман со шведской оперной певицей Женни Линд, которую он протежировал. Композитор обещал ради Линд бросить семью, чтобы бежать с ней в Америку, угрожал самоубийством, но певица отказалась разделить его судьбу. Измученный безответными чувствами, он написал гениальный Концерт для скрипки с оркестром ми минор, ставший признанным шедевром мировой музыки.

В мае 1847 года умерла старшая и любимая сестра Мендельсона Фанни. Потрясенный этим известием, композитор прекратил концертную деятельность. 28 октября того же года в Лейпциге с ним случился инсульт, а 3 ноября – второй. На следующий день Мендельсон скончался в возрасте 38 лет. Во исполнение последней воли покойного его тело было перевезено в Берлин, где он был похоронен рядом со своей любимой сестрой.

Вскоре после смерти Мендельсона его творчество подверглось жесткой и неоднозначной оценке в статье Рихарда Вагнера «Еврейство в музыке». Признавая за Мендельсоном «богатейший специфический талант», Вагнер обвинил его в подражании Иоганну Себастьяну Баху, а также в содействии «распущенности и произволу в нашем музыкальном стиле». В ответ на эти обвинения Петр Чайковский иронически заметил, что Мендельсон услаждал человечество своими инструментальными сочинениями вместо того, чтобы с немецкой честностью усыплять его подобно Вагнеру в длинных, трудных, шумных и подчас невыносимо скучных операх.

Как видите, заочное противостояние Мендельсона и Вагнера продолжается уже более 170 лет. Однако, не только Чайковский, но и остальные россияне являются явными сторонниками Феликса, чье имя означает «счастливый». В наши дни ни одна свадьба в России не обходится без этого светлого и радостного произведения Мендельсона. Ну, а про заунывный свадебный марш Вагнера в России знают, разве что, только профессиональные музыканты…

Марш был написан для комической сцены

Итак, на какой сюжет написан «Свадебный марш»? Эта музыка иллюстрирует одну из самых ярких сцен пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь», где заколдованная царица эльфов, прекрасная Титания, внезапно воспылала страстью к простому ткачу по имени Моток. Тот и так-то был не красавец, а проказник эльф вдобавок из озорства одарил его ослиной головой. Однако Титании во сне закапали в глаза волшебное зелье, и, проснувшись, она должна была влюбиться в первого встречного. Им и оказался ткач с дурацкой башкой осла.

Комизм ситуации требовал соответствующей музыки. Мендельсон намеренно сделал мелодию помпезной, даже гротескной, в ритме марша. Конечно, он никак не ожидал, что в скором будущем это произведение станет символом любви и верности. Да и сегодняшние женихи и невесты даже не подозревают, что сочетаются браком под музыкальную тему одураченной царицы и идиотского ткача с ослиной головой.

Жизнь после смерти

Ходит легенда, что якобы впервые на церемонии бракосочетания «Свадебный марш» прозвучал в 1847 году в небольшой церкви английского городка Тивертона. Мол, некие Дороти Кэрью и Том Дэниел впервые венчались под эту мелодию. Но проверить данный факт никому не удалось.

Так что официальной датой свадебной «премьеры» знаменитого марша принято считать бракосочетание принцессы Виктории – старшей дочери королевы Великобритании Виктории – и прусского кронпринца Фридриха III. Свадьба состоялась 25 января 1858 года.

Пристрастие германских монарших особ к творчеству Мендельсона сыграло роль. Однако принцесса Виктория не удовлетворилась лишь одним маршем. Она пожелала, чтобы на свадьбе прозвучал еще одна мелодия – «Свадебный хор» из оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин». Это произведение теперь тоже часто используется во время свадебных церемоний, за что его часто называют «Свадебным маршем» Вагнера, хотя изначально это хор.

В общем, принцесса Виктория даже не подозревала, что в тот день стала законодательницей моды. И сколь причудливо стасовалась колода! Две самые главные свадебные мелодии написали еврей Мендельсон и махровый антисемит Вагнер.

Королева Виктория и принц Альберт были лично знакомы с Мендельсоном. Особенно тепло композитора привечал принц, немец по происхождению. Ему было приятно общаться с Феликсом Абрамовичем, который, приезжая в Лондон, каждый раз получал приглашение в королевский дворец. В музыкальной комнате принц и композитор подолгу общались на немецком языке, Мендельсон рассказывал Альберту новости из родных мест и исполнял свои произведения.

Однако вернемся к свадьбе молодой принцессы Виктории и кронпринца Фридриха. Бракосочетание состоялось в королевской часовне Сент-Джеймсского дворца в Лондоне. Они прошли к алтарю под «Свадебный хор» Вагнера, а вышли из часовни уже под «Марш» Мендельсона. Такой порядок и поныне считается традиционным на европейских свадьбах.

К сожалению, к этому моменту Феликс Мендельсон уже 11 лет как скончался и не мог знать о триумфальном успехе своего произведения. Считается, что «Марш» Мендельсона более популярен в нашей стране, а вот «Свадебный хор» Вагнера держит первенство в Европе и Северной Америке.

Забавная история, связанная со «Свадебным маршем», случилась в 1877 году в России, когда император Александр II приказал утвердить мелодию Мендельсона в качестве официального марша лейб-гвардии Казачьего Его Величества полка, основанного еще Екатериной Великой. Российский император объяснил свое решение тем, что казаки идут на войну «как на свадьбу». Это случилось во время русско-турецкой войны, и аранжировка военного оркестра сделала звучание марша Мендельсона иным, но тем не менее.

До XX века в России не существовало «свадебной» музыки, ведь молодые венчались в церкви, где звучит особая, не светская музыка. Впрочем, на дворянских свадьбах после официальной церемонии молодожены танцевали вальс под оркестр. В деревнях же существовали старинные традиции, в том числе венчальные, так что здесь звучали в основном народные мотивы.

В загсах СССР «Свадебный марш» Мендельсона в качестве музыкального сопровождения стали использовать лишь с 1959 года, когда открылись Дворцы бракосочетания. И с этого момента началось триумфальное шествие Мендельсона, которое не заканчивается до сих пор.

Rate this article: 
No votes yet