«Многие жители Аляски считают себя русскими»

Сообщение об ошибке

  • Notice: Undefined index: taxonomy_term в функции similarterms_taxonomy_node_get_terms() (строка 518 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined offset: 0 в функции similarterms_list() (строка 221 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined offset: 1 в функции similarterms_list() (строка 222 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).

Ярославский путешественник Эмин Добарджич об Аляске.  

Эмин Добарджич принял участие в одном из этапов многолетнего проекта Русского географического общества (РГО) «Русская Америка». Исследователи пешком, а также на байдарках и парусниках проходили по маршрутам путешественников того времени, когда Аляска еще принадлежала Российской Империи.

Участники проекта фиксировали наследие, которое осталось на Аляске от россиян. Отметим, в некоторых местах в некоторых местах участники экспедиции были первыми людьми из России за последние 100-150 лет. Их группа в тот раз прошла по следам путешествия православного священника и исследователя Тихона Шаламова, порядка десяти лет служившего миссионером на Алеутских островах. Экспедиция проходила под руководством Героя России Михаила Малахова.

– На Кадьяке и в Ситке (последняя раньше называлась Новоархангельском и была столицей Русской Америки) сейчас города с безупречным благоустройством, развитая инфраструктура, привычные американцам развлечения и городские праздники. Это не мешает многим коренным жителям Аляски считать себя русскими, – рассказал Эмин Добарджич. – То, что я увидел, глубоко меня захватило. Сменилось шесть поколений с того момента, когда Аляска перестала быть частью России. А коренные жители твердо, на чистом английском заявляют: «I’m Russian Aleut», «I’m Russian Yupik». Очень часто имеют русские имена и фамилии, либо имеют русское церковное имя. Я серьезно задумался, что такого порядка 200 лет назад принесли туда наши предки, что заставляет местных жителей твердо ассоциировать себя с Россией?

Путешественник сообщил, что участники экспедиции старались узнать, что же осталось у местных жителей от дохристианской культуры, но ничего не получилось.

– Для них стало нормой русское наследие при современных американских реалиях. К примеру, в населенных пунктах вокруг Ситки и на Кадьяке часто встречаются небольшие православные храмы и церкви, – отмечает Эмин Добарджич. – Удивительно, но вопреки отсутствию прочных связей с Россией, вопреки протестантскому давлению, православная церковь на Аляске хорошо себя чувствует. Местные люди, практически утратив язык и традиционный уклад, продолжают придерживаться религии, которую сюда принесли русские. Вплоть до того, что английскими стали подписи на иконах, но богослужения продолжают проводить с использованием русских слов и терминов.

Исследователь напомнил, это наследие сохранилось несмотря на то, что отношения с русскими колонистами у местного населения были не всегда идеальными.

– Тлинкиты, к примеру, были очень воинственно настроены по отношению к русским. Без конфликтов и крови Россия просто не смогла бы построить ни единого форта. С одной стороны – русских обвиняли в геноциде, правда – в основном в американских научных исследованиях времен холодной войны. С другой стороны – тлинкиты дважды сжигали Новоархангельск и убивали мирное население, – рассказал Эмин Добарджич. – Решили проблему, кстати, интересно. Когда вождя тлинкитов взяли в плен, ему дали серебряную медаль и предложили служить Российской Империи. Любопытное совпадение? И не менее удивительный факт: уже после продажи Аляски Соединённым Штатам, тлинкиты в большинстве своём обратились в православие.

По словам путешественника, сейчас Аляска – хорошее зеркало для России, возможность посмотреть, что мы потеряли.

– На индейском православном кладбище наравне с православными крестами могут стоять специальные домики для духов, в которых усопший может пожить, пока не определится со своей посмертной судьбой. Если умерший был военнослужащим, на могиле будет еще и американский флаг, – рассказывает Эмин Добарджич.

По его словам, сильнее всего местные утратили язык. Огромное количество топонимов до сих пор русские, но, несмотря на ассоциации с русской культурой, местные жители редко помнят их происхождение.

– Правда, есть и яркие исключения. Однажды во время встречи участников экспедиции с местным населением в культурном центре в поселке Диллингхем (бывший Александровский редут), я, пока собирался народ, сидел и наигрывал на пианино. Ко мне подошёл молодой человек из местных коренных жителей. Он попросил сыграть гимн России. Я постарался подобрать мелодию и потом с удивлением слушал, как англоязычный алеут с Аляски поет наш гимн от начала до конца почти без акцента, – рассказал Эмин Добарджич. – Студенты ЯрГУ даже в шутку спрашивали, не организовать ли там референдум. Это, конечно, не нужно – Аляска досталась Америке вполне легально, как бы мы сейчас не относились к этому договору. Но мне кажется, что местные жители могли бы стать очень прочным мостом между нашими культурами.

Фото: Эмин Добарджич.

Rate this article: 
No votes yet