Продаете недвижимость в России? Вы сумасшедший?
Эндрю Креймер, The New York Times.
«В однокомнатной квартире Елены Котовой на окраине Москвы стало тесновато. Сыну исполнилось почти 4 года. У нее и у ее мужа – солидная работа: она – экономист, он – менеджер в строительной компании. Пришло время купить новое жилье.
«Нам просто нужно больше места», – говорит она. Они нашли двухкомнатную квартиру и получили разрешение на ипотеку. Нашелся и покупатель на прежнюю квартиру. Приближался день сделки, и паре оставалось выполнить еще одно задание. Каждому нужно было получить у психиатра справку о вменяемости».
«Там оценят наше психологическое состояние, – пояснила она. – Если все будет нормально, они выдадут нам документ».
«Котова и десятки тысячи других россиян, от которых требуется предоставить такую справку, чтобы продать недвижимость, не имели психических расстройств в прошлом, – пишет The New York Times. – Эта справка, на которой должны стоять подпись и печать врача, является юридической защитой от широко распространенной проблемы в московских сделках по продаже недвижимости: свирепствующее мошенничество и слабое судопроизводство».
«Таково состояние рынка недвижимости, где полно «черных риэлторов» – беспринципных. агентов, которые используют разные трюки, чтобы отобрать у москвичей деньги или собственность в самом большом городе Европы, – пишет газета. – Это словосочетание придумали российские СМИ – они уподобляют таких агентов преступникам, которые работают на черном рынке недвижимости в городе, где каждый год продается жилой собственности на сумму 29 млрд долларов».
«Согласно одной распространенной схеме, – передает издание, – агенты вступают в сговор с продавцами собственности, продают недвижимость, а затем быстро подают обращение в суд о том, что сделка должна быть признана недействительной, так как продавец был временно невменяем. Покупатели теряют свои деньги, продавцы сохраняют свои дома, а торговые агенты – и судьи, которые могут участвовать в этой схеме – прикарманивают миллионы рублей. Покупатели могут подать в суд на возврат денежных средств, но имущество, которое может дать больше всего средств для компенсации – это квартира, а она оказывается недоступна. В подобных диспутах законы по обыкновению защищают хозяев недвижимости».
«Такой тип мошенничества так распространен, что в последние годы, как утверждают агенты недвижимости, почти во всех из 140 тыс. сделок, проводимых в Москве ежегодно, от продавцов требовали показать справку о вменяемости», – пишет автор публикации Эндрю Креймер.
Он напоминает истории о мошенничестве с недвижимостью на этапе строительства и о группе агентов, убивавших свои клиентов – престарелых людей или алкоголиков, желавших продать свои квартиры в обмен на проживание на меньшей жилплощади в Тверской области.
«Продавцы приходят в больницы, такие как Психиатрическая клиническая больница ? 1 в районе Чистых Прудов, де расположены одни из самых дорогих квартир в городе. Психологи провожают тех, кто планирует сделки по продаже недвижимости, по коридору в смотровую. Осмотр длится около 20 минут», – пишет газета.
«Психолог Антонина Паривова говорит, что осмотр не равноценен медицинскому диагнозу, но позволяет понять, способен ли человек мыслить рационально или у него есть какое-то повреждение мозга».
«Назовите мне три вещи, которые вам нравятся в себе, и три вещи, которые не нравятся», – просит она в рамках обследования. Обратившиеся должны выполнить простые задания типа нарисовать часы со стрелками, указывающими на конкретное время. Они отвечают на вопросы на логику, например, что общего между стулом и столом (приемлемый ответ: оба являются предметами мебели)».
По словам Паривовой, врачи не оценивают, сошел ли с ума человек, что вообще хочет войти на московский рынок недвижимости.
Отрицательные результаты обследования, как говорит Паривова, в документе звучат так: «Имеются противопоказания для купли-продажи недвижимости».
«Это самооборона, – поясняет Михаил Пак, агент, работающий в «Метриум», московской компании, занимающейся недвижимостью. – В России бывает мошенничество».
Андрей Катаев