Мнение: "Зигзаги американских выборов"
Почему предстоящее голосование к мнению избирателей никакого отношения иметь не будет.
На прилете в столичном аэропорту Даллес офицер иммиграционной службы, ставя штампик в мой паспорт о въезде в страну, со сдержанной улыбкой сказал: «Добро пожаловать в Америку! Только в выборы наши, пожалуйста, не вмешивайтесь». И хотя тема зловредных «иностранцев», которые якобы и принесли на президентских выборах победу Дональду Трампу, во многом сошла на нет, ощущение какого-то сюрреализма, мало что имеющего общего с интересами рядовых избирателей, по-прежнему остается.
На следующей неделе в США пройдут промежуточные выборы, в которых поменяется полностью состав Палаты представителей, треть Сената, многие губернаторы и мэры штатов и городов. Этим подготовится «взрыхленная почва» к выборам главы государства через два года. И хотя победителей и проигравших предсказать нынче никто не берется, все же некоторыми наблюдениями исключительно на личном уровне мне бы хотелось поделиться.
Итак, два ключевых внешних фактора, которые гарантированно могут вмешаться в выборный процесс, у всех в Америке на устах. Но не потому, что они на самом деле знакомы или понятны основной массе избирателей. А во многом потому, что о них с утра до вечера вещают все СМИ. Причем исключительно в негативном для президента тоне. Что вроде как автоматически должно снизить шансы кандидатов от Республиканской партии.
Речь идет о «Марше мигрантов» из Гондураса и выходе (пока планируемом) США из ракетного договора с Россией. По поводу марша нескольких тысяч очень хорошо организованных, явно финансируемых не за просто так гондурасцев, гватемальцев и мексиканцев (их там всего около 50 человек, но для общей картины международного исхода недовольных жизнью вполне достаточно) много каких догадок мне довелось услышать в Америке.
Кто-то уверен, что к границам США они подойдут именно к 6 ноября и тем самым попросту сорвут выборы (естественно, в интересах демократов). В кругах здешних политологов больше говорят о том, что к выборам вся эта мигрантская бригада не имеет никакого отношения. Просто тяжелая жизнь их в Центральной Америке так достала, что, кроме США, им уже никто не поможет. Слышны и ссылки на теорию заговора, согласно которой все это якобы проделки Джорджа Сороса. Вот только – и скорее всего – на выборы весь этот иммиграционный караван из Гондураса никакого существенного влияния не окажет. А чем больше о нем будут вещать местные телеканалы и чем чаще о нем будут упоминать выдвигающиеся на выборах от обеих партий политики, тем по большому счету меньше шансов у них будет на избрание.
Очень большим преувеличением было бы думать, что американским избирателям что-либо известно не только о желании президента страны выйти из Договора о РСМД с Россией, но и многих заграничных проблемах с Сирией, Афганистаном, Турцией и другими странами. Вот о ком здесь наслышаны, так это об убитом саудовском журналисте, который вроде бы за свободу слова, а его кровожадные саудовские правители решили за это убрать. Замечу, правда, что журналист-то вроде он как был саудовский, но жил-то он довольно давно в пригородах Вашингтона, имел вид на жительство, и для многих здешних представителей политических и медийных кругов он уже был почти своим. Поэтому о его исчезновении очень много в Америке говорят. И если Трамп что-то сделает в отместку саудовцам, то это окажет куда большее влияние на голосование в поддержку кандидатов от Республиканской партии, чем какие-то иные внешнеполитические действия Белого дома.
Теперь о настроениях накануне выборов, которые имеют два совершенно разных лица и гарантированно будут иметь весьма различные последствия в сам день голосования. Одни – это те, кто участвует в митингах, собраниях, дает интервью телевидению, собирается перед зданием Конгресса и требует уже сегодня кардинальных перемен – от снятия с должности генпрокурора за его якобы слишком жесткое отношение к мигрантам до проверки на наличие бактерий сальмонеллы в куриных тушках, завезенных в супермаркеты.
Другая же часть населения – это по большей части те, кто два года назад тихо и малозаметно для окружающих проголосовал за нынешнего президента США. Они не выходят на митинги против демократов (только если на них приезжает сам Трамп). И уж тем более они не высказывают своего мнения о возможном будущем губернаторе или конгрессмене в зависимости от того, похвалил такого человека лично президент или в силу своей занятости государственными делами не успел.
СМИ практически полностью в преддверии выборов на стороне сторонников Демократической партии. И, по их оценкам, демократы должны будут отвоевать у республиканцев Палату представителей как минимум с перевесом в 20–30 мест. Республиканцы высосанные из пальца прогнозы дружно отвергают и заявляют о том, что и свое преимущество в Палате представителей сохранят, и в Сенате большинство будет именно у них.
Интересно, что еще пару недель назад довольно активно обсуждался вариант «показательного сильного внешнеполитического хода», который могла бы предпринять администрация США. Речь шла о бомбардировках Дамаска и позиций сирийских правительственных войск, и тем самым можно было бы показать «силу, мощь и решительность» Трампа. А это могло якобы помочь кандидатам от Республиканской партии получить нужные им голоса. Теперь же подобное развитие событий никто не рассматривает.
В целом же можно предположить, что вне зависимости от того, кто и как проголосует, ключевые положения как внутренней, так и внешней (особенно по России) политики США никто пересматривать не намерен. Да, республиканцам может стать труднее проталкивать свои предложения через Капитолий. Может быть, возобновится возня вокруг «русского следа», который якобы и привел Трампа к власти. Но все это уже станет результатом борьбы между республиканцами и демократами во властных коридорах. А вот от голосов самих избирателей будет зависеть очень даже опосредованно.
Ирина Акимушкина,
кандидат исторических наук,
доцент кафедры американских исследований РГГУ,
Вашингтон