Бессмертный полк Хьюстона 2018
Сообщение об ошибке
- Notice: Undefined index: taxonomy_term в функции similarterms_taxonomy_node_get_terms() (строка 518 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
- Notice: Undefined offset: 0 в функции similarterms_list() (строка 221 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
- Notice: Undefined offset: 1 в функции similarterms_list() (строка 222 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
Мы все стали чище, ведь «Бессмертный полк» – это как общая молитва и покаяние.
Объединенная российско-американская ассоциация уже не первый год приглашает желающих собраться на акцию «Бессмертный полк» в Хьюстоне.
5 мая 2018 года в 5 часов вечера гостеприимное помещение «За углом» центра ARCE (Левитина и Коган) встречало первых гостей «Бессмертного полка». Ефим и Люда Вайнеры подготовили панно для размещения фотографий, я привезла транспаранты, музыкальную аппаратуру, и шары с символикой журавлей и подписью «Бессмертный полк. Техас». Анвар Ходжаев фотографировал гостей и участников. Анна Щелокова подготовила небольшую видеопрограмму: беззаботная жизнь июня 1941 года, тяжелые будни войны, радость Великой Победы. И еще Аня читала стихи, выворачивающие и очищающие душу.
Мы все стали чище, ведь «Бессмертный полк» – это как общая молитва и покаяние... Участники акции подходили к нашей «Стене памяти», прикрепляли фотографию близкого им человека и рассказывали то, что они знают и помнят о ветеране войны. Праздник был организован «вскладчину», гости приносили свои «пайки», а организаторы угостили присутствующих гречневой кашей с тушенкой.
Консул-советник Генерального консульства России в Хьюстоне Галеев Виктор Равильевич обратился к присутствующим с коротким приветствием и предложил почтить память ушедших минутой молчания.
Я открыла акцию «Бессмертный полк» рассказом о своем отце. Дело в том, что именно 5 мая исполнилось ровно двадцать лет, как ушел мой папа. Спицын Георгий Иванович, 1926 года рождения, 17-летним матросом воевал на крейсере «Молотов», освобождая Севастополь и Черноморское побережье. Войну закончил на Дальнем Востоке на другом крейсере, был в Японии – его корабль вывозил русских дипломатов. Видел приковавших себя к пушкам японских камикадзе. Не любил вспоминать войну. Больше подробностей я не знаю.
Два дяди моего американского мужа – Малком и Дуни Филипс– воевали во время Второй мировой войны в Италии в составе 36-й техасской дивизии, которая нанесла первый удар в битве под Монте-Кассино (известная также как Битва за Рим, в результате которой союзные войска прорвали линию немецких укреплений «Линию Густава» и овладели Римом).
Зоя Гриффин потеряла своего отца всего 30 дней назад – наш любимый Василий Алексеевич Алексеев, ветеран войны, к сожалению, не дожил до очередного Дня Победы, но память о нем всегда будет в сердцах родных и друзей. Очень жаль, что ушел наш дядя Вася.
Поминов Саша: «Мой дед – подполковник Поминов Владимир Иванович – попал на войну еще курсантом военного училища. Было это в Финскую Кампанию.
После этого мой дед воевал на Кавказе. Он участвовал в операции по перевозке техники и продовольствия, предоставленных американцами по ленд-лизу, из Ирана в СССР. В Иран они добирались на своих ЗИСах по несколько человек в машине, а обратно, уже по одному, вели американские Студебеккеры, груженые продовольствием, оружием и боеприпасами. Переезд был очень тяжелым – узкая дорога проходила ущельями, над обрывами. Колея была рассчитана на советские ЗИСы. А Студебеккеры были немного шире, и дед рассказывал, что в некоторых, особенно узких местах, одна сторона машины на полколеса висела над пропастью.
Конечно, были и те, которые срывались в пропасть...
Все знают про «Дорогу Жизни» в осажденном Ленинграде, но немногие знают про ту дорогу через Кавказские горы. В тех переходах мой дед потерял многих своих товарищей. После первого же рейса он приехал совершенно седой, хотя ему было всего лишь немного за 25.
Много военных дорог исколесил мой дед со своим автобатальоном. Дошел и до Берлина. И был среди тех, кто расписался на побежденном Рейхстаге».
Татьяна Котляр из Крымского Симферополя рассказала про своего свекра: Николай Михайлович Котляр – первый военный прокурор поверженного Берлина. Был на Нюрнбергском процессе. Прокурор армии, полковник юстиции... Про него написано в книге «Именем закона». Также Татьяна рассказала про своего дядю Калмыкова Николая Ивановича. А сейчас внук Татьяны – курсант Илья Игоревич Котляр – в составе специальной команды Севастопольского Нахимовского училища репетировал строевой шаг в Москве для участия в Параде ко дню Победы.
Победу в войне ковали и тульские оружейники – о своем родственнике рассказала гостья Бессмертного полка. Другая гостья «полка» – о своем дяде Ступицком Иване Васильевиче, который погиб в самом начале войны и даже не успел сфотографироваться в форме. Не успел жениться и родить детей... Но память о нем все эти годы хранится в семье.
Екатерина Владимировна Трофимова (супруга сотрудника консульства России) рассказала о своем знаменитом дедушке, Николае Леонтьевиче Трофимове, Герое Советского Союза, в 35 лет ставшим генералом авиации. «В августе 1942 года получил назначение на фронт. Первый боевой вылет младший лейтенант Николай Трофимов сделал 2 сентября 1942 года. С этого дня и началась его боевая всегда напряженная фронтовая жизнь в 16-м гвардейском истребительном авиаполке, которым командовал А.И. Покрышкин. Вместе с боевыми товарищами Трофимов участвует в разгроме фашистских асов «Бриллиантовой дивизии», эскадры «Удет». В своих воспоминаниях трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин описывает эпизод:
«В небе появляется группа самолетов ФВ-190. Вызываем на поле боя четверку истребителей. Они летели, имея другое боевое задание, но мы их перенацелили. Четверку ведет Трофимов. Он первым ударил по немцу. Ведущий «фоккер» потерял скорость, но еще держался.
По радио приказываю Трофимову подойти поближе. Трофимов выполняет приказ. Два оставшихся немца пытаются ускользнуть, но Трофимов не дает им уйти». Александр Покрышкин и его подчиненные развеяли миф о непобедимости хваленых немецких асов. Отмечая мастерство Трофимова, Покрышкин назвал его «уникальным бойцом».
Боевой счет Н.Л. Трофимова: 341 боевой вылет, 72 воздушных боя, 14 лично сбитых самолетов противника, 11 – в составе группы. За отличное выполнение заданий командования и проявленное мужество, за отвагу и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.06.1945 года Н. Л. Трофимову было присвоено звание Героя Советского Союза. Он награжден орденами Ленина, Красного Знамени (пять), Александра Невского, Отечественной войны I степени (два), Красной Звезды (два), «За службу Родине в ВС СССР» II-й степени, многими медалями.»
Так прошла акция «Бессмертный полк» в Хьюстоне. Было очень душевно и трогательно, сквозь слезы читали стихи, вместе пели старые песни и чувствовали себя одной спасенной семьей. Спасенной теми, о ком мы вспоминаем во время «Бессмертного полка».
Уже после акции подошла Анна Левитина, чтобы закрыть помещение после акции и, пока прощались у магазина, она начала рассказывать про то, как в июне 1941 года ее 25-летняя мама с тремя маленькими сыновьями пыталась уехать из белорусского города, который уже начали бомбить, как поезд встал из-за разбитых рельсов, и женщины прятали детей под кусты во время бомбежки. Как 29-летний отец рвался найти их, попрощаться с семьей: на велосипеде гнал, чтобы успеть к какому-то полустанку, переплывал реку, держа на весу свой велосипед и кулечек карамелек для сыновей. И нашел их. И конфеты отдал. И выжил. И после войны Анна родилась.
9 мая 2018 года в Херманн парке Хьюстона Вадим и Лариса Ангеровы также организовали встречу с соотечественниками, которые исполняли песни военных лет. А в банкетном зале 9 мая прошел вечер для ветеранов и пожилых «детей войны», проживающих в Хьюстоне.
Эмоциональная сила общего сопереживания делает нас сильнее, а память – вечной.
Елена Суворова-Филипс,
фото: Svetan Photography