Визитная карточка Магалифа
Ею стала его самая исполняемая пьеса «Колибри».
16 февраля в Российском культурном центре состоялся творческий вечер композитора Евгения Магалифа. В программе вечера исполнялись произведения композитора, написанные специально для флейтового оркестрa Chesapeake Flute Consort, а также произведения русских композиторов П. Чеснокова, Р. Глиэра, М. Ипполитова-Иванова. Дирижер оркестра Гейл Весладж (Gail Vehslage) специально составила программу для РКЦ таким образом, чтобы в ней звучала музыка русских композиторов.
Евгений Магалиф приехал в США в 1990 году из Витебска, сейчас живет в штате Нью-Джерси. Он закончил Витебский музыкальный колледж и Белорусскую академию музыки. За годы жизни в Беларуси Магалиф стал хорошо известен благодаря своим песням и музыке для детей. Он является автором мюзикла «Паутина», кантаты «Бармалей», музыки для театра, радио и ТВ, оркестровой и хоровой музыки, а также песен и баллад. Его сочинения исполняются в более чем 60 странах, звучат на радио и ТВ в США, России, Беларуси, Литве, Украине, Чешской Республике. Он хорошо известен как композитор и в США благодаря своему яркому таланту.
Многие годы сотрудничества связывают Евгения с флейтовым оркестром Chesapeake Flute Consort, который был основан профессиональной флейтисткой Гейл Весладж в 1997 году. Она oкончила государственный университет в Сан-Диего и имеет степень магистра по классу флейты. Гейл Весладж была главным флейтистом и солистом Гавайской филармонии, Гавайского камерного оркестра, Оперного оркестра в Сан-Диего, Симфонии Санта-Крус и камерного оркестра в Кармеле, штат Калифорния.
Сейчас Гейл регулярно выступает в районе Балтимора и Вашингтона с разными камерными оркестрами. Также она руководит своим Chesapeake Flute Consort оркестром и юношеским Chesapeake Youth Symphony Orchestra, с которым она успешно выступала в российском Санкт-Петербурге.
Дружба Евгения Магалифа с Chesapeake Flute Consort началaсь со знакомства с одним из музыкантов этого оркестра – Эндрю Калимахосом. Одинокий пенсионер, всю жизнь проработавший в почтовом ведомстве, он обожает играть на флейте. Любовь к этому инструменту перешла к Эндрю от отца, известного в свое время американского флейтиста. Эндрю обладает исключительно ценной коллекцией флейт, двe из которых он недавно пожертвовал для проведения аукциона в поддержку молодых флейтистов. Как-то раз Эндрю показал обработку Магалифа украинского «Щедрика», известного в США, как «Carol of the Bells», дирижеру оркестрa Chesapeake Flute Consort Гейл Весладж, и в один прекрасный день ему неожиданно сообщили, что оркестр дважды исполнил «Щедрика» в Белом Доме.
В 2017 году оркестр Chesapeake Flute Consort послал видео исполнения двух пьес Магалифа на конкурсный отбор для выступления на конвенции флейтистов США. На участие в концертах конвенции претендовали 500 оркестров из разных стран, и Chesapeake Flute Consort попал в число восьми отобранных и исполнял музыку Евгения Магалифа.
На концерте в РКЦ было исполнено пять авторских пьес, среди которых и визитная карточка композитора Евгения Магалифa – «Колибри», самая яркая и исполняемая пьеса! Она существует в разных ансамблевых вариантах и исполняется по всему миру. Благодаря этой маленькой птичке, изображение которой стало талисманом композитора, эта музыка стала быстро распространяться, часто исполняться и издаваться в Европе и США. Вот как вспоминает историю создания этой пьесы сам автор:
– Однажды в разговоре по телефону, мой друг, флейтист из Финляндии, предложил написать мне пьесу для флейты и оркестра. В этот момент на балкон к поилкам с нектаром прилетели колибри, и легкие, быстрые движения этой маленькой птички сразу вызвали у меня ассоциации со звучанием и возможностями флейты или флейты-пикколо. Так появилась пьеса «Колибри» сначала для флейты и струнного oркестра, затем для флейты или пикколо, как солирующего инструмента с разного рода ансамблями.
Эта пьеса действительно напоминает легкие, быстрые движения колибри и очень подходит для исполнения на флейте-пикколо!
Перенести зрителей в Швейцарские Альпы Евгению Магалифу удалось благодаря исполнению прекрасной музыки, написанной специально по заказу фестиваля в Швейцарии. Премьера пьесы «Лебеди на Альпийском озере», навеянной природой Альп, успешно прошла в одном из театров Женевы, а в США премьеру отлично сыграл на концерте в РКЦ Chesapeake Flute Consort. Зрителям очень понравилось это произведение!
Вариации на тему финской «Польки Евы» Евгений Магалиф написал в 2016 году. В ней, наряду с флейтами, он использовал игру на бутылках. Интересный эффект происходит, когда исполнитель дует в бутылку, наполненную водой, и, в зависимости от наполняемости, звучит определенная нота! Таким образом, музыканты показали свое мастерство, играя на пивных и лимонадных бутылках вместе с остальными флейтистами! Это было очень забавно и произвело большое впечатление на зрителей.
Все произведения Магалифа, исполняемые на концерте, были очень разнообразными, интересными, мелодичными. Так, «Полутоновый рэгтайм» («Пингвин») любопытен тем, что в его мелодии нет никаких других интервалов, а только полутона. Это тоже один из приемов маэстро, которым он владеет в совершенстве, создавая музыку! Эту композицию оркестр заказал композитору специально для своего репертуара.
Евгений Магалиф пишет не только инструментальную музыку для отдельных исполнителей и оркестров, у него есть также прекрасная вокальная музыка. Это мелодичные песни и романсы. Во второй части концерта он сам исполнил несколько своих песен, написанных в разные годы. Первой прозвучала песня «Играл рояль», которую в свое время исполнял и записывал советский и российский певец Леонид Серебренников.
В РКЦ также прозвучала песня «Цветы России», которую композитор написал в 17 лет на стихи витебского поэта Николая Гвоздикова, и песня «Не исчезай» на стихи Евгения Евтушенко. Ее впервые исполнил народный артист Беларуси Николай Скориков, и Евгению Евтушенко очень понравилась музыка Магалифа на это сильное и непростое для понимания стихотворение. Он даже расцеловал талантливого композитора и был очень растроган и доволен тем, как она прозвучала!
Певица Виктория Сухарева чудесно исполнила на концерте романс Евгения Магалифa «Я не прошу благословенья!» на стихи молодой поэтессы из Липецка Анастасии Борблик, написанный совсем недавно. Первое исполнение этого романса прозвучало в РКЦ в конце прошлого года и запомнилось слушателям. Виктория и ее муж баянист Артем Старченко давно дружат с композитором, и Виктория уже успела записать несколько его прекрасных романсов.
Творческий вечер Евгения Магалифа получился очень интересным и необычным. Необычно было начинать знакомство с творчеством композитора с исполнения его музыки таким редким и необычным оркестром! Зрители впервые познакомились с Chesapeake Flute Consort оркестром и впервые увидели такое разнообразие флейт – флейта-пикколо, концертные C-флейты (самая распространенная флейта), альтовые флейты, басовые и контрабасовые флейты. Все вместе они создают полноценное звучание целого оркестра! В оркестре около 20 музыкантов, среди которых есть и профессионалы, и просто любители, и студенты. За время своего существования Chesapeake Flute Consort оркестр много выступал как по Америке, так и за границей – во Франции, Бельгии и других странах мира.
Музыка Магалифа очень подходит этому оркестру, и он продолжает сотрудничать с ним. Маэстро Юрий Темирканов писал, что «музыка Евгения Магалифa восхитительна, в первую очередь своим профессионализмом, а также забавна и остроумна». Мы полностью подтверждаем слова знаменитого дирижера, познакомившись с творчеством Евгения Магалифа в РКЦ! Большое спасибо Российскому культурному центру за этот прекрасный вечер!
Ольга Сергеева,
г. Вашингтон,
фото автора