Вот такие, брат, дела: поэзия Убер-ла?

Иронические заметки Льва Гончарова о поэзии.

Кто из нас в какой-либо период жизни не пытался писать стихи? Ну, или разобраться в поэзии настолько, чтобы получать удовольствие от поэзии как процесса, а не просто продукта развлекательной индустрии или маркетинговых "джинглов". А любая поэзия может продать товар лицом или лицо товаром, как в Белоруссии на выборах: "Саня останется с нами, как же мы сами, как же мы сами? Саня, Останься с нами!" Тут бессмысленно вдаваться в сухую науку размеров и строф потому, что любая поэзия существуют вне размера, и может быть даже безразмерной, белый стих тому один из примеров. А граница между хорошей и плохой поэзией - тонкая черта в сердце каждого человека. И знание строф никак не сможет помочь понять то неуловимое, что делает поэзию такой притягательной. Однако, есть определенные критерии. Мы не хотим слишком банального стиха, то есть слишком буквального или натуралистичного, это противоречит самой природе поэзии. Стихотворение – это, своего рода, песня, вернее, почти всегда песня, поэтому она должна быть сильной и ёмкой, как заклинание. Но как найти правильные, мощные фразы? Я обратился к Гуглу. Но не в корпоративный офис по соседству с редакцией журнала Плейбой, а в поисковую строку.

В русскоязычном сегменте интернета на заданную тему ничего не выходило, кроме тонны материалов про некоего фиктивного увальня Гарри Поттера. И на любую смежную тему выходили только ссылки по нему же, Гарри Поттеру. Как будто бы это какая-то новая идеология, которую кто-то изо всех сил запихивает во все щели. Да так, что уже поперёк горла она всем встала и трещит... Я понимаю, была бы какая русская сказка, так эта же написана британской писательницей о западных ценностях и иных институтах. Наши мозги не перековать, и менталитет тоже, даже за долгие годы жизни на Западе. Мы любим экзотику, но, как ни крути, вкладываем в нее свое культурное наполнение, даже в чужие формы. В англоязычном сегменте мне повезло больше, там, видимо, не зациклены на пере-прошивании идеологий, скорее всего старая еще везет без особых сбоев.

Мне попалась страница, на которой проанализировали 100 миллионов заголовков. Это то, что надо, чем не заклинания? Они представляли собой хорошие такие, повелительные, команды, адресованные невидимому Вам. "Пригнитесь и спрячьтесь", - например, это было в Холодную войну. Тогда ещё успешно использовалась другая установка: "купи, купи, купи", и она работала, люди шли и покупали, что бы там ни продавалось: страхи, лидеры, Никсон, скандалы, помада, пылесосы, или еда. А теперь всё поменялось и простое заклинание, подобно "Вышел в поле трактор, Дыр дыр дыр, мы за мир"... уже не сработает ни здесь, ни там. Поэтому постоянно приходится придумывать что-нибудь новое. И "нагибают" потенциального потребителя теперь немного иными способами.

А на Западе, кроме как за потребителя, вас больше ни за кого не принимают. То, что ваше время - это товар, вы должны доказывать сами. Когда-то даже модно было отовариваться в соответствии с выбранной идеологией, что и сопровождалось строго-специфическими, определёнными заклинаниями, и считалось ни больше ни меньше, а гражданской позицией "гражданина свободного мира", на этом строился и общественный договор, пока не упала покупательная способность доллара. Но это тоже прошлый век. Теперь же, захлестнула "гиговая" экономика.

А как выглядят сильные фразы сегодняшнего дня? Вот она - та дудка, под которую вы будете плясать, да и я тоже, мы все будем выдавать "па" или чечётку, согласно частоте использования в соцсетях: "Давайте угадаю, по причине того, что вы, авторитетно заявляю, вы обязаны принять, вы просто сойдете с ума, от слёз счастья, просто мурашки по коже, на вас посмотреть так кажется, а я ржу не могу"... И так далее. Вот уже проявляется кое-какая картина.

 

Причину дайте мне, причину,

Зачем ты слушаешь меня?

Я погрузился в знания

                                      пучину.

Чего тогда смеешься для?

Что делает тебя умнее

Проще и честней чем все,

                                       иль я?

 

Очень персонифицированно, абстрактно, обо всем и ни о чем. Это беспроигрышный формат стиха, который можно было бы скомпоновать даже более слаженно, но я привожу как пример использования тех фраз, что вызывают наибольший резонанс сегодня и завтра, а не вчера и не когда-то там при Блоке. 

 

Не просто это все, не просто.

Прочувствовать всегда

                                       хотел,

Заставить разорвать оковы.

Теперь вы можете смеяться

                                        вслух,

Пусть сотрясает воздух этот

                                         звук.

Пришло же время все узнать.

Все, я понимаю. Но зачем ты так? Взволнована опять? Но я не виноват!

 

Это грубо скомпановано из заголовков, на которые обратили внимание и "щелкнули" по телефонному экрану от 2-х до 8-ми тысяч маслянистых человеческих пальцев с март по май месяцы. 

Конечно, интернет сделал свое дело и поиск стал проще, поэтому любой дурак может выцедить что-то ценное. Но умные люди давно понимали силу заклинаний, и самые сильные песни писали именно такими наборами мощных фраз, пунктиром обозначая смысл, абстрактный и для каждого свой. Вот пример из 90-х, который, между прочим, и сейчас работает, за авторством М. Фадеева:

 

Никогда этих слов никому.

Этих слов, только ветер

                                        знает,

Там где я буду, навсегда,

                                  навсегда.

Посмотри - мы не одни,

                                 не забудь!

Крылья мои, и иди по свету.

А значит это я с тобой

                                  навсегда.

Назови имя моё, позови,

Выйти в рассвет, не устань

                                   с дороги.

Я знаю много, нам идти

                                много лет.

Для тебя. Эти дни о тебе.

Эти сны на моих ладонях.

Тепло от моря, навсегда,

                                  навсегда.

 

Не находите ли, что использовался похожий подход? Но без Интернета, графиков статистики в сети это сделать было гораздо труднее, а тем более, сделать хорошо, ведь песня до сих пор не устарела. Вот она, мера таланта.

В чём сила и мощь поэзии? Бывает, пишут стихотворения на злобу дня. Но это, как правило, однодневки. Отражения обыденности и рутины могут нести в себе искры гениальности, но они, как правило, быстро забываются. Великая поэзия - это заклинания. А заклинания, это кодовые фразы, которые несут определенный смысл для каждого человека в отдельности. Этот смысл зачастую свой собственный для каждого индивида, потому что заклинания абстрактны, и они вам не ответят на вопросы: Что? Где? Когда? И почём? А то, что пишется на злобу дня, это уже не заклинания, это, скорее, эпиграммы или памфлеты.

Сильные фразы меняются из поколения в поколение, даже из года в год, со дня на день, потому, что постоянно меняются понятия и их значения. Изменяется любой язык. Сейчас эти изменения моментально, еще в зачатке, отражаются и зачастую уже формируются в интернете прежде, чем их даже замечают и констатируют в реальном времени. Это очень важные метаморфозы, поскольку они отражают коллективное бессознательное, а значит, то направление, куда будет двигаться общество в ближайшем будущем, куда оно уже сделало шаг. Если раньше требовался недюжинный талант для того, чтобы почувствовать, определить и охарактеризовать настроение общества в каждый определенный момент времени, чтобы написать "Марсельезу", то теперь можно пеленговать ключевые слова и фразы, то бишь мощные заклинания, имеющие смысл для текущего поколения в каждый конкретный момент времени, подключить даже нейросеть товарища Илона Маска, и пожалуйста, забивать в рифмовальную программу разными способами, пока она не выдам на гора свежий запас десятков или сотен "нетленок" и "эпохалок" в день, которыми можно вооружать баррикады "внесистемных" оппозиций, или "кулуармии" мыслящих умеренно освоителей бюджетов и предвосхищать их настроения или направлять в нужные русла. Может быть, таким образом, даже можно программировать массовое сознание, а значит и события ближайшего будущего, или их результаты?

А может быть, это уже так делается, старыми Роллингами, Пинк Флойдом и новеньким, еще плоховато обкатанным Бибером? А если и случались проколы в 60-е, ведь это потому, что не было сети Интернета и нейросети, которая не ошибается.  Интернет дал нам Фейсбук и Убер. На поток теперь можно поставить любую деятельность, и даже все творчество в целом. Все главное теперь написано, осталось удачно компоновать фразы. Можно точно гарантировать, что те клерки, которых еще не уволили за ненадобностью, точно "пролайкают" правильные "посты", потому что заклинания уже в "тренде", вместе с утренним круассаном и кофе, а спеть их сможет любой Бибер, чьи песни можно прослушать, садясь в Убер.

 

Лев Гончаров,

Хьюстон

 

 

 

 

 

 

 

Rate this article: 
No votes yet