Артисты, гремевшие на всю страну, оказались забыты
Даже всероссийская известность и былые заслуги не являются спасением от бедности на склоне лет.
Это была его прощальная роль. На утреннике в детском саду заслуженный артист России Валерий Титенко играл Деда Мороза. Потому что даже настоящая звезда кемеровского театра не могла себе позволить купить новогодние подарки близким и накрыть вкусный стол. Без вот такой «вынужденной подработки» в красной шубе и с ватной бородой.
«Зимние каникулы – это самое выигрышное для артиста время в смысле приработка какого-то. И кстати, тоже мы с ним говорили, и он радовался, говорит: много детсадов, хорошо заработаю, что-то куплю», – говорит бывший режиссер Театра оперетты Кузбасса Илья Ляхов.
Сейчас самое главное время, чтобы заработать. Для многих российских актеров это те самые дни, когда позвонит сам Стивен Спилберг и ему непременно откажут. Потому что елки. Там сейчас куют свою финансовое счастье многие заслуженные и даже народные Деды Морозы.
Красная дорожка славы, «фотовспышки популярности», просьбы об автографах и интервью, как высший показатель востребованности. Но жизнь показывает, и показывает неумолимо, что рано или поздно все это заканчивается. А потом наступают «тяжелые будни», доказывающие, что все звезды рано или поздно гаснут. И вот тут и как раз вопрос в том, кто и как будет догорать. Кто-то, вполне возможно, на своей вилле в Ницце, а кто-то, увы, в нищете и безвестности.
И это взгляд изнутри на число актеров, оказавшихся вне времени и пространства. Иван Краско не может их всех и перечислить. Вчера ты был на коне, твой телефон просто разрывался от звонков режиссеров, а теперь аппарат предательски молчит. Люди, проживающие за один спектакль порой несколько жизней, как никто нуждаются в помощи со стороны. Он видел их сотнями, и не каждому дано сыграть все звездные роли, но почти каждый ходит по грани срыва, который ставит очередную актерскую судьбу под огромный знак вопроса.
«Есть люди, которые очень одарены актерски, но которые актерами быть не могут, потому что у них нет воли. И они при малейшей неудаче начинают увлекаться алкоголем, им кажется, что надо себя «завести», допинги им нужны, а это бывают очень вредные допинги», – говорит Иван Краско.
Актриса Ирина Акулова когда-то сыграла звездную роль в первом советском блокбастере – «Экипаж». А теперь огород в небольшом городке в Ивановской области, огурцы и редкие чужие премьеры – вся ее жизнь.
И они, как часть культурного кода целых поколений, и люди, без которых трудно себе было представить новые театральные и кинопостановки, оказываются сами вычеркнутыми из жизненных титров. Заслуженный артист России Валерий Безручко, поставивший спектакль открытия Олимпийских игр 80-го года, пережил множество других ролей. Потом перенес инфаркт, аварию и теперь зарабатывает на жизнь репетиторством, почти не выходит из квартиры.
«Была встреча с читателями в одной из библиотек, которые прочитали мои книжки, вдруг раздались аплодисменты, и я вдруг вспомнил театр и понял: Боже мой, как мне этого не хватает!» – говорит он.
«Не играешь, значит, больше не нужен». Этот принцип хорошо помнит актер Николай Бурляев, сыгравший множество ярких ролей, но тоже оставшийся в постсоветской жизни без государственной поддержки.
«Я пришел, спросил: «А что мне положено за заслуженного артиста? Посчитали, сказали 300 рублей надбавки к пенсии», – говорит он.
Но есть и тихая гавань для тех актеров, кто оказался выброшенным на берег жизненных сложностей. Наталья Парфененкова всю жизнь отдала театру во Владивостоке, а Анатолий Пашнин работал в Челябинске, но встретились они и стали мужем и женой в московском Доме ветеранов сцены. Здесь, казалось бы, угасающие звезды светят ярко и на полном пансионе: питание на заказ, врач и возможность полной самореализации.
«Конечно, тяжело. Вся жизнь отдана и здоровье, а порой и семейные ценности. Уходя со сцены, потеряв звук оваций, аплодисменты... И поэтому один из наших принципов работы восполнить этот пробел», – говорит Андрей Сучков, директор Дома ветеранов сцены им А.А. Яблочкиной.
Уж сколько их упало в эту бездну – люди, которые для целых поколений олицетворяли собой талант и обаяние нашей актерской советской школы, уходили и до сих пор уходят совсем не под аплодисменты. Им помогают фонды, собирают деньги коллеги, просто кто сколько сможет, но все равно – этого зачастую недостаточно.
Голосом Клары Румяновой говорил все самые любимые мультяшные персонажи советского детства, но саму актрису почти никто не пришел проводить.
«Коленька, а меня в Америке назвали королевой русской анимации... Через месяц она умерла и у гроба не было практически никого. Никаких чиновников вообще, и хоронили мы ее на наши деньги, актерской гильдии, я дал деньги на трапезу прощальную. Вот так они уходили», – говорит Николай Бурляев.
Сергей Филиппов, Борислав Брундуков, Николай Парфенов, Раднэр Муратов, и этот список можно продолжать еще долго. Актеры, подарившие миллионам зрителей праздник, умирали в нищете и забвении. Многим хотелось проводить их аплодисментами, но они ушли в тишине. Теперь и могил многих не найти. А потому любимым актерам, тем, кто все еще с нами, лучшая память – внимание при жизни.
Георгий Тремин,
Наталья Макаренко