Джимми Картеру исполнилось 100 лет
Популярность Картера после президентства была выше, чем во время руководства страной.
1 октября 2024 года 39-му президенту США Джимми Картеру исполнилось 100 лет. Картер уже вошел в историю, в 2019 году став самым долгоживущим главой американского государства, опередив 94-летнего Джорджа Буша-старшего.
Впрочем, многие хозяева Белого дома доживали до весьма почтенного возраста: современники и политические соперники Картера – Джеральд Форд (предшественник) и Рональд Рейган (победил Картера на выборах) преодолели 93-летний рубеж.
В том же 2019 году Картер установил еще один рекорд – продолжительности президентского брака: с Розалин они поженились в 1946 году, в их семье – трое сыновей и дочь. В отличие от очень многих политиков, репутация Джимми Картера не была подмочена сексуальными скандалами. Он неоднократно говорил, что невероятно счастлив в браке. Розалин Картер скончалась в 2023 году.
Джимми Картер стал первым и пока единственным уроженцем штата Джорджия, ставшим президентом. Его восхождение к вершинам власти было достаточно неожиданным: он был военным моряком, потом вернулся на семейную ферму и выращивал арахис, потом стал губернатором Джорджии.
В 1976 году Картер, представлявший маловажный и малонаселенный штат, сенсационно выиграл праймериз Демократической партии, а затем нанес поражение популярному действующему президенту Джеральду Форду. Картер имел репутацию честного человека, стремившегося жить согласно библейским заповедям, что импонировало многим избирателям, испытывавшим недоверие к государственным институтам после проигранной Вьетнамской войны и Уотергейтского скандала.
Картер одним из первых мировых лидеров и первым из президентов США сделал защиту прав человека в глобальном масштабе приоритетом своей внешней политики. В условиях Холодной войны с коммунистическим блоком, периодически перераставшей в «горячие» конфликты, это был идеалистический и крайне рискованный шаг. По словам правозащитника Сергея Ковалева, на встрече с советскими диссидентами Картер сказал: «Я не могу послать морскую пехоту, чтобы освободить советских узников совести. Но я сделаю все остальное». Однако смена ориентиров американской политики, которую Картер попытался сделать максимально моральной, не дала быстрых результатов. Кремль не спешил освобождать диссидентов и ослаблять контроль над Восточной Европой.
Гигантской внешнеполитической победой Картера стали соглашения в Кэмп-Дэвиде – первый в истории мирный договор Израиля и арабской страны – Египта: Кэмп-Дэвидские соглашения были заключены в летней резиденции президентов США. Стороны договорились, что «конфликт между Израилем и его соседями» должен быть разрешен мирными средствами. Израиль согласился вернуть Египту Синайский полуостров, захваченный во время предыдущей войны, в обмен на установление дипломатических отношений и право использования Тиранского пролива в Красном море (закрытие пролива для израильских судов стало одной из важных причин Шестидневной войны). Также впервые США согласились оказать Египту и Израилю финансовую помощь: эта помощь стала постоянной и оказывается по сей день. Израиль и Египет по сей день поддерживают в целом нормальные отношения.
Важной победой стала передача Панаме стратегического Панамского канала, построенного и управлявшегося США. Это существенно уменьшило напряженность в регионе, в котором правили военные хунты, диктаторы и регулярно вспыхивали революции, поддерживаемые Кубой и СССР.
Демократ Картер установил полные дипломатические отношения с Китаем – первый шаг в этом направлении был сделан республиканцем Ричардом Никсоном.
С его именем связана и так называемая «Доктрина Картера», согласно которой США будут готовы использовать военную силу для защиты своих жизненных интересов в Персидском заливе. Доктрина появилась после глобального энергетического кризиса, который стал причиной гигантского скачка цен на нефть и советской оккупации Афганистана, который считался плацдармом для прорыва советских войск к центру мировой нефтедобычи – Персидскому заливу.
По мнению американцев, реакция Картера на советское вторжение в Афганистан и Исламскую революцию в союзном Иране оказалась неадекватной и нерешительной: некоторые современники объясняли это тем, что Картер – имевший прямое отношение к созданию ядерного подводного флота США – крайне опасался начала ядерной войны, поскольку слишком хорошо понимал ее возможные последствия. Введенные им санкции, в том числе бойкот Олимпиады в Москве, не повлияли на действия Кремля. Спецоперация по освобождению сотрудников посольства США в Тегеране, взятых исламистами в заложники, закончилась неудачей. Последние полтора года президентства Картера были наполнены плохими новостями.
Из-за проблем в экономике, вызванных энергетическим кризисом и галопирующей инфляцией, и во внешней политике Картер разгромно проиграл выборы «ястребу» Рональду Рейгану, выступившему с формулой «мир через силу» и развернувшего беспрецедентную программу военного строительства.
Многие внутриполитические решения Картера сохраняют силу. По его инициативе было создано Федеральное агентство по управлению в чрезвычайных ситуациях (FEMA), которое впервые в истории страны начало оказывать централизованную помощь жертвам природных и техногенных катастроф.
Картер создал два новых министерства – энергетики и образования, которые сыграли важную роль в обеспечении энергетической безопасности США и повышению уровня образования (впрочем, некоторые консервативные политики США призывают закрыть Министерство образования).
При его поддержке был принят закон, защищающий государственных служащих, рассказывающих о злоупотреблениях. Картер уделял большое внимание защите окружающей среды, в том числе и от климатических изменений – многие принятые тогда законы и подписанные им указы сохраняют силу по сей день.
Когда американцам стало дорого заправлять автомобили и отапливать дома, Картер появлялся на телеэкранах в свитере – чтобы показать, что в Белом доме тоже холодно и он живет так же, как многие его сограждане: это было правдой, по настоянию президента Белый дом стали хуже отапливать. Однако на популярности Картера это отразилось крайне негативно: американцы хотели, чтобы их лидер решал проблемы, а не мирился с ними.
В результате Картер стал президентом-односрочником. В последний год президентства его рейтинги, по данным службы Gallup, колебались около 35% – то есть были крайне низкими.
Освободив Белый дом, Картер отказался от продолжения политической деятельности и занялся гуманитарными проектами, которым посвятил вторую половину жизни. В частности, основанный им Центр Картера обеспечивал честность и прозрачность выборов в десятках странах мира. В 2002 году экс-президент Джимми Картер был награжден Нобелевской премией мира «за десятилетия неустанных усилий по поиску мирных решений международных конфликтов».
После ухода из большой политики Картер вел крайне скромный образ жизни, периодически выполняя конфиденциальные поручения следующих президентов. Он опубликовал десятки книг, в том числе поэтический сборник, руководство по рыбной ловле и размышления о христианском подходе к политике (Картер был глубоко верующим баптистом). За чтение одной из своих книг «Наши ценности под угрозой» Картер был награжден премией «Грэмми», другая его книга – «Палестина. Мир, а не апартеид» – вызвала протесты Израиля и еврейской общины.
В 2003 году Картер – первым из президентов США – опубликовал роман «Осиное гнездо» об Американской революции, причем без помощи соавторов.
Популярность и авторитет Картера периода постпрезидентства оказались намного выше, чем в период его руководства государством, что в США наблюдалось нечасто. Это заметно по многочисленным «рейтингам величия» президентов США: создатели таких рейтингов опрашивают экспертов – историков, политологов, экономистов, либо простых смертных, чтобы определить, кто из президентов прошлого наиболее успешно (или, наоборот, неудачно) управлял страной.
В 1990-е годы имя Картера находилось в самом хвосте рейтингов, среди неудачников, а в 2010-е он переместился в группу крепких середняков, хотя по сей день американские консерваторы называют его худшим президентом в истории страны.
Алекс Григорьев