Война и репрессии – два способа выживания диктатуры

Сообщение об ошибке

  • Notice: Undefined index: taxonomy_term в функции similarterms_taxonomy_node_get_terms() (строка 518 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined offset: 0 в функции similarterms_list() (строка 221 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined offset: 1 в функции similarterms_list() (строка 222 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).

«Нет в народе никаких имперских мечтаний».

Пьяный ищет, где светло, а не там, где потерял. Глупый делает не то, что полезно, а то, что легче. Раздербанить Россию на кусочки проще, чем изменить уклад жизни в стране. Простая и ясная цель овладела и теми, кто пострадал от российского экспансионизма, и теми, кто мечтает порулить, не прилагая к этому особых усилий.

Идея состоит в том, что Россия опасна для окружающих, потому что она большая. Почему она будет менее опасной, став маленькой, никто толком объяснить не может. Конечно, в исторической перспективе маленькое государство с небольшим населением, будучи хорошо изолированным от внешнего мира, постепенно растеряет весь свой военный потенциал и имперские амбиции. Еще лет сто назад на это можно было рассчитывать, как на решение проблемы.

Сегодня возможность устроить мировой Армагеддон уже мало зависит от обширности территории и численности ее населенности. Примером тому могут служить сравнительно небольшие Северная Корея и Иран, бряцающие ядерным оружием и другими военными разработками. К тому же надежно изолировать даже самого злодейского изгоя мировое сообщество не может. Международные санкции хоть и осложняют экономическую жизнь, но все же больше похожи на решето, через которое в подсанкционную страну поступают финансы, товары и технологии.

Допустим, Россия развалится на несколько десятков регионов, как о том мечтают любители простых решений. На ослабление наиболее вооруженных регионов понадобятся годы, если не десятилетия. Атомному оружию не нужны обширные пространства, оно легко разместится на территории Московской области. Исчезнет ли в этом случае угроза мировой безопасности? Боюсь, что только возрастет. При сохранении прежнего режима власти и снижении возможностей вести конвенциональную войну возрастет искушение применить ядерное оружие. Надо ясно понимать, что агрессивный авторитарный режим не превращается в миролюбивый и демократический только потому, что страна стала меньше и народу в ней поубавилось. Это тот случай, когда размер не имеет значения.

Формирование США и России очень схоже. Очень схоже и по размерам, и по методам. Однако на сегодняшний день мы имеем две большие страны с похожей историей, но при этом совершенно разными политическими системами. В США торжествует демократия, в России – диктатура. Ни обширность территории, ни история ее расширения ничего не объясняют. Причины, по которым одна страна становится агрессивной и опасной для всех, включая собственный народ, а другая – миролюбивой и благоустроенной, следует искать в чем-то другом, но никак не в размерах или имперском прошлом. В конце концов, многие нынешние демократии – это бывшие империи: Британская, Австро-Венгерская, Османская. Колониальными империями были Франция, Испания, Португалия – это не мешает им быть современными демократическими государствами.

В 21-м веке имперские амбиции выглядят, конечно, неуместно и, прямо скажем, дико. Трудно придумать что-нибудь глупее, чем кичиться большой территорией и мечтать о ее расширении. Однако надо понимать, что война с Украиной продиктована не стремлением расширить территорию России. Война – это единственная возможность сохранить авторитарный режим в стране. Война и политические репрессии – это два способа выживания диктатуры. Без них она рассыплется как карточный домик. Война, разумеется, приправлена имперским соусом, так архаичному общественному сознанию в России легче оправдать агрессию. По крайней мере, на это надеется Кремль, хотя политическая архаика постепенно уходит из нашей жизни. Об этом свидетельствует и тщетность попыток выстроить государственную идеологию – управленческий инструмент вчерашнего дня. Несомненно, большая часть людей в России не одобряет войну с Украиной. Нет в народе никаких имперских мечтаний, как о том толкуют в других странах любители простых решений. Когда развалился Советский Союз, никто и пальцем не пошевелил, чтобы склеить заново разбитого уродца. Какая уж там имперскость! Если что-то и было, то осталось в прошлом. А возможно, что и раньше это была всего лишь навязчивая государственная пропаганда – от Уварова, Троцкого, Сталина, Брежнева и их подельников. Сегодня к этой пропаганде восприимчивы лишь те, кто по простоте своей принимает ее за чистую монету.

Александр Подрабинек, правозащитник

Rate this article: 
No votes yet