«Власть в Кремле наплевала нам в душу»
Сообщение об ошибке
- Notice: Undefined index: taxonomy_term в функции similarterms_taxonomy_node_get_terms() (строка 518 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
- Notice: Undefined offset: 0 в функции similarterms_list() (строка 221 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
- Notice: Undefined offset: 1 в функции similarterms_list() (строка 222 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
В Лос-Анжелесе более 45 лет действует ассоциация русскоговорящих ветеранов Второй мировой войны.
Третья волна эмиграции из Советского Союза докатилась до Калифорнии в конце 1970-х. В Лос-Анжелесе они осели в районе, который позже стал городом Западный Голливуд. Там и была создана ассоциация русскоговорящих ветеранов Второй мировой войны. Нюся Гейхман проработала в ассоциации много лет. В ее руках Книга памяти, которую ассоциация выпустила к 35-летию.
«Ассоциация наша была создана в 1977 году, в этой Книге памяти описаны все годы, вот заседания комитета, вот парад», – листая книгу, вспоминает Нюся. Ее родители погибли в 1941-м. Дочь ветерана, она делала для ассоциации многое, вместе с теми, кто прошел всю войну и потом переехал в Америку.
«Главная цель нашей ассоциации была объединить, выявить ветеранов, мы давали в газету объявления, по радио, тогда еще было радио, говорили о том, чтобы приходили по адресу. Я ко многим домой ходила. Некоторые из них звонили и говорили, мы не можем прийти, и я к ним шла», – рассказывает Нюся.
Ветеран Григорий Фаин, недавно ему исполнилось 102 года, – член лос-анжелесской ассоциации. «27 лет тому назад моя семья прибыла в Америку, я узнал, что тут действует ассоциация ветеранов Второй мировой войны, я сразу вступил в Ассоциацию и включился в работу. Кто приезжал, многие не знали языка, ничего не знали, мы помогали им устроиться, учиться, помогали оформить гражданство, помогали в приобретении доступного жилья», – говорит Григорий Фаин.
Ветераны, переехавшие в Калифорнию, были очень активны, вспоминает Джефф Прэнг, в 2000-х он был мэром в Западном Голливуде, именно он помог им поставить памятник солдатам Второй мировой войны, перенес парад на центральную улицу Голливуда.
«В конце 90-х ветераны были очень активны в городе, было три активиста: Мистер Баркон, Столярский и Куц. Столярский был президентом, а Баркон и Куц вице-президентами. Мистер Куц говорил на английском и связывал нас. Это была большая группа, которая стала представителями русскоговорящей общины города, они делали многое для общины, были очень активными», – вспоминает Джефф Прэнг.
Джон Хайлман в то время работал в городском совете Западного Голливуда. Он вспоминает, что ветераны в мэрии были частыми гостями. «Они действительно играли важную роль. Во-первых, просто напоминая о победе над нацистами. Они взаимодействовали с городской мэрией Западного Голливуда, у них была возможность связываться с нами, рассказывать о людях, которым нужна помощь. Они часто устраивали застолья, я всегда удивлялся, как можно столько есть и пить, им было по 95 лет, и они пили водку, и ели и ели и ели, а я все не мог доесть свой салат... Они любили жизнь, и потому многие из них прожили такую долгую жизнь», – вспоминает Джон Хайлман.
Но с годами ветеранов становилось все меньше.
«Когда я пришла, их было 1 400 человек, и они начали постепенно уходить. Я перекличку делаю, я каждый год звоню им, в этот Новый год я стала звонить им, у меня был список на 58 человек. И оказалось, что их осталось 9 человек. Сейчас наша ассоциация закрыта, ключи у меня, Книга памяти у меня», – говорит Нюся Гейхман.
Григорий Фаин – один из оставшихся ветеранов. Он по сей день пишет книги, и часто вспоминает своих боевых товарищей. «Ассоциация – это моя семья, как и для многих других ветеранов, мы чувствовали плечо друг друга, мы понимали друг друга, мы помогали друг другу, это была действительно замечательная дружная фронтовая семья, так скажем. К сожалению, большинства уже нет. Но я вспоминаю о своих друзьях, не только тех, кто на фронте со мной был, и погиб, но и тех, кто тут прожил вместе со мной в этой замечательной стране, которую я полюбил всей душой».
А еще он очень сильно переживает из-за войны на его родине, в Украине, откуда его в 1941-м и призвали на фронт. «Знаете, меня очень волнует то, что происходит сейчас. Я думаю, что та власть, которая в Кремле,
она буквально в душу наплевала нам, ветеранам, там победобесие. Там все приписывают, что вот мы, победили фашизм. Я никогда не думал, что после той войны там начнется новая война. У меня душа болит за Украину, Украина борется, она сражается, она защищает свою землю», – говорит ветеран.
И добавляет, что верит: он увидит и эту победу.
Ангелина Багдасарян