Как поступить в Чикагский университет
Сообщение об ошибке
- Notice: Undefined index: taxonomy_term в функции similarterms_taxonomy_node_get_terms() (строка 518 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
- Notice: Undefined offset: 0 в функции similarterms_list() (строка 221 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
- Notice: Undefined offset: 1 в функции similarterms_list() (строка 222 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
Не надо слишком сильно беспокоиться.
Каждый год меня спрашивают, знакомые и незнакомые – как поступить в Чикагский университет? В другой хороший университет? Сегодня написал подробный ответ на одно такое письмо и, уже дописав, подумал, что в моих советах нет, по существу, ничего личного – вот и выкладываю его, убрав имя адресата и исправив орфографические ошибки.
Добрый день! Первый совет, который я хотел бы Вам дать – не надо слишком сильно беспокоиться. Это будет здорово, если Вы поступите в знаменитый университет типа Гарварда, Стэнфорда или Чикаго, но поверьте опыту и данным исследований – бакалавриат в Мичиганском или Висконсинском университете или в десятках других больших университетов или маленьких колледжей типа Помоны, Оберлина или Хаверфорда – дадут Вам не меньше в плане образования и будущей карьеры. Я бы сказал, что учеба в любом из топ-30 «больших университетах» или в любом из топ-30 «маленьких колледжей» – это все будет прекрасно. Дело не в том, что Чикаго не лучше Оберлина, а у Свартмора нет никакого преимущества над Колумбийским университетом. Может, и есть, но эта разница, между «Гарвардом» и «университетом №30», пусть и положительная, но такая маленькая, что все Ваши личные основные риски гораздо больше. Считайте, что разница между лучшим вузом в списке «топ-60» и худшим – это 10 пунктов, а риск того, что у Вас случится депрессия, или неправильный выбор направления, или какая-то жизненная ситуация в семье, или какая-то болезнь – это 50 пунктов, а то и 100. Разница в уровне университетов из большого списка мала по сравнению с «собственными рисками» отдельного человека и не надо на ней циклиться.
Из этого не следует, что не нужно стараться попасть в Гарвард или Чикаго или Свартмор – надо, конечно. Но и слишком сильно беспокоиться – не надо. За двадцать лет я видел поступления пары сотен детей своих знакомых или тех, кто со мной консультировался. Так вот – на эти 200 детей может, была парочка, ну, может 3-5 человек, которые «недоработали», недостарались. Но вот детей, у которых были проблемы разной серьезности от того, что их родители свихнулись на поступлении детей в Принстон или Йель, было в десять раз больше. Даже детей, которых запихнули в неподходящие вузы или заставили учиться не тому, что им интересно – и они в результате бросили, куда больше, чем тех, кто «недоработал». Не давайте никому перекладывать на Вас свои страхи и беспокойства, а свои собственные переживания учитесь контролировать. Забегая вперед, на время Вашей учебы в университете – способность контролировать свои спады настроения и периоды страхов и психологический проблем (в том числе и знание, когда и к кому обращаться за помощью) – более важный навык для того, чтобы закончить вуз и стать, например, ученым, чем какие-то технические навыки типа навыков решения математических задач или писания сочинений.
Судя по тому, что Вы учитесь в хорошей школе, Вы, если все сделаете четко и правильно – хорошие оценки, хорошие рекомендации, хорошее сочинение – поступите в отличный университет. Не надо совершать дурацких ошибок – писать плохое сочинение, забивать на учебу, спрашивать рекомендации не у того учителя, у которого нужно, но и слишком беспокоиться не надо.
Хорошие оценки – не надо выбирать слишком легкие курсы, чтобы просто получать высокие оценки, но и не надо выбирать слишком сложные, например, университетские, просто чтобы произвести впечатление на приемную комиссию. Выбирайте то, что Вам по силам, но и так, чтобы было не только напряженно, но и радостно учиться. Еще раз – определенно лучше пойти в хороший университет, спокойно отучившись в старшей школе, чем в университет чуть выше по рейтингу, сидя на таблетках от депрессии и ненавидя основные предметы из-за того, что слишком сильно упирался ради поступления.
Хорошие рекомендации: и после школы, и после бакалавриата (колледжа по-американски), и после магистратуры, и после аспирантуры рекомендации нужно брать у учителей, которые удовлетворяют двум критериям: (а) думают о вас очень хорошо и (б) имеют опыт общения с вами, который позволяет объяснить в письме, почему они думают о вас хорошо. То есть если у Вас есть знакомый Нобелевский лауреат или просто знаменитый человек, который у Вас работает в школе, но он у Вас лично не вел уроков – не надо брать у него рекомендацию. Если есть какой-то человек, который думает, что Вы – лучшая ученица, которую она видела в жизни, но она сама у Вас ничего не вела – не надо брать рекомендацию. Но также не надо брать, скажем, у преподавательницы сложного курса математики, если она не считает, что Вы были одной из лучших в классе. Лучше взять у преподавателя простого (и «непрестижного») курса, если у Вас были хорошие отметки и хорошие рабочие отношения с этим учителем. Можно взять рекомендацию и из прежней школы, но тогда должно быть очень четко ясно из этой рекомендации, почему она от старого учителя, а не от последних (например, потому что был уникальный предмет – или много классов с тем учителем).
Есть вопрос, который многих занимает – помогают ли рекомендации от тех, кто работает в университете? Я бы сказал, по опыту тех – скажем, пары десятков – случаев, которые я знаю, – нет, не помогают. И даже мешают. Определенно мешает, если профессор пытается сам контактировать с приемной комиссией – там реально отрицательно относятся даже к попыткам говорить об абитуриентах. Я не знаю, откровенно говоря, может ли как-то помочь поступлению реально большое денежное пожертвование со стороны родителей. (Что небольшое – меньше миллиона долларов – не может, это понятно.) Если кто-то жертвует университету миллионы долларов много лет, заседает в благотворительных и попечительских советах, то, наверное, да, это могут учесть. Но это именно какие-то длинные истории. Я лично знаю людей, которые жертвовали 5-10 миллионов университету и, когда потом заикнулись о разговоре про поступление, с ними не стали даже разговаривать на эту тему.
Раз уж мы заговорили о деньгах – учеба в американском университете на стадии бакалавриата стоит очень дорого, но цена для каждого человека разная – зависит от того, сколько денег есть у родителей, чтобы платить. Нет вообще, а Вас возьмут – значит будут стипендии и поддержка и на учебу, и на жизнь. Для американских граждан решение о приеме вообще не связано со способностью платить – они принимаются раздельно, так что при поступлении об этом можно не думать. Для неамериканцев способность платить, заявленная при поступлении, может немного, по опыту, помочь, но я не уверен, что хоть сколько-нибудь сильно. В последние десять лет, когда благосостояние россиян оправилось от кошмара 1990-х, скидки получать не так легко, как было раньше – у многих российских семей, с точки зрения американских университетов, достаточно денег, чтобы полностью или частично оплачивать обучение.
Хорошее сочинение: на разных сайтах для поступающих есть очень хорошие рекомендации о том, как писать сочинение для поступающих. Я бы сказал – самое главное, это чтобы то, что там написано, «билось» с тем, кто Вы на самом деле есть. Ну если у Вас все рекомендации – про то, как Вы круто, ни секунды не оставляя ни на что другое, ботаете сложные предметы, а в сочинении у Вас много написано про то, какая Вы легкая и беззаботная, то, даже если это мило написано, впечатление будет странное. И наоборот. Конечно, это трудно написать о себе так, чтобы не напугать приемную комиссию и, одновременно, выделиться из тысяч поступающих. Поэтому рекомендуется написать первый вариант рано и показывать разным людям, чтобы учитывать комментарии.
Экстра-куррикулярные вещи в резюме. Конечно, лучше быть президентом дебатного клуба, иметь разряд по модному виду спорта, участвовать в программах помощи бездомным, волонтерить в доме престарелых или хотя бы помогать родителям ставить посуду в посудомойку. Если Вы что-то из этого сделаете, Вы и так это упомянете. Если нет, то лучше, по-моему, ничего не выдумывать.
Ваш вопрос был про поступление в Чикагский университет, но я хотел бы сказать пару слов про выбор колледжа. Как я уже сказал, внутри этого списка – топ-30 больших университетов и топ-30 маленьких колледжей – «научные» и «карьерные» перспективы примерно одинаковые. Я бы больше всего внимания обращал внимание на все остальное. Например, одни прекрасные университеты – Мичиганский и Висконсинский, например, огромны по размеру, там будут десятки тысяч студентов, другие – тот же Чикаго или Коламбия, средние – бакалавров там 5-10 тысяч, третьи – Амхерст или Миддлбери – совсем маленькие, в 1-2 тысячи студентов всего. Разным людям нравится разное и это – реальный выбор. Одни сильные университеты расположены в крупных городах (Нью-Йоркский, Гарвард с МIT, Чикагский) или в небольших городах – промышленных (Рочестер), финансовых (Дэвидсон), или университетских (Амхерст), другие – в совсем маленьких деревнях (Хэмилтон, Кеньон). Разным людям нравится разное. Если Вы хотите часто видеть родителей, то Хэверфорд или ЮПенн, расположенные в Филадельфии, ближе к крупному аэропорту, чем Корнелл или Миддлбери.
В России знают мало об американском образовании, поэтому мечты сильных родителей обычно крутятся вокруг крупных исследовательских университетов – от Принстона до, скажем, Урбана-Шампейна. Но, конечно, это просто от невежества. Маленькие колледжи – Свартмор, Гриннел, Хаверфорд не слабее Гарварда, Чикаго и Беркли ни в какой области – ни в математике, ни в биохимии, ни в экспериментальной физике – как бакалавриаты. Сила там немного в другом – больше упор на преподавательские способности профессоров, меньше количество учеников в классе и т.п. Это Ваш собственный выбор – одни предпочитают слушать Введение в Ботанику, Первый курс экономики или Введение в мировую литературу в исполнении знаменитых ученых и в компании 200 (или даже 1.000, как на введении в экономику в Гарварде) однокурсников, другие – от преподавателя с большим опытом преподавания бакалавром и в компании 15-30 однокурсников. Первым надо в колледж большого университета, вторым – маленького.
В аспирантуру, если забегать далеко вперед, надо, конечно, поступать в большой университет, но туда из Свартмора и Гриннела поступают даже лучше, чем после бакалавриата в MIT или Стэнфорде.
Несколько лет назад мой сын Maxim Sonin, выбирая, после поступления, между Брауном, Коламбией, Хэмилтоном, Оберлином, Мичиганом, Дикинсоном и Хаверфордом выбрал самый маленький колледж – Хаверфорд, в котором на экзаменах не следят за студентами, целиком полагаясь на студенческий кодекс чести. Макс хотел стать писателем – и стал (его первый роман, «Письма до полуночи» вышел сразу после окончания бакалавриата, а сейчас вышел второй – «Двоица».) Он считает свой университетский опыт, свою бакалаврскую степень из Хаверфорда, исключительно удачным.
Конечно, есть специфическая разница между университетами. Скажем, те, кто мечтают о карьере в политике, мечтают о Йеле, о музыке – об Оберлине. Надо понимать, что возможность учиться в колледже вообще, а не на какой-то конкретной специальности – это огромное преимущество американских университетов. То, что сделало их ведущими университетами мира в ХХ веке и продолжает делать. У Вас будет возможность пробовать и смотреть – может быть, Вам интереснее всего статистический анализ данных о здоровье, собранных в странах третьего мира – то есть работа на пересечении прикладной математики/экономики/public policy/биомедицины. Если бы Вы выбирали специализацию после школы, Вы бы даже и не знали, что такая есть. В Чикагском университете – и, например, еще в Колумбийском есть большое «общественное и гуманитарное ядро», обязательное для всех. Если бы у меня была возможность слушать такие курсы, когда я учился в бакалавриате, я бы, конечно, только бы об этом и мечтал, но для некоторых моих однокурсников по мехмату МГУ это было бы мученической мукой.
В итоге я написал много, но это не совсем ответ на Ваш вопрос. Нет специальной рекомендации «как поступить в Чикагский университет».
Удачи с поступлением!
Константин Сонин,
профессор Чикагского университета