Сергей Голлербах был одним из патриархов русского зарубежья в США

Сообщение об ошибке

  • Notice: Undefined index: taxonomy_term в функции similarterms_taxonomy_node_get_terms() (строка 518 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined offset: 0 в функции similarterms_list() (строка 221 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined offset: 1 в функции similarterms_list() (строка 222 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).

В Нью-Йорке умер художник Сергей Голлербах.


19 февраля в  Нью-Йорке на 98-м году жизни скончался выдающийся американский художник и литератор российского происхождения Сергей Голлербах, которого называли патриархом русского зарубежья. Прожив более семидесяти лет в США, он вошёл в число крупных американских художников, но не забывал и о родине, регулярно выставляясь в музеях и галереях российских городов.

Сергей Голлербах считался старейшим из живущих в эмиграции художников. Он был членом американской Национальной академии художеств и Почётным председателем Американского общества акварелистов. Его произведения выставлялись в ведущих галереях США, они находятся в собраниях музеев Нью-Йорка, Нью-Джерси, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и других городов двух стран.

Сергей Голлербах родился 1 ноября 1923 года в месте, которое до 1918 года называлось Детским Селом (Царское Село, с 1937 ‒ г. Пушкин, ныне в составе Санкт-Петербурга) и происходил из семьи петербургских интеллигентов. Мать Людмила Алексеевна (1893‒1980) преподавала немецкий язык, отец Лев Федорович (1887-1943) ‒ выпускник Горного института, ставший впоследствии инженер-электриком. Дядя, брат отца, ‒ искусствовед Эрих Федорович Голлербах (1895-1942). В мае 1935 отец был арестован, попав в так называемый  «кировский поток» репрессий после убийства С.М. Кирова. Всю семью выслали из Ленинграда в Воронеж на пять лет. После обращения к Е.П. Пешковой, жене Максима Горького, высылка была отменена. В 1936 семья вернулась в Детское Село.

По возвращении из ссылки учился в средней школе в г. Пушкине и накануне войны в январе 1941 поступил в Среднюю художественную школу при Ленинградской Академии художеств. С началом войны остался с матерью в Пушкине, вскоре занятом немецкими войсками, и в феврале 1942 был вывезен с ней на принудительные работы в Германию. О судьбе отца, призванного в армию, узнали только в 1960-е ‒ он был демобилизован и умер в 1943 от сердечного приступа.

После окончания войны оказался в американской оккупационной зоне в Баварии в лагере для перемещенных лиц (Ди-Пи) близ Мюнхена. Работал в Американском клубе, где научился английскому языку, и окончил несколько курсов Мюнхенской Академии художеств (1946‒1949). В ноябре 1949 из Германии вместе с матерью перебрался в США. С февраля 1950 постоянно живет в Нью-Йорке. В 1955 получил гражданство США.

Первые два года в Нью-Йорке зарабатывал на жизнь в мастерской шелкографии Hilda Newman Studio, в которой познакомился с художниками-эмигрантами Ю.В. Бобрицким, Ю.П. Крыжицким, Вс.М. Добужинским. Дружба с Бобрицким продлилась на долгие годы. После закрытия мастерской в 1952 несколько лет проработал в рекламных ателье. Одновременно продолжал художественное образование в Лиге студентов-художников (1951) и Американской художественной школе Нью-Йорка (1952).

Излюбленной темой картин и рисунков были жанровые сцены из нью-йоркской городской жизни. Создавал также портреты, ню, пейзажи, городские виды. Индивидуальный почерк художника отличается выразительным динамичным рисунком, свободными цветовыми пятнами и особым ироничным взглядом на окружающий мир, часто принимающим характер гротеска. Писал преимущественно акварелью, темперой, гуашью и акрилом.

В 1966 его работы была отобраны для ретроспективной выставки «200 лет акварельной живописи в Америке» в музее Метрополитен. Первые персональные выставки прошли в нью-йоркских галереях The Ground Floor (1966-1969) и Eileen Kuhlik (1971-1974). В 1980‒1990-х основные персональные выставки состоялись в Колумбийском университете (1980) и в галерее David Findlay (1981) в Нью-Йорке, галерее Newman & Saunders в г. Уэйн, шт. Пенсильвания (1984, 1987, 1988), галерее Marie-Thérèse Cochin (1986, 1990, 1995) в Париже.

В 1983 стал участником выставки «Восемь русско-американских художников» в галерее Newman & Saunders в г. Уэйн близ Филадельфии, объединивших художников-эмигрантов 2-й волны (Ю.В. Бобрицкий, С.Р. Бонгарт, В.С. Лазухин, М.С. Лазухин, В.В. Одиноков, К.М. Черкас и В.М. Шаталов). В 1995 совместно с Одиноковым и братьями Лазухиными участвовал в выставке, устроенной миссией Российской Федерации при ООН в Нью-Йорке и приуроченной к 50-летию победы над фашистской Германией. С середины 1990-х работы художника демонстрировались на выставках в России ‒ в Литературно-мемориальном музее А.А. Ахматовой (1996) и галерее журнала «Новый мир искусства» (НОМИ; 2005) в Санкт-Петербурге, в Доме русского зарубежья имени А.И. Солженицына в Москве (2006, 2010‒2011, 2013‒2014), во Владивостоке (2014).

Один из немногих русских художников, принятых в действительные члены Национальной академии дизайна. Состоит членом Американского общества акварелистов, Объединения художников Америки (Allied Artists of America), Общества художников Одюбона (Audubon Artists), Национального общества живописцев казеином и акрилом. Среди наград золотые медали Объединения художников Америки (1985 и 1987), золотая (1983) и серебряные (1989, 1990, 1994) медали Американского общества акварелистов. Многие годы преподавал в художественной школе Национальной академии дизайна, руководил и выступал с лекциями на художественных семинарах по всей стране.

Как книжный график и оформитель работал для многих русских издательств в США.

Автор очерков, заметок и воспоминаний о жизни русской эмиграции в США в послевоенный период. Его живые рассказы, объединенные в книги ‒ один из важных источников для исследователей Русского зарубежья. Регулярно публиковал эссе и рецензии, посвященные изобразительному искусству и, прежде всего, творчеству русских художников-эмигрантов, в русской зарубежной прессе.Член редколлегий альманахов «Перекрестки» (1977‒1982), «Встречи» (1983‒1984) и «Нового журнала» (с 1996).

Представлен в американских музеях – музее Уитни и Национальной академии дизайна в Нью-Йорке, Музее Зиммерли в Нью-Браунсуике, шт. Нью-Джерси, в музеях штатов Коннектикут, Вирджиния, Оклахома, Миннесота, Нью-Джерси, Джорджия, и др; в России ‒ в ГТГ, ГРМ, Научно-исследовательском музее Российской АХ (Санкт-Петербург), в Доме русского зарубежья имени А.И. Солженицина в Москве (более 80 работ), в художественных музеях Воронежа, Нижнего Новгорода.

С.Л. Голлербах удостоен наград многих академий и творческих союзов, в том числе, золотой медали Американского общества акварелистов. Его живопись и графика представлены в американских, европейских, российских коллекциях и музеях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, музее Российской академии художеств, Воронежском и Нижегородском художественных музеях, а также в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына.

О творческом мироощущении С.Л.Голлербаха очень точно свидетельствуют слова,  сказанные им на открытии персональной выставки в московском Доме Русского Зарубежья  в ноябре 2006 года: «В США считают меня американским художником, родившимся в России. В России называют русским художником, живущим в Америке. Но я считаю себя русским, который учился в Европе, но живет в Америке».

Отпевание и похороны Сергея Голлербаха состоялись 27 февраля в Ново-Дивеево.

Rate this article: 
No votes yet