«Я сделаю ему предложение, от которого нельзя отказаться»
Иронические заметки Льва Гончарова о толерантности.
Если человек сходит с ума по поводу определенных, «шизофренических» идей и получает высокую трибуну для продвижения этих идей в мир, то про этого человека теперь иногда говорят, что у него или у нее «тунберг» сломался. Про такого человека сейчас не принято говорить: «дура», в наш-то толерантный век, просто скажите: у нее сломался «тунберг». И вообще, паранойя и шизофрения теперь называются «тунберг» и «трамп», соответственно.
У современных американцев, как правило, в настоящее время два диагноза: это либо «тунберг», либо «трамп» головного мозга и всех других частей тела, придатков или общества. Тут либо, либо.
Да, да, нельзя трогать девочку, которая эмоционально и с остервенением выступает за все правильные идеи, за все хорошее, против всего плохого! Но насколько полноправно ребенок может участвовать в дискуссиях взрослых? Это вопрос воспитания, образования, экспертизы, в конце концов. Не каждый, даже самый образованный и компетентный профессор, может вот так запросто делиться идеями с миллиардами человек. А она легко получает трибуну и рупор.
Если недоросль Грета попадает в ситуацию, в которой она не может найти ответа, она громко сопит, плачет. А когда к ней проявляют снисхождение, гладят по головке, дают конфетку, и уговаривают не плакать, не ругаться, то она требует, чтобы к ней относились как ко взрослой. Но если с ней разговаривают как со взрослой, у нее все равно нет аргументов, одни эмоции, тогда она утверждает, что она ребенок.
Смысл толерантности и эмансипации в этом случае состоит в том, чтобы требовать отношение к индивиду как к полноправному члену общества в то время, как сам этот человек оставляет за собой право вести себя не по-человечески, по-детски в лучшем случае, или просто по-животному, по-скотски. Как вы думаете, если бы хорошая девочка Грета могла вешать на фонарных столбах площадей тех, кто ей неприятен, стала бы она упражняться в риторике? Времена диктаторов и харизматичных лидеров с культом личности уже прошли. Прошли ли?
А что же именно такое из себя представляет испорченный аппарат «тунберга»? Пофантазируем. Если у нас хватит дерзости предположить, то я считаю, что это аппарат, который отвечает за навигацию в социальном пространстве современного мира. Почему имя бедной девочки стало нарицательным? Вернее, почему стали называть, хоть даже в шутку, социальные способности или их отсутствие именем этой персоны? Вспоминается старый анекдот, переиначенный так:
– Гретта! Тунберг?
– Двенадцать.
– Что Двенадцать?
– А что Тунберг?
Нехорошо смеяться над больным человеком, скажете вы, и окажетесь совершенно правы, заслужив величайшую похвалу и одобрение с моей стороны. Я с вами соглашусь: «Плохой, костный автор! Ничего святого!» Но позвольте, еще более нехорошо больного человека превращать в экспонат пиар компании и возить по всему миру, как в цирке демонстрировать с «уродцами» сбоку от сцены в качестве отвлекающего номера на потеху публике, пока на сцене меняют декорации.
«Никто не смеет наезжать на Грету! Как вы смеете? Украсть ее детство?», скажем и громко крикнем это с пеной у рта, топнем ногой. «А кто будет наезжать, тот будет иметь дело с Глобальным Предиктором». Иметь дело с Глобальным Предиктором плохо и опасно для жизни. Даже для самой Греты. Глобальный Предиктор ее саму, может, пережует и выплюнет, доживать остаток дней с кошками. Количество кошек будет соответствовать количеству лет ее возраста. Кто или что такое Глобальный Предиктор? Это очередная легенда, что-то вроде Бога, всемогущее, но коварное и тайное. Это понятие появилось на просторах рунета как безличная воля глобализации. Более конкретно, это персонификация интересов основных транснациональных игроков мировой элиты. А персонифицировано, это «нечто» в лице старенького пенсионера Хайнца Альфреда, рожденного в Баварии, известного также под именем Генри Киссинджера, который полностью от дел отходить не собирается в ближайшие двести или триста лет. Верить рунету или нет, решайте сами.
Здесь интересно несколько моментов. Есть такое понятие: Теория Безумца, как одно из частных применений Теории Игр. Суть Мэдмэн теории состоит в том, чтобы убедить противника или оппонента в том, что вы, как игрок, непредсказуемы, безумны, нестабильны, больны на голову, неадекватны и неспособны контролировать свое поведение. В политике ее использовали (используют) многие – образ эдакого Джека Николсона с ядерной кнопкой. Зачем? Для того, чтобы ваши оппоненты начали контролировать свое поведение, опасаясь вашей неконтролируемой реакции. Терроризм, одним словом. Википедия констатирует: «Никсон и его советник по национальной безопасности Генри Киссинджер во время войны во Вьетнаме предприняли ряд шагов, укладывающихся в логику Теории Безумца». Приводится детальное описание шагов.
Последующие президенты США тоже зачастую отличались подобной логикой, вдохновленные Киссинджером, особенно за этим замечен Дональд Трамп. Считается, что Теория Безумца во Вьетнаме не возымела никакого действия ни на СССР, ни на Китай. Однако США проиграли войну во Вьетнаме в 1975-м году и пребывали в затяжной депрессии до 90-х. Андропов в СССР, по всей вероятности, попробовал воспользоваться той же методой Теории Безумца, запугать Запад, но в результате были проиграны СССР, КПСС и КГБ. Для чего-то эта теория, видимо, годна?
Это «русская рулетка», которая увеличивает непредсказуемость, усиливает дестабилизацию и не ведет к желаемому поведению противника, ослабляя позиции самого игрока. Но как тут понять, кто именно противник, а кто игрок? Кому адресована вся эта игра? Адресат, если осознанно понимает происходящее, то осознает, что производятся попытки манипуляции и будет их игнорировать, потому что не поверит в угрозу. Значит, адресат должен быть иррациональным игроком и пропускать мячи, посылаемые в сознание Дональдом Трампом и Гретой Тунберг из разных углов поля. А как же обойтись без чирлидеров: Ненси Пелоси и Максин Уотерс? Маленькая девочка (юная Жанна д’Арк) и Президент, это мощные архетипы, бороться с которыми общественное сознание не в состоянии, при любых взглядах. Это такая сделка, от которой невозможно отказаться. Вы либо соглашаетесь с ними, либо оспариваете их взгляды, но не игнорируете! Гипноз слишком силен.
Вся толерантность в современном мире сводится к фразе Крестного Отца, который изрекает: «Я сделаю ему предложение, от которого нельзя отказаться», имея этим в виду не столько заманчивую перспективу, сколько ультиматум и скрытую угрозу. Киссинджер, в качестве государственного деятеля США, задушил в объятиях Советский Союз, явившись идейным вдохновителем политики разрядки в отношениях с СССР. Сейчас Киссинджер является председателем международной консалтинговой фирмы Kissinger Associates и членом различных международных групп. Над какими проектами работает сейчас выдающийся ум «Крестного Отца» Перестройки, ведущего интеллектуала, согласно оценкам СМИ? Идет Перестройка умов в США и по всему миру. Куда нас ведут эти безумцы со своей клоунадой?..
Лев Гончаров,
Хьюстон, Техас