Чем новогодние праздники в России отличаются от американских
Оставим проблемы старому году.
Россия не имеет себе равных по масштабам новогоднего гулянья. Праздновать начинают рано, вместе с американцами, у которых «holiday season» открывает хеллоуин (31 октября); затем отмечают западное Рождество (25 декабря), потом общий для всех Новый год, а потом еще наши, церковные праздники в январе – Рождество 7-го числа и Старый Новый год 14-го. Да, прошу прощения, забыл еще иудейскую Хануку, которая в нынешнем «праздничном сезоне» отмечалась с 22 по 30 декабря. (Хороший праздник, целых восемь дней!). Годятся все праздники всех народов. После Нового года долго продолжают праздновать и отдыхать от празднования – ни в одной стране нет ничего отдаленно похожего.
В далекие советские времена, если доводилось в праздничный сезон оказаться на Западе, мы буквально впадали в эйфорию от красочного убранства городов, рождественской музыки, витрин магазинов с движущимися Санта-Клаусами, эльфами и оленями и прочих атрибутов предновогоднего веселья. Сейчас все наоборот: иностранцы приезжают в Москву или Питер и выпадают в осадок, глядя на российский праздничный размах, на всю эту безумную красоту уличного убранства, которая, несомненно, содействует улучшению настроения, но и вызывает вопросы: из чьего кармана берутся денежки на это волшебное увеселение?
Эх, черствые западные сухари... Наш русский кураж выражен в загульной песне, одной из многих в любимом россиянами жанре: «Есть еще порох – так постреляем! Есть еще деньги – так погуляем!». Словом, «Деньги – навоз: сегодня нет, а завтра – воз!», как гласит наша «бородатая» народная мудрость.
Но ведь, поди ты: материальные дела настырно лезут в нашу духовность. Омрачают шопинг россиян, не дают им вдоволь оттянуться, скажем, суши и саке – дорого! Кинотеатр IMAX с попкорном – тоже дорого. Хамон и пармезан (не самодельные, а привозные) запрещены российскими контрсанкциями. На айфоны и самсунги теперь будут принудительно ставить отечественное программное обеспечение. Поездка в Крым вместо Флориды – пока не принудительно, но поди получи визу в эту самую Флориду: ждать будешь до морковкиного заговенья – благодаря сокращению американского дипперсонала в ходе новой «холодной войны»...
Что, впрочем, почему-то не отражается на загрузке самолетов, летящих из России в Штаты: что ни рейс – то под завязку. Загадка природы... Но мы еще и не такие чудеса помним из советского прошлого: при сторублевых зарплатах и сторублевой стоимости женских сапог вся прекрасная половина советского народонаселения была исправно обута в модные сапожки. А в холодильниках советских граждан были все те съедобные товары, которые отсутствовали в государственной торговле ввиду «дефсита», как говорил Аркадий Райкин. Чтоб нам так жить в новом году!
Поводов для недовольства хоть отбавляй: дорожает ЖКХ, дорожают еда, из аптек исчезает все больше нужных лекарств, врачи массово увольняются из больниц, силовики применяют силу слишком рьяно и не всегда по необходимости, чиновники воруют, депутаты имитируют бурно-лояльную деятельность, допинговые скандалы превратили Россию в парию международного спорта...
На кого сердится за это народ? Если верить некоторым социологическим опросам, гневные эмоции россиян адресованы в большей степени зарубежным недоброжелателям «встающей с колен» России, чем своим правителям. Если верить оппозиционным источникам (системная «оппозиция» не в счет), то наоборот.
В этом легковесном новогоднем опусе я не буду искать ответы на извечные русские вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?». Пусть каждый из читателей сам найдет в новом году свои ответы – благо в эпоху Интернета, пусть даже не полностью свободного в России (согласно критериям заморских недругов), у россиян есть для этого богатые возможности. Давайте лучше поднимем новогоднее настроение проверенным способом: поговорим о том, как плохо идут дела у других. Приятно ведь, когда у тебя лужайка зеленее, чем у соседа!
А сравнивать Россию мы любим с Америкой – хотя у нее территория вдвое меньше, население в два с лишним раза больше, а ВВП – как восемь российских. Но с хрущевских времен («догоним и перегоним») именно Штаты являются главным объектом внимания и главным соперником. Они, кстати, не считают Россию своим основным противником, несмотря на беспрестанные пуски ракет, полеты стратегических бомбардировщиков вблизи американских границ, военную активность РФ в Сирии, Ливии... В сознании американских десижен-мейкеров Россия – источник неприятностей, недружественная страна, но не главный соперник. А кто главный? Понятно – Китай, вторая по величине экономика мира, которая, вполне возможно, скоро обойдет США и станет первой.
Итак, что там, на американской лужайке? Экономика вроде как в порядке, а в остальном... Два подряд эпизода стрельбы на военных базах; второй (во Флориде) был терактом, который совершил обучавшийся там саудовский пилот. Еще один новогодний подарок американским «пособникам сионизма» преподнесли уже свои, доморощенные террористы. На днях двое с автоматами ворвались в кошерный супермаркет в Джерси-Сити (город вблизи Нью-Йорка) и открыли огонь. Помимо трех гражданских лиц, погиб один полицейский, обоих террористов застрелили. Власти отказываются квалифицировать стрельбу в кошерном магазине как теракт и назвать расовую принадлежность преступников. Зато правду говорит пресса: теракт осуществили чернокожие антисемиты. В последнее время в Нью-Йорке и окрестностях было много антисемитских эпизодов – нападения на хасидов, осквернение синагог и еврейских кладбищ и т.д. Совершают эти акты чернокожие, но официоз это замалчивает. Об афроамериканцах – или хорошо, или ничего.
Политкорректность – опасная форма идиотизма (простите мой неполиткорректный язык). Именно она привела к самой большой трагедии Америки – 11 сентября 2001 года. Еще в 1993 году исламисты первый раз взорвали Всемирный торговый центр в Нью-Йорке (кстати, их вдохновитель, слепой мулла Омар Абдель Рахман, жил в том же Джерси-Сити), но администрация Клинтона спустила правоохранителям команду: взрыв ВТЦ классифицировать как обычное преступление, а не как террористический заговор исламских экстремистов. Тогда бомба, заложенная террористами в гараже ВТЦ, унесла жизни шести человек, более тысячи получили ранения. В 2001 году цифры потерь были уже на три порядка выше, а башни ВТЦ обратились в груду развалин...
Тем временем вершители американских судеб заняты делами, ничуть не более полезными, чем демарши «патриотических» думцев в России. Нижняя палата Конгресса объявляет импичмент президенту Трампу (предопределено), Сенат после этого его оправдает и не отстранит от власти (тоже предопределено), демократы голосуют за свое, республиканцы – за свое. При этом республиканцы по наущению Трампа пытаются перевести стрелки на демократов – доказать, что администрация Обамы незаконно открыла расследование на предмет «вмешательства России в выборы 2016 года» и «сговора трамповского штаба с Россией».
А что насчет России? Слово «Russia» по-прежнему звучит в Америке без умолку – в былые времена такого не было. Будем считать, что для России это – бесплатная реклама? Едва ли. В основном Россия упоминается в негативном контексте. Но это не отражается на отношении рядовых американцев к русским. Спешу огорчить российских «патриотов»: в Америке нет для русских клички в ответ на «пиндосов».
И вообще... На днях Сколковский институт науки и технологий и Массачусетский технологический институт подписали пятилетнее соглашение о сотрудничестве. Роскосмос, как и прежде, работает с НАСА. Несмотря на конфронтацию, США – на шестом месте среди торгово-экономических партнеров России. Не так все плохо.
Бог даст, будет лучше. С Рождеством и с наступающим Новым годом!
Илья Бараникас,
Москва