Вы здесь
Home › Спорт › Вячеслав Фетисов: "Если это произошло на самом деле, шансов попасть на Олимпийские игры у нас ноль" ›Вячеслав Фетисов: "Если это произошло на самом деле, шансов попасть на Олимпийские игры у нас ноль"
Спорт и общество.
В базе данных московской антидопинговой лаборатории обнаружены признаки манипуляций. Об этом в интервью германской прессе заявил глава дисциплинарного трибунала Международной ассоциации легкоатлетических федераций и бывший руководитель Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) Дэвид Хоумэн. Об этой истории рассказывает на своей странице блогер Андрей Мальгин.
По словам Хоумэна, между данными, полученными от информатора ВАДА, и информацией из электронной базы данных московской лабораторной системы имеются многочисленные расхождения. В частности, отсутствует информация о положительных допинг-пробах ряда российских спортсменов, имена которых упоминались в докладе Ричарда Макларена. Макларен занимался расследованием махинаций с допинг-пробами во время Олимпиады 2014 года в Сочи.
Российские спортивные чиновники не имели доступа к электронной базе московской лаборатории. Все жёсткие диски оттуда находились в распоряжении Следственного комитета. Следователи изъяли устройства в 2017 году в рамках уголовного дела против информатора ВАДА Григория Родченкова.
ВАДА лишило Российское антидопинговое агентство (РУСАДА) статуса соответствия с международными антидопинговыми нормами в 2015 году. Это произошло после публикации доклада независимой комиссии под руководством Макларена о допинге в российском спорте. В сентябре 2018 года российское агентство восстановили в правах. Одним из условий восстановления в правах было предоставление российской стороной доступа ВАДА к данным московской лаборатории.
23 сентября представители ВАДА заявили о несоответствии данных, изъятых в Москве, и дали три недели на ответы экспертам. На заседании исполнительного совета ВАДА в Японии было инициировано рассмотрение вопроса о несоответствии РУСАДА международному антидопинговому кодексу по ускоренной процедуре. Если российское агентство вновь лишат статуса соответствия, то российских спортсменов могут не допустить на Олимпиаду 2020 года в Токио.
Двукратный олимпийский чемпион, заслуженный тренер России и депутат Госдумы Вячеслав Фетисов в интервью РИА Новости:
- У вас, как у политика, нет ощущения, что вся эта допинговая история, направленная против России, давно уже не имеет со спортом ничего общего? И что бы мы ни делали, как бы ни старались оправдаться, все равно бы нашелся повод прицепиться?
- А как можно прицепиться к спортсмену, который "чист", объясните мне? Подменить отрицательные пробы на положительные? Глупость же. Когда я сам занимался спортом, этой темой вообще не интересовался, столкнулся с ней только в 2002-м после Игр в Солт-Лейк-Сити, когда пришел на руководящую должность в Госкомспорт. Допинговые скандалы после тех Игр шли один за другим, и потребовалось два года, чтобы вернуть Россию в мировую систему. Иначе нам никто не дал бы провести в России зимние Олимпийские игры. Сам факт, что нам их доверили, означал, что со всеми своими проблемами мы сумели справиться. Хотя все, что происходит сейчас, конечно же, печально. Вчера вот с тещей разговаривал (Валентина Родионенко, старший тренер сборной России по спортивной гимнастике – ред.), она просто в шоке. Команда впервые может бороться за золотые олимпийские медали, но не факт, что вообще куда-то поедет. Легкоатлеты тоже не понимают, что происходит – моя последняя телевизионная программа была посвящена как раз этому.
- Насколько, на ваш взгляд, велика вероятность, что Россия не сможет принять участие в Олимпийских играх?
- Если то, о чем сейчас все говорят, произошло на самом деле, то шансов у нас ноль.
- Одна из достаточно популярных сейчас точек зрения заключается в том, что в WADA собрались люди, которые задались целью уничтожить российский спорт в принципе. Вы работали в этой организации, общались с ее руководителями.
- У меня с ними были хорошие отношения. И деловые, и дружеские.
- А после того, как начался скандал, инициированный Хайо Зеппельтом, хоть раз возникало ощущение, что вы вообще не понимаете, что происходит?
- Причем тут Зеппельт?
- При том, что допинговая история так или иначе началась с его журналистского расследования.
- Я совершенно точно знаю: не было бы проблем – не было бы и темы. Человек сделал репортаж, это, как понимаете, право любого из журналистов. Если этот репортаж не подтвержден фактами, значит, Зеппельта надо было судить сразу. Начать процесс, обозначить свою позицию. Кроме этого, надо было сразу начинать процесс по ходокам. А если тебя обвиняют и ты молчишь…
Надо понять очень простую вещь: WADA – это не полицейская история. Это орган, созданный Международным олимпийским комитетом, организация, куда входят 50 на 50 члены МОК и представители правительств. Я в свое время представлял там не Россию, а Страсбург, то есть Совет Европы. Там не бывает каких-то решений, которые не согласованы со всеми странами, с международными федерациями. В то время, когда я там работал, там были Рене Фазель, Йозеф Блаттер, представители из легкой и тяжелой атлетики. Президенты международных федераций в WADA периодически меняются, у каждого имеется возможность выносить какие-то предложения на рассмотрение...
- Все так, но это не отменяет традиционного для нашей страны разгильдяйства. Когда спортсмен попадает под дисквалификацию не за положительную пробу, а потому что трижды получил "флажки" от системы ADAMS.
- Согласен. Если страна находится под мониторингом, каждый спортсмен должен понимать, что к нему тоже будет особое внимание. Если ты трижды не являешься на сдачу пробы, о чем это говорит?
- О том, что человек идиот?
- Не только. Но и о том, что он делает идиотами всю страну. Значит, не проводится работа в федерациях, непонятно, как к этому относятся доктора. А спортсмены, на всякий случай, зарплаты немаленькие от государства получают, премиальные какие-то фантастические. И при этом не понимают свою ответственность. Нормально?
- Вы однажды сказали мне в интервью, что, если человеку вручили олимпийскую медаль, не должно быть механизмов, способных лишить его этой медали через десять лет. Но это, тем не менее, реальность современного спорта.
- Я это пытался отстоять, когда три срока возглавлял комитет спортсменов в WADA. Мы раз в квартал собирались, в Монреале, да и в Россию я привозил комитет два раза - в Москву и Питер. Мы приглашали спортсменов, скажем так, с обеих сторон: тех, кто обманывал, тех, кого обманули. Вы спортсменка, поэтому понимаете, что самый главный момент в жизни любого атлета – это когда ты стоишь на олимпийском пьедестале и в честь тебя отыграл гимн. Те, кто в этот момент стоят слева и справа – это проигравшие. И тебя они ненавидят в этот момент сильнее всего. Если же со временем выясняется, что победитель – обманщик, ненависть становится непроходящей. Потому что есть фотографии, которые уже не переделаешь, есть история, которую не перепишешь. Мне кажется, что логика нынешних решений насчет десятилетнего срока, а это положение, напомню, было принято в WADA всеми странами-участницами, кроется именно в моральном аспекте.
Мы много спорили на эту тему, я приводил какие-то свои доводы, а мне как-то задали встречный вопрос: "Ты хоть раз был на месте тех, кого обманули?" Вот и вся история. Она очень простая. Здесь, опять же, надо абстрагироваться от национальности. Спорт – это единая система. Просто эта система рассчитана на общество, где очень сильны моральные принципы. Где, обманув однажды, ты до конца жизни будешь себя ощущать как минимум некомфортно. И детей твоих это коснется, и положения в обществе, и всего, что с этим связано. Но смотрите, что происходит у нас: что бы нарушитель ни сделал, мы стараемся его оправдать. Да и сами спортсмены сплошь и рядом относятся к этому наплевательски: медаль отнимут? Да и хрен с ней, с медалью! Все остальное я уже получил - и квартиру, и машину, и деньги, и ордена…