В гостях у гавайской семьи

Сообщение об ошибке

  • Notice: Undefined index: taxonomy_term в функции similarterms_taxonomy_node_get_terms() (строка 518 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined offset: 0 в функции similarterms_list() (строка 221 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined offset: 1 в функции similarterms_list() (строка 222 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).

Мэри и Рассел живут на третьем по величине гавайском острове Оаху.


Из Вашингтона в Гонолулу

Что и говорить, роскошный «подарок» преподнесла нам моя дочь Лариса: моей внучке Веронике и ее другу-однокласснику по имени Кэйалоха Роса (кстати, уроженцу Гавайев, откуда родом Барак Обама) – за успешное окончание ими школы и поступление в колледж. А мне – как отцу-пенсионеру, недавно прибывшему из России в США для воссоединения со своими родными. 

... Итак, летим из Вашингтона на Гавайи, с востока на запад – образно говоря, лайнер мчит нас во вчерашний день: разница во времени между Гонолулу и Вашингтоном – 6 часов, с Москвой еще больше – 14 часов!

Под крылом «Боинга» медленно проплывают территории штатов Вирджиния, Кентукки, Иллинойс, Миссури, Канзас, Колорадо, Юта – и так 10 часов беспосадочного перелета.

Наконец, лайнер, снижая высоту, приближается к Оаху – третьему по величине острову Гавайского архипелага, где проживают около 1 миллиона человек. Сверху хорошо видны жилые кварталы и небоскребы делового бизнес-центра мегаполиса Гонолулу, уникальная 4-километровая взлетно-посадочная полоса, сооруженная прямо в море, огромный кратер потухшего вулкана и изумрудные горные хребты…

Любопытно, как живут гавайцы на этом крохотном островке «вечного лета», посреди необъятных океанских просторов, куда, надо полагать, с немалыми усилиями и затратами нужно завозить буквально все: от гвоздя до промышленных и продовольственных товаров?  

«Алоха!»

В международном аэропорту Гонолулу нас встретила Мэри Ояма, родная тетя Кэя, прилетевшего с нами из Вирджинии. Эта приветливая высокая американка миловидной внешности, с роскошной копной волос цвета спелой пшеницы, широко улыбаясь, водрузила на шею каждого из нас красивые леи – ожерелья из зеленых листьев и блестящих орехов дерева кукуи. Такова на Гавайях национальная традиция: в знак особого почтения и уважения дарить дорогим гостям эти украшения. При этом Мэри все время приговаривала: «Алоха!» – «Добро пожаловать!». Именно по причине столь искреннего гостеприимства и радушия Гавайи и называют «штатом Алоха».

Из столичного аэропорта Мэри повезла нас на своем внедорожнике «Toyota» в свой дом, находящемся к юго-западу от столицы. гор.

Наш путь сначала пролегал по одной из главных автодорог острова – «H1». Такого великолепного 12-полосного (по 6 полос – в каждом направлении) хайвэя я еще не видел: две огромные лавины машин неслись по нему навстречу друг другу по идеально ровной «бетонке», разделенной барьером.

Аналогичных высокоскоростных «интерстейтов» на острове Оаху – еще три: «H2», «H3» и одна вспомогательная «H201». Автомагистраль «H3» протяженностью 16 миль – самая красивая и самая дорогая на Оаху. Это «чудо» инженерной мысли строилось с 1980 по 1997 годы, и на его сооружение было потрачено $1,3 миллиарда, или более $ 80 миллионов за 1 милю!

Разумеется, на Оаху есть и много других автомобильных трасс, соединяющих между собой здешние военные и морские базы, жилые районы, их окраины и столицу Гонолулу. В общем, остров, можно сказать, буквально «укатан» в асфальт и бетон, и его можно быстро объехать на автомобиле без особого «напряга» и с комфортом.

Вот и наш путь от аэропорта до дома Мэри оказался недолгим: полчаса езды «с ветерком» – и мы на месте, на улице Маилани. И здесь царит привычный для американских городов коммунальный «гламур»: чистое и ровное полотно асфальтированных дорог, на обочинах которых проложены «ливневки», возле домов – зеленые газоны, бетонированные подъезды ко дворам, где припарковано по 2-3 автомобиля. Во дворах растут кокосовые пальмы, другие экзотические деревья с плодами манго, бананов, папайи и прочими дарами щедрой гавайской природы. И кругом – чистота, что на меня как на россиянина с небольшим стажем проживания в США производит особое впечатление.

Недвижимость – в два раза дороже

Большая дружная семья (четверо взрослых и шестеро детей!) чистокровной американки Мэри и ее супруга Рассела Ояма, японца по национальности, проживает в отдельном двухэтажном доме общей жилой площадью в 365,7 кв. метров. Места всем хватает: и даже нам, четверым гостям, были предоставлены две комнаты!

В доме – чисто и уютно. На первом этаже – три спальни, две ванных комнаты с туалетами; кухня со множеством шкафчиков для посуды, газовой плитой, холодильник, телевизор. В уголке зала – старинное пианино, клетка с веселым попугайчиком. На втором этаже также есть и спальни, и диваны, и телевизор, и прочие атрибуты домашнего интерьера.

Надо заметить, цены на жилье здесь существенно выше, чем в других штатах Америки. Оно и понятно: чего стоит один только завоз сюда морским путем строительных материалов, сантехнического и прочего оборудования! А расстояния – немалые: до ближайшего американского штата Калифорния – 3850 километров, до Японии – почти 6200, до Китая – 7885 километров! Отсюда – и дороговизна: как в старинной русской пословице: «За морем телушка – полушка, да рубль перевозу».

Вот и уютное «гнездышко» семейства Ояма, как нам сказали хозяева, стоит более $700 тысяч долларов, что вдвое превышает цену дома в штате Вирджиния, где мы живем. Но, как бы то ни было, супруги Ояма не испытывают серьезных финансовых затруднений: заработанных денег вполне хватает на оплату коммунальных услуг, покупку продуктов питания, одежды и прочее. Здесь привыкли хозяйствовать рачительно, без излишеств, экономя там, где это возможно.

Домашняя «электростанция»

Взять, к примеру, плату за электроэнергию. Как рассказали Мэри и Рассел, несколько лет назад их расходы по этой статье коммунальных услуг составляли 600 долларов в месяц, а теперь – в три раза меньше! За счет чего экономия?..

– Дело в том, – поясняет глава семейства, что мы стали использовать фотовольтовые панели. Поднимемся на второй этаж нашего дома...

Приоткрыв окно, Рассел показал мне свою домашнюю «электростанцию».

– На крыше первого этажа мы смонтировали 42 панели, мощность каждой из них – 255 ватт. Общая же мощность нашей солнечной установки – 10 киловатт. А это – неплохой «приварок» к тому объему электроэнергии, который мы получаем из централизованной городской электросети.

– И сколько стоит ваша домашняя электростанция? – поинтересовался я.

– Мы арендуем эти панели практически бесплатно, – пояснил Рассел. – Местные власти и энергетические компании таким образом стимулируют население, чтобы люди активнее использовали дешевую энергию солнца и потребляли бы меньше дорогостоящей сетевой электроэнергии.

Как выяснилось, большую помощь родителям в этом инновационном деле оказывает их старший сын Алек, который живет со своей семьей отдельно. Этот рослый молодой человек трудится в одной из энергетических компаний, занимающихся монтажом солнечных батарей. Да и сейчас родители нередко обращаются к нему с тем или иным вопросом, касающимся эксплуатации солнечного энергоисточника.

Прогуливаясь по соседним улицам, я заметил такие же солнечные панели и на крышах многих других домов: на одних – 40 панелей, на других – добрая сотня! Выгода от их использования очевидна – ведь солнце на Гавайях светит круглый год!

Кровельщик Дэвид

Тихими теплыми вечерами, когда в череде трансляций футбольных матчей появлялось свободное «окно», мы выходили во двор, усаживались за длинным столом и наслаждались сумеречной природной благодатью. В такие часы к нам нередко присоединялась молодая супружеская пара: симпатичная метиска Сара (дочь Мэри и Рассела) и ее муж – гавайский парень Дэвид. Поскольку Сара по работе тесно связана с культурой и искусством, то мы нередко слышали в ее исполнении удивительно трогательные и задушевные гавайские мелодии, которые она напевала нежным голосом под аккомпанемент гитары Дэвида. Что и говорить, танцы и музыка для гавайцев – непременный атрибут и образ жизни!

Как-то мне довелось побеседовать с Дэвидом: я расспрашивал его, и он охотно рассказывал о себе, своей работе и семье.

– Я кровельщик, – говорил он. – Уже много лет работаю по этой специальности. Тяжелый, специфический труд – все время на высоте, в клубах черного дыма, копоти и гари...

– И, наверняка, опасный, – заметил я.

– Верно. Несколько лет назад я травмировал спину, – признался Дэвид, – после чего пришлось прекратить занятия боксом... Теперь лишь изредка надеваю боксерские перчатки, чтобы слегка поколотить вон ту тренировочную грушу, что висит во дворе...

По телосложению Дэвид похож на небезызвестного Майка Тайсона. И кто знает, не повреди Дэвид – этот крепкий гавайский парняга с ослепительно белоснежной улыбкой – спину в молодости, может, и он смог бы, сделать карьеру на ринге…

– И сколько платят кровельщикам? – полюбопытствовал я.

– В час я зарабатываю 39 долларов 10 центов, – ответил Дэвид. – За неделю получаю чуть больше полутора тысяч долларов, в месяц выходит 5-6 тысяч. Да, жизнь у нас дороже, чем в других штатах Америки. Но заработанных денег хватает... Ведь кроме меня работают и моя жена Сара, и ее родители – Мэри и Рассел...

– У вас во дворе – целый автопарк! Чьи это «Тойоты» и «Форды»? – не удержался я.

– Одна машина принадлежит Мэри, вторая – Расселу, третья – моей жене Саре, четвертая – моя личная, пятая – моя служебная...

Надо заметить, c нашим приездом этот автопарк во дворе увеличился еще на одну единицу: чтобы не обременять наших гостеприимных хозяев и не отвлекать их от повседневных забот, Лариса взяла напрокат автомобиль «Тойота», на котором мы исколесили весь остров Оаху.

Валерий Дзиркал,

фото автора

Rate this article: 
Average: 3 (2 votes)