Любая победа достигается любовью и смирением

Сообщение об ошибке

  • Notice: Undefined index: taxonomy_term в функции similarterms_taxonomy_node_get_terms() (строка 518 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined offset: 0 в функции similarterms_list() (строка 221 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined offset: 1 в функции similarterms_list() (строка 222 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).

«Ни одного правителя я ни о чем не просил для себя»

Возможен ли мир во всем мире? Существуют ли эффективные дипломатические средства для предотвращения конфликтов? Как относиться к политике, к войне тем, кому не позволяет взяться за оружие вера? На вопросы Мариет Фоснес отвечает Михаил Моргулис.

Для справки. Михаил Моргулис —писатель, политолог, богослов, основатель концепции «Духовная дипломатия» при ООН и благотворительной организации «Международный христианский мост». Окончил Киевский государственный университет и Норвичский университет штата Вермонт.

Автор 8 книг. Живет и работает в городе Норд-Порт, Флорида, США.

– Михаил Зиновьевич, слова Христа «Не думайте, что Я пришел принести мир на Землю» толкуются в церквях неоднозначно. Как понимаете эти слова вы?

– Для меня в них никакой двусмысленности нет. Приход Христа в мир означал начало борьбы между Богом и дьяволом на Земле. Господь говорит о том, что невозможно примирить истину и ложь, мудрость и глупость, добро и зло, нравственность и безнравственность, Бога и мамону. То есть, приход Господа – это меч, который отделил одно от другого, дал человечеству новый импульс, новые понятия нравственности и этики.

– Какие мысли и цели вдохновили вас на создание «Международного христианского моста» и «Духовной дипломатии» в то время как выбор служений велик? И как вам, иммигранту, да еще из СССР, доверили такую ответственность в США?

– Я живу в Америке давно, около 40 лет, поэтому трудно сказать, где я иммигрант – в России, на Украине или в США. Кроме того, Америка ведь страна иммигрантов, поэтому здесь обычно доверяют по способностям, а не по происхождению, родственным связям или принадлежности к той или иной партии. В свое время я дал Богу обещание, что, если Он позволит мне служить на благо мира, я буду служить Ему и благодарить Его за это везде, какие бы двери передо мной ни открылись. Такой возможностью стали «Международный христианский мост» и «Духовная дипломатия». Цель их – обмен духовными ценностями, заимствование того лучшего, что есть у каждого народа.

– А как вы почувствовали, что «Духовная дипломатия» – это ваше призвание?

– Мы знаем, что каждый человек талантлив по-своему, хотя не каждый может свой талант осознавать. В какой-то момент я заметил за собой способность, о чем позднее написал в одной из книг, – вести дискуссии так, что собеседники или оппоненты не испытывали того раздражения, которое нередко в таких случаях имеет место. Устав «Духовной дипломатии» предполагает важное условие – видеть в каждом человеке не должность, а творенье Божье. Когда мы относимся к людям как к творенью Бога, они это чувствуют и становятся более открытыми, более честными, человечными. Напомню, что основная концепция «Духовной дипломатии» – стремление останавливать любые конфликты в мире – политические, этнические, религиозные – не с помощью традиционных дипломатических методов, а с помощью идентичных духовных ценностей конфликтующих сторон, найти точки соприкосновения, которые помогут обеспечить мир. «Духовная дипломатия» – это новые способы достижения мира, а «Христианский мост» – благотворительная организация, которая призвана быть мостом любви, помощи между Востоком и Западом.

– Сейчас много говорят о духовной свободе. Что, по-вашему, значит духовная свобода?

– Надо сначала определить, что понимается под одним и тем же словом – «свобода». Например, о любви тоже говорят много, но для одних любовь – это десять минут физической близости, для других – это отношение на всю жизнь. Так же обстоит дело и со свободой. Для одних это значит делать все, что хочется, для других это свобода жить, творить, созидать в свободном обществе, а для третьих это свобода во Христе. Вот это и есть духовная свобода. Духовная свобода позволяет понимать те вещи и явления, которые возможно понять только через призму божественного и никак иначе. Такая свобода предполагает не произвол, а способность принимать мудрые, взвешенные решения, соответствующие величайшему, божественному стандарту Христа.

– С началом украинского конфликта в христианской среде обострились дискуссии о том, как верующему относиться к политике. Что отличает гражданскую позицию христианина?

– Христос по этому поводу сказал, что «Богу Богово, а кесарю кесарево». Недавно в одной славянской церкви в Америке я задал вопрос, хотели ли бы присутствующие, чтобы их дети жили в стране, где президент гей, а секретарь Госдепартамента лесбиянка? Большинство ответили, что не хотели бы. Но раз так, для этого нам нужно участвовать в жизни страны, а не сидеть в церкви и надеяться, что нашу волю исполнит кто-то другой. Не к этому призывал нас Господь, Он сказал, чтобы мы шли по всему миру и проповедовали Евангелие. Проповедь Евангелия только в церкви – это подобие сектантства, а истинная вера в том, чтобы проповедовать прежде всего своим образом жизни, а не в том, чтобы немедленно поставить окружающих на колени в молитве покаяния. Настоящее христианство – это не посещение церкви от скуки, одиночества или из меркантильных интересов, а стандарт жизни. Это значит, что мы можем заниматься политикой, бизнесом, наукой, литературой, искусством и быть при этом достойными христианами. А это намного сложнее, чем только ходить в церковь. Кроме того, мы живем в такое время, когда мир летит в пропасть и от того, как будут поступать миллионы христиан, зависит дальнейшее существование человечества. Если христиане займут пассивную позицию, мир превратится в Содом и Гоморру, а с этим настанет конец цивилизации. Поэтому я за то, чтобы люди поступали не как запрограммированные роботы, а как сознательные творенья Божьи и участвовали в гражданских процессах своей страны. Тем более что христиане способны положительно влиять на моральный облик общества.

– И все же остается вопрос – как вести себя христианину, к примеру, на Майдане, чтобы выразить свою гражданскую позицию? Ведь должны его действия как-то отличаться от действий человека, далекого от веры?

– Человек верующий не будет бросать бутылки с зажигательной смесью. Я несколько раз был на Майдане и слышал, как один пастор кричал, что Христос тоже вооружился бы «коктейлем Молотова», окажись он на Майдане. Говорить такие вещи – это недопустимое кощунство, духовная глупость. Христиане могут выступать против существующей власти, быть в оппозиции, но методы борьбы христиан не должны быть теми методами, которые используют люди, не знающие Христа и его постулатов. Известно, что без единого самолета, автомата и без «коктейля Молотова» Христос победил зло любовью. Кто-то возразит: легко сказать «побеждать любовью». И, действительно, побеждать любовью гораздо трудней, чем просто об этом говорить. Побеждать любовью трудней, чем побеждать оружием. Но тот, кто считает себя христианином, не может позволить себе качеств, чуждых Христу. Например, я за Обаму не голосовал и с его политикой не согласен, но я не буду участвовать в антиправительственных действиях с применением силы, бить стекла и так далее. Если подытожить сказанное, то христианин должен иметь гражданскую позицию, но действовать только по христианским принципам.

– Получается, что трагедия на Украине стала катализатором верности этим самым христианским принципам, о которых вы говорите. Украинские верующие винят российских за то, что «не остановили своего Путина», россияне же считают, что должны повиноваться властям, да и не видят причин для неповиновения. Споры доходят до агрессии, до ненависти. А реальность такова, что истинную картину не разумеет никто из нас. В условиях информационной войны знать правду просто невозможно. Как относиться к происходящему в такой ситуации, на чьей стороне быть?

– Вопрос очень сложный. Когда о войне узнаешь не по историческим учебникам, а становишься ее современником, она и воспринимается по-другому. Стран и территорий на земле много, и все мы являемся гражданами той или иной страны и имеем соответствующие обязательства. Но христиане – это граждане прежде всего Страны Небесной. И нам следует относиться к конфликтам с учетом этого. Как вы точно подметили, многим непонятно, что происходит сегодня и что будет завтра. Я надеюсь, что в этом огне, в горниле испытаний предстоит возродиться вере в Бога. Возможно, что именно с Украины начнется духовное возрождение и пойдет по всему миру, как когда-то подобное началось среди израильского народа, ничем не отличающегося от других народов. Может быть, Господь избрал Украину, как тогда Израиль, с тем, чтобы обновить веру, очистить ее от языческой примеси. Если же говорить об агрессии и грубости – это вещи, недостойные звания верующего. Надо признать, что христианами называют себя миллионы, но являются ими не многие. Там, на Майдане, я призывал к покаянию и украинцев, и россиян, а в ответ слышал возгласы «пусть каются москали», «пусть каются хохлы, жиды». Когда человек считает, что каяться должен кто угодно, только не он, это не христианин, а пародия на христианина, который не имеет представления о христианской глубине и этике. К войне на Украине лично я отношусь как к событию, которое допустил Бог. Понимаю весь ужас происходящего, боль и страдания народа, но понимаю и то, что мы не должны отвечать злом на зло и ненавистью на ненависть. Верю, что близко то время, когда поток брани остановится с обеих сторон. Конфликты случаются и в семьях, но, что бы ни случилось, братья остаются родными по крови. Надеюсь, что очень скоро русские и украинцы осознают, что они близки и что у них одна историческая судьба.

– В чем особенности духовного дипломатического служения сегодня? Не принимают ли вашу деятельность как попытку усидеть на двух-трех стульях?

– Понимаете, я могу себе позволить не сидеть даже на одном стуле. То, что я делаю, не преследует цели стать богатым или известным. Ни одного правителя я ни о чем не просил для себя, всю жизнь прошу только для других. Я знаю, что Бог желает людям мира, и вижу свое служение в исполнении этой Божьей воли. Но да, иногда бывает, что моего призвания не понимают, считают, что пытаюсь угодить политикам. Помню, как в Беларуси один бывший пастор был возмущен тем, что я поздравил Александра Лукашенко с избранием на президентский пост. Пастор считал, что Лукашенко такого отношения не заслуживает. Я тоже не считаю его ангелом, да и нет ангелов ни среди президентов, ни среди нас, но я стараюсь поступать согласно Христу – с уважением к правителям, к твореньям Божьим в целом. В основном же работа «Духовной дипломатии» приветствуется во всех странах. В конце концов, важно не то, как нас оценивают люди, а то, как нас оценивает Бог. Особенности нашего служения сегодня в том, что приходится работать с людьми, которые к христианству бывают равнодушны или даже враждебны. Тем не менее, еще не было случая, когда руководители стран на наши просьбы и обращения не реагировали. Мы стараемся помнить, что любая победа во имя Господа достигается не силой, а любовью и смирением.

– Говорят, что протестантизму в России снова предстоят непростые времена. Что можно сделать сейчас, чтобы свобода вероисповедания осталась в повседневной жизни, а не только на бумаге?

– Думаю, это процесс, который остановить сейчас невозможно, потому что Православная церковь в России давно стала министерством религий. Российское правительство знает, что церковь – это мощный посредник, который помогает вести диалог с народом. Таким образом, Православная церковь слилась с государством. Это смерть для церкви как инструмента Божьего. Как бы красиво ни цитировали иерархи слова из Библии, РПЦ превратилась в государственную систему. Протестантизм – самое социально активное течение и приносит обществу много пользы, а противостояние протестантизму – это лишь следствие политических отношений с Америкой. Притеснения протестантов объясняют народу как борьбу с иноземной религией, при этом ни слова о том, что Православие зародилось тоже не в России, а в Византии. Однако, чем протестантизм хуже католицизма или православия, не объяснит никто. Да, гонения протестантов начались и, вероятно, будут продолжаться до улучшения отношений с Америкой. Несколько лет назад мне довелось дать интервью «Русскому радио» в Москве. Трое ребят были явно настроены против Америки. Они просто не знали этой страны. А на радио эфирное время ограничено и многого не объяснишь. Но я успел сказать, что Америка – это не только Белый дом или Уолл-стрит, Обама или Лас-Вегас. Америка – это страна миллионов христиан, которые помогают всему миру. Жаль, что, подобно тому, как американцы не знают России, россияне не знают Америки. Что можно сделать в условиях гонений? Если протестантские верующие в России не оплыли духовным жиром, а такое тоже бывает, то опыт праотцов церкви советской эпохи может им напомнить, как себя вести. Сейчас как никогда важно прекратить споры и обличения между самими церквями, перестать превращать теологические расхождения в человеческие страсти. Церкви должны проявить единство – если не на уровне доктринальном, то на уровне общехристианском. Посмотрите, как разобщены протестанты, каждая церковь – чуть ли не отдельное «княжество» с культом пастора. Потому протестантов и называют сектантами. Кроме того, российским протестантам не хватает людей образованных, способных говорить с кафедры серьезные, обоснованные вещи, а не пользоваться эмоциями и внешним напором.

– Америку то обвиняют во всех геополитических конфликтах, то считают ее хранительницей христианских ценностей. Где же, на ваш взгляд, истина?

– Америка по-прежнему является мировым лидером – так, вероятно, определено Богом. Хотя сейчас она переживает не самые лучшие дни, и дипломатические возможности этой страны, ее влияние на мир в последние годы ослабевают. Здесь по-прежнему считают, что свобода в американском ее понимании должна распространяться по всему миру. Россия как сильное государство пытается противостоять Америке, эта ситуация и есть основной стержень проблем. Лет 15 назад в переписке с бывшим госсекретарем Бжезинским я изложил свое мнение, что рано или поздно США и Россия будут вынуждены плыть в одной лодке, а случится это, когда во весь рост встанет Китай. Сейчас мы подходим именно к этой развязке. Нынешний раздор между Америкой и Россией на руку Китаю, который ведет успешную экономическую войну. Это понимают и в Кремле, и в Белом доме, но что-то изменить сейчас очень трудно. Надеюсь, что противостояние не затянется, что острые углы начнут сглаживаться, потому что другого выхода нет ни у США, ни у России, иначе перед лицом глобальной экономической войны и исламского экстремизма мир ожидает гибель. На днях у меня была встреча с российским послом в США, я ему сказал то же самое. Сказал об этом и в Госдепартаменте.

Теперь о христианских ценностях. Все информированные люди в мире знают, что Америка остается и флагманом христианских идей, которые американские верующие несут во многие страны, людям всех континентов. Многие Америку ругают – мол, это их христианство, американское. Но это неправда, американские христиане предлагают миру общехристианские ценности, понятие живого Бога, а не абстрактного Бога, живущего на небесах. Они пытаются донести миру библейскую истину о том, что Христос – живой Бог, участвующий в нашей жизни.

– В Америке масса внутренних проблем. Почему в таком случае она настолько озабочена свободой других стран, тем более что «освобождение» сопровождается кровопролитием?

– Отчасти с вами согласен. Помните, в самом начале беседы мы говорили о том, что понятие свободы бывает разным? Теоретически, американская свобода – вещь прекрасная. Но если вы начинаете объяснять законы высшей математики первоклассникам, много ли они поймут? Точно так же, когда вы приходите со своей свободой в Египет или Ливию, где главным законом остается шариат, получается разговор слепого с глухим. Я против навязывания своей свободы другим, потому что у народов должен быть свой путь. Приведу в пример Белоруссию, которая развивается независимо от России или Америки. Да, народы могут страдать, ошибаться, но это их личный опыт. А приходить в страну со своей свободой, которая потом никогда не будет востребована, нельзя. Америка должна заниматься не только своими внутренними проблемами, а и участвовать в международной жизни. Но она не должна стремиться к абсолютному влиянию на другие страны. Об этом я писал госпоже Клинтон, что, кстати, испортило наши с ней отношения.

– Вернемся к проблемам американской дипломатии. В чем причины ее ослабления?

– В том, что в последнее время дипломатами в Америке чаще становятся не талантливые молодые люди, а дети политиков. А это, как вы понимаете, совсем не гарантирует качества. Как говорят, часто природа на детях отдыхает. Обучение в политических и дипломатических школах стоит таких денег, что позволить себе это образование могут только дети очень богатых бизнесменов и политиков.

– Вы встречались с лидерами многих стран. С кем из людей подобного ранга хотели бы встретиться в будущем?

– С президентом Северной Кореи. Хотелось бы встретиться и с Владимиром Путиным, для меня он человек-загадка, но очевидно то, что духовность – важная составляющая его жизни.

– С Петром Порошенко встречались?

– Со всеми предыдущими президентами Украины встречался, а с ним – нет. Просто, как говорят, пересекались на общей встрече. Но в ближайшее время встречаться с ним я не планирую.

– Расскажите о вашей работе в детских домах. Что вас привело в эту сферу, не имеющей отношения к дипломатической деятельности?

– Эта работа проводится не «Духовной дипломатией», а «Международным христианским мостом», который для того и основан, чтобы заниматься благотворительной деятельностью. В Беларуси мы помогаем учреждениям для детей с психическими расстройствами, с ограниченными возможностями и детям с онкологическими заболеваниями. Работаем в детских домах России, Грузии и Украины. В детском доме Грузии находятся дети, семьи которых погибли в военных конфликтах. Средства на помощь детским домам приходится добывать с трудом, а в итоге нередко эти средства разворовываются на местах, и это не может не беспокоить нас. Мы с этим боремся и чаще всего успешно.

– Несмотря на усилия ООН, международные конфликты в последнее десятилетие только участились. Страны-члены ООН нередко нарушают правила, принятые самой же организацией. Почему это происходит? ООН не справляется со своей миссией?

– Абсолютно справедливое замечание. Да, современная структура ООН перестала быть эффективной. Она не является той силой, которая способна остановить кровавые конфликты. Она не является беспристрастным арбитром, каковой должна быть. Если жизнь продолжится, то было бы целесообразно создать при ООН постоянный международный контингент. Это должна быть потенциально сильная армия, способная гасить конфликты во всем мире. В последнее время в ООН стали вступать страны, для которых понятие «свобода», о которой мы с вами сегодня говорили, имеет совершенно другой смысл. Поэтому согласен с вами – механизм ООН устарел и требует немедленной реконструкции. Считаю, что сделать это должно новое, молодое, решительное поколение. Альтернатива – упразднение ООН, потому что функции ее формальны и миссии своей она больше не выполняет. Например, в арабо-израильском конфликте ООН играет роль не справедливого арбитра, а ту роль, которую ей навязывает большинство. В этом смысле «Духовная дипломатия» представляет собой реальное начало эффективной работы по реконструкции ООН, но ей нужно развиваться до глобальных масштабов, чтобы филиалы ее были во всех странах, чтобы действовала она по всему миру. Обеспечить мир можно только всем миром.

Мариет Фоснес,

Флорида,

январь 2015 г.

От редакции: желающие помочь работе «Международного христианского моста» могут отправить пожертвования по адресу: Christian Bridge, P.O. Box 7789, North Port, FL 34290 USA. Просьба в углу чека или на конверте написать на любом языке: для больных детей-сирот.

Rate this article: 
Average: 5 (65 votes)