О кризисе единства идей и ценностей Республиканской партии говорят не первый день.

Первый этап выборов начнется уже 1 февраля.

Главной темой американской предвыборной кампании всю прошлую неделю был вопрос о гражданстве одного из лидеров Республиканской партии, сенатора Теда Круза и его легитимности в качестве кандидата на пост президента США. Информационную атаку на Круза, по традиции, начал Дональд Трамп. Миллиардер и шоумен уступает конкуренту в штате Айова, где первого февраля состоятся первые праймериз обеих партий. В течение последних сорока лет результаты в Айове являются самым ранним и важным индикатором того, кто станет номинантом в президенты от каждой из партии.

И несмотря на то, что результаты республиканских опросов в целом по стране выглядят как «Дональд Трамп и все остальные», а в Айове это «Тед Круз и все остальные». Пресса со ссылкой на источники в республиканских кругах пишет, что пройди съезд сегодня, Круз, поддерживаемый крайне правыми — социал-консерваторами, либертарианцами и «Чайной партией», безоговорочно выиграл бы. Поэтому Верховный Оскорбляющий, как прозвала Дональда Трампа газета The Washington Post, включил свой огнемет и направил на Круза.

Согласно статье II Конституции США, президентом страны может быть только гражданин по рождению. Тед Круз родился в Канаде, от матери-гражданки США и отца-кубинца. По американским законам, ребенок, родителем которого является гражданин США, автоматически получает американское гражданство и не должен проходить процедуру натурализации, то есть считается гражданином по рождению. Поэтому статью Конституции толкуют однозначно, и Тед Круз, в соответствии с этим толкованием, является легитимным кандидатом на пост президента США.

Но Дональд Трамп, искусно овладевший пиаровскими приемами, знает, что средний избиратель во всех странах в невежестве своем похож друг на друга, то есть услышит звон, не зная, где он, и в деталях разбираться не будет. А потому, главное — посеять в головах сомнение. Что однажды уже Трампу удалось: немалая часть американцев до сих пор считает, что Барак Обама родился в Кении. The Дональд настаивает на этом и сейчас.

На протяжении последней недели Трамп не устает повторять — гражданство Круза под сомнением. И делает это искусно, в форме настойчивых советов — говорит, что если Круз будет номинирован, то демократы подадут в суд и оспорят его избирательную легитимность. «Нравится вам это или нет, но Тед должен сам подтвердить свою легитимность в суде...Мы не можем себе позволить номинировать кандидата, которого могут дисквалифицировать...Я уверен, Тед очень рад, что я ему помогаю. А я ему помогаю! В прямом смысле этого слова!».

Свои сомнения в том, что Круз является гражданином США по рождению, выразил и тяжеловес Республиканской партии Джон МакКейн (который сам, к слову, родился в Зоне Панамского канала, что не помешало ему вступить в президентскую гонку в 2008 году). Тед Круз в ответ заявил, что это только потому, что «все знают, что Джон МакКейн собирается поддержать Марко Рубио».

К слову о поддержке. О кризисе единства идей и ценностей Республиканской партии говорят не первый день. Но на этой неделе в The New York Times вышел большой материал о том, что партии грозит исторический раскол в части ее фундаментальных принципов и идентичности. Никогда еще так много сторонников не находили такие крайние консерваторы, как Тед Круз и Дональд Трамп. Если коротко, то идеальным кандидатом республиканского истеблишмента, которому выгодна свободная торговля, низкие налоги и открытость к эмиграции, является Джеб Буш. Но рейтинги его не превышают 5%. Народ же массово поддерживает Трампа и Круза, которые теперь уже оба обещают выстроить стену на границе с Мексикой.

В то время как лидеры Республиканской партии, такие как Линдси Грэм (вышедший из гонки в конце прошлого года) предупреждают, что без поддержки испаноязычного населения США партия не выживет, большинство избирателей считают это капитуляцией консервативных идей. Раскола Республиканцам не избежать в любом случае, пишет The New York Times: если номинацию выиграет кандидат партийного истеблишмента (это может быть Марко Рубио), то может случиться бунт на корабле — как показали опросы USA Today, две трети избирателей Дональда Трампа готовы проголосовать за него как за независимого кандидата, что неминуемо приведет к победе Демократов.

Если номинацию получит Круз, то ему придется бороться с партийными лидерами и проводить кампанию так, чтобы скрыть факт того, что истеблишмент партии выступает против него. Если кандидатом Республиканцев станет Трамп, то...да тут и говорить нечего.

Из политиков первым шутки в твиттере запустил кандидат-республиканец Рэнд Пол, который вообще ниже Рубио (178 см) на 6 см. Издевки поддержал и штаб Теда Круза, рост которого тоже, кстати, составляет 172 см. За ношение черных каблуков Рубио прозвали Остином Пауэрсом. Поиздевавшись, пресса и общественность начала выяснять, какой фирмы у республиканского кандидата ботинки. Утверждали, что это не то Maison Margiela за $995, не то Tom Ford $2000. Но выяснилось, что это всего лишь доступный Florsheim за $135.

На этой неделе в кинопрокат в США выходит художественный фильм «13 часов: Тайные солдаты Бенгази» — драма Майкла Бея, основанная на реальных событиях в Ливии в 2012 году, когда в результате атаки террористов на американское посольство погибли четверо американцев, в том числе, посол США Кристофер Стивенс.

Американское посольство в Бенгази незадолго до атаки просило усилить меры безопасности в связи с угрозой нападения и неоднократно направляло доклады с Госдеп, который тогда возглавляла Хилари Клинтон. Но ведомство никак не отреагировало на просьбы. После теракта комиссия Конгресса США начала расследование событий в Бенгази, пытаясь установить ответственность лично Клинтон. В октябре прошлого года Хилари 11 часов давала показания перед Комиссией. Теракт в Бенгази является главным козырем Республиканцев в борьбе против Хилари, поэтому и фильм они намерены использовать в тех же целях и уже подготовили пресс-релизы и тактику распространения информации о фильме, пишет The Washington Post со ссылкой на источники в Национальном Республиканском Комитете. Те республиканцы, кто уже посмотрел «13 часов», говорят, что хотя ни Клинтон, ни Обама в фильме не упоминаются, это кино это захватывающее и изобличающее бывшего госсекретаря. Среди первых зрителей оказался и Тайгер Вудс, твитнувший о том, что «это очень влиятельный и важный фильм».

 

Карина ОРЛОВА,

журналист

Rate this article: 
No votes yet