Иммиграция. Как преодолеть душевные конфликты?
Сообщение об ошибке
- Notice: Undefined index: taxonomy_term в функции similarterms_taxonomy_node_get_terms() (строка 518 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
- Notice: Undefined offset: 0 в функции similarterms_list() (строка 221 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
- Notice: Undefined offset: 1 в функции similarterms_list() (строка 222 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
В каждый переломный момент мы не только теряем, но и обязательно что-то находим.
Вы переехали в другую страну, вы намерены жить и работать в этой стране, то есть вы сознательно избрали для себя новую родину. Чтобы не чувствовать себя в новой стране изгоем, вы должны внедриться в местную социально-культурную среду, или, говоря современным языком, интегрироваться в местное общество.
Как показывают результаты социологического опроса, на процесс интеграции влияет множество факторов. Исследования в этой области показывают, что период интеграции может составлять от 7 до 10 лет. Причем главная роль в этом принадлежит самому иммигранту.
Процесс интеграции имеет следующие типовые этапы: «медовый месяц», отрезвление, «культурный шок», начальная адаптация, полная адаптация – интеграция. Самые трудные из них – отрезвление и культурный шок, которые иногда вызывают серьезные психологические проблемы. Психическая напряженность, чувство потери или лишения друзей, статуса, профессии, собственности нередко вызывают тревогу и чувство неполноценности. На этих этапах к статусу мигрант прибавляется еще один – маргинальный человек.
Маргинальный человек: кто это?
Впервые понятие «маргинальный человек» ввел в 1928 году в своей работе «Человеческая миграция и маргинальный человек» американский социолог Роберт Эзра Парк. Понятие маргинальности (от латинского margo – край, граница, предел) означало положение людей, находящихся на границе двух различных социокультурных сред.
Природу маргинального человека определяет чувство моральной раздвоенности, когда старые привычки отброшены, а новые еще не сформированы. Как отмечал Роберт Эзра Парк, судьба обрекает маргинального человека на существование в двух мирах, вынуждает его принять одновременно в отношении обоих миров роль космополита и чужака. Маргинал, находясь в новой стране, вынужден входить в ее культуру, т.е. «межкультурно адаптироваться». Сохраняя свою культуру, он может стать «культурным гибридом». Усваивая две (три) культуры, маргинал более активен в жизни. Такой человек неизбежно становится (в сравнении с непосредственно окружающими его людьми из новой социокультурной среды) индивидом с более утонченным интеллектом и широким кругозором, с более независимыми и рациональными взглядами. «Маргинальный человек – всегда более цивилизованное существо», – отмечал Парк. Известный австрийский психиатр Зигмунд Фрейд говорил, что творческая продуктивность маргинала – «компенсация за психологическую уязвимость, за чуждость в новой среде». Смена условий, новые впечатления и ощущения активизируют человека, «пробуждают подчас дремавшие в нем внутренние силы».
Культурный шок вызывает маргинальный конфликт – внутренний конфликт личности, при котором происходит столкновение уже сложившихся личностных установок и стереотипов с социальными и психологическими особенностями новой социокультурной среды. Преодолевая этот конфликт самостоятельно или с помощью друзей, социальных работников или психологов, маргинальный человек интегрируется.
Однако если маргинальный человек не может приспособиться к новой социокультурной среде, исключает себя из чужого для него общества, живет как бы в параллельном мире, маргинальный конфликт у него развивается.
Статус маргинальности за мигрантом закрепляется, что может привести в лучшем случае к тому, что он выберет промежуточный вариант – находясь в новом обществе, остается в своей среде, общается, встречается, дружит лишь со своими соотечественниками и говорит на своем родном языке, либо влачит существование вечного изгоя.
Одно из характерных проявлений маргинального конфликта – комплекс иностранца, характеризуемый постоянным нервно-психическим напряжением и чувством психологического дискомфорта. У мигранта возникает страх, связанный с возможностью нанесения ему морально-психологического ущерба со стороны чужой языковой и социокультурной среды в условиях своей полной психологической незащищенности.
Ностальгия
Разновидностью маргинального конфликта является ностальгия. Слово «ностальгия» имеет два значения: 1) тоска по родине, по родному дому; 2) тоска о прошлом, о пережитом, об утраченном. Отсутствие родной языковой и социокультурной среды, нарушение сложившихся жизненных устоев приводят к душевному дискомфорту, возникновению чувства утраты всего того, что было человеку раньше дорого. Если человек осознает, что пути назад уже нет, ностальгия усиливается.
В нашей жизни мы привязываемся ко многому: к работе, людям, дому, вещам, воспоминаниям, старым взаимоотношениям, которые не только держат нас в плену, но и мешают появлению в нашей жизни чего-то нового. Часто мы находимся в плену стереотипов, которые заставляют нас предвзято относиться к другим людям, событиям, общественным явлениям. У некоторых из нас есть пагубные пристрастия и зависимости (компьютерная игромания, карточные игры, лотереи, игральные автоматы, алкогольная или наркотическая зависимость и пр.), которые в лучшем случае сужают круг жизненных интересов или наносят ущерб близким людям, а в худшем – сокращают нашу жизнь. И часто мы понимаем, что для того чтобы изменить что-то к лучшему, сохранить свое здоровье, свою жизнь, открыть для себя что-то новое, нужно расстаться со старым...
Об обезьяне и кокосе
Вспомним, однако, об одном хитроумном способе, которым охотники в Африке ловят обезьян. В кокосовом орехе они вначале делают небольшое отверстие, убирают внутреннее содержание и кладут туда лакомство для обезьяны. Затем обвязывают орех веревкой, один из концов которой крепят к стволу кокосовой пальмы. Спрятавшись где-то неподалеку, они ждут, когда обезьяна заметит орех и просунет в него лапу, чтобы достать лакомство. Но как только лакомство окажется зажатым у нее в кулаке, она уже не сможет вытащить лапу из ореха. Вот обезьяна и попалась, ведь расстаться с лакомством она не в состоянии – это выше ее сил.
Думаю, что часто и люди ведут себя так же, как эта обезьяна. И расставанье с прошлым превращается для них в тяжелейшее испытание, которое не все и не всегда могут выдержать. В одних случаях они сами могут расстаться со старым, чтобы открыто принять новое, в других – на помощь должны прийти их друзья, близкие или профессионалы – психологи, психотерапевты, психоаналитики.
Чтобы расстаться с прошлым, нужно как можно быстрее заполнить возникшее в нашей жизни пустующее эмоциональное пространство. Новые друзья, новая работа, новые идеи, новое дело помогают вызвать новые переживания и ощущения, постепенно вытесняющие неприятные чувства, связанные с расставаньем с прежней родиной. Сложности и проблемы теперешней жизни заставляют направить нашу энергию не на переживания взаимоотношений в прошлом, а на существующие отношения в нашей жизни здесь и сейчас. Возможно, нас иногда и будут посещать грустные мысли, вызванные расставаньем с прошлым, но новые профессиональные успехи, карьера, которую мы сделали, новые друзья и знакомые, качества личности, которые проявятся в нас в новой жизни, помогут быстрее избавиться от этих мыслей.
Несколько полезных советов
Каждый человек переживает ностальгию по-своему, но если она вызывает страдания, печаль, уныние, депрессию, то можно попробовать избавиться от них, воспользовавшись некоторыми рекомендациями и советами.
Не бойтесь говорить о своих чувствах и переживаниях, связанных с ностальгией, близким друзьям или узкому кругу лиц, с которыми вам приходится сотрудничать или общаться. Благодаря этому создается безопасное пространство, в котором есть возможность получить поддержку со стороны близких людей. Без подобной поддержки даже самые сильные из нас не всегда могут справиться с эмоциями, вызванными изменениями в жизни.
Постарайтесь в своих внутренних монологах, обращенных к себе, или в разговорах с другими людьми, делясь своими переживаниями и огорчениями, рассказывать не только о причинах, приведших к изменениям в вашей жизни, и эмоциях, вызванных этими важными для вас событиями. Говорите о конкретных выводах, которые вы для себя сделали, ваших планах на будущее, выражайте уверенность, что поставленные вами цели достижимы и реальны.
Помните: каждый переломный момент вашей жизни должен длиться четко определенный период времени. Это не значит, что вы в один миг перестанете печалиться по поводу своей утраты или что ваша печаль не продлится дольше периода, который вы сами для себя определили. Но вы должны выделить период, в течение которого можете позволить своей интуиции, чувствам, интеллекту и подсознанию сфокусироваться на переживаниях, вызванных ностальгией. Вы также должны составить для себя четкий план действий, как поступать после окончания установленного вами периода страданий, на что расходовать свою жизненную энергию в дальнейшем. Если вы установите временной отрезок для своих переживаний, это даст возможность вашему подсознанию помочь вам в выборе нового пути.
Старайтесь возродить те черты вашей личности, которые вы могли утратить под влиянием взаимоотношений с людьми в прошлом. Бывает так, что старые взаимоотношения требовали от вас покорности, вы даже забыли о своей силе. Если вам приходилось признавать интеллектуальное превосходство своих прежних партнеров, то, возможно, вы потеряли веру в свой ум, в уникальность своего интеллекта, которые станут вам необходимыми в будущем.
Американский психолог Эрик Эриксон отмечал, что ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь.
Мои наблюдения показывают, что у тех наших бывших соотечественников, кто стремится к интеграции, возникающая порой ностальгия не вызывает уныния и пессимизма. Они активны, уверены в своих силах, им не страшны никакие жизненные трудности в новой среде обитания, и они успешно их преодолевают. Отсутствие же или потеря стремления к интеграции может привести в конечном итоге к состоянию безнадежности, изолированности, разочарованности, а отсюда возможно и появление алкогольной или наркотической зависимости.
В нашей жизни все течет, все изменяется. В каждый переломный момент своей жизни мы не только что-то теряем, но и обязательно что-то находим. Время печали и переживаний по поводу прошлого очень часто является также временем торжества новых начинаний и надежд на будущее.
В. Левицкий,
профессор