«День Победы» в исполнении американского оркестра

Александр Каминник прививает нью-йоркским школярам традиции русской оркестровой школы.

Гвоздем культурной программы во время официального приема Генконсульства России в Нью-Йорке в честь Дня Победы стало выступление американского концертного оркестра школьников нью-йоркской общеобразовательной школы №78. Его руководитель – наш соотечественник, выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных, номинант музыкальной премии «Грэмми» Александр Каминник.

Юные американцы с георгиевскими ленточками на рубашках и блузках, сыграли национальные гимны России и США, двух союзных держав по антигитлеровской коалиции, а также песни и марши военных лет, собранные в специальную программу «Из России с любовью». Во время исполнения мелодии «День Победы» музыкантам подпевал весь зал.

Среди оркестрантов всех цветов кожи не было ни одного русскоязычного ребенка, однако стоит отметить, что обучение игре на музыкальных инструментах в этой американской школе основано на традициях русской оркестровой школы и результаты не могут не впечатлять – коллектив является лауреатом тринадцати официальных конкурсов штата Нью Йорк по системе NYSSMA, среди которых две высшие награды – золотые медали; обладателем наград и кубков фестивалей в Нью-Йорке, Пенсильвании и других штатах. Коллектив был приглашен для выступления во флоридских парках Диснея и на официальную церемонию инаугурации президента США.

Для многих это непостижимо: в обычной средней школе имени Роя Мэнна в Бруклине создано пять оркестров – сводный концертный, старший и младший концертные, джаз-ансамбль и для начинающих «Мустанг». Более того, музыка русских композиторов стала органичной и любимой частью музыкальной жизни учащихся и выпускников отделения инструментальной музыки этой школы.

Отвечая на многочисленные вопросы о том, как эту музыку воспринимают американские дети, как удалось добиться подобных результатов, каковы главные принципы обучения и почему программа пользуется таким успехом у родителей учащихся и таким уважением у администраторов всех рангов, Александр рассказал следующее:

 – Дети – материал очень пластичный. Если у лидера достаточно авторитета, чтобы определить направление развития, они будут воспринимать и впитывать это, как губка впитывает влагу. Поэтому играют они с удовольствием. И часто напевают полюбившиеся мелодии в коридорах… В процессе обучения у меня есть набор определенных принципов, которым стараюсь не изменять. Структура – достаточно жесткая. Никогда не занимаюсь популизмом, дешевыми трюками, опускаясь до уровня детей, а, скорее, стараюсь их уровень «приподнять». Стараюсь держать определенную дистанцию и вместе с тем, найти индивидуальный «ключик» к каждому. Всегда важно их понять. До какой-то степени мне нравится модель восточной школы, культивирующая почтительное отношение ученика к гуру. Когда ученик взрослеет, дистанция между ним и учителем исчезает. Понятно, что эти принципы не применяются буквально. Но и отсутствие их, с моей точки зрения, сильно вредит западной школе.

Что же касается привлекательности программы для родителей и администрации, этому сильно способствуют результаты интересных научных исследований в пользу того, что классическая музыка положительно влияет на интеллект, лучше развиваются мозговые центры. Более того, дети, уже игравшие в оркестре, имеют больше шансов попасть в колледж. Туда стремятся набрать хорошо обучаемых и дисциплинированных учеников. Они более востребованы, так как у них уже сформированы стремление и способность чем-то овладеть.

У таких детей гораздо лучше развито чувство внутренней мотивации, когда ребенок два часа сидит за роялем не за конфету, которую ему посулили, а потому что начинает получает радость от процесса. Выйти на сцену, открыть крышку рояля и сыграть – ему это доставляет истинное удовольствие. А вибрации, исходящие от аудитории, погружают его в состояние эйфории. Его жизнь всецело заполняет музыка, остается гораздо меньше места для вредных привычек и преступных наклонностей. К тому же человек, владеющий музыкальным инструментом, всегда привлекателен для общества и социально востребован...

Поблагодарив дирижера, дети деловито собирают инструменты, а в глазах седовласых ветеранов, тесно обступивших оркестрантов, блестят слезы. И все понимают, что праздник удался. А главное – это те мосты любви и благодарности, которые создаются в такие дни, часы и минуты, ведут в то будущее, куда хочется смотреть с надеждой!

наш корр.,

Нью-Йорк

Rate this article: 
No votes yet