''Жена Чайковского'' разочаровала немцев?
"В течение двух с половиной часов Серебренников дирижирует болью безответной любви".
В этом году к Кириллу Серебренникову в Каннах приковано особое внимание – из-за его личной ситуации и политической обстановки. А как восприняли его новый фильм? DW собрала мнения немецких критиков.
Новый фильм Кирилла Серебренникова «Жена Чайковского» не только претендует на «Золотую пальмовую ветвь», но и открыл основную конкурсную программу 75-го по счету Каннского фестиваля. Премьера на Лазурном берегу состоялась 18 мая. Учитывая все нынешние политические обстоятельства и призывы бойкотировать российское искусство, к приезду Серебренникова в Канны, где его давно знают и ценят, было приковано особое внимание.
Российский режиссер и его команда были встречены аплодисментами. А после премьеры фильма он четко выразил свою позицию по-русски: «Нет войне». «Я уверен, что искусство и люди искусства способны сделать так, чтобы война остановилась», - сказал в своем обращении к публике Серебренников, живущий ныне в немецком Гамбурге.
Официальная российская делегация не была допущена в Канны из-за развязанной РФ войны в Украине. «Жена Чайковского» – единственный фильм из России на этом престижном европейском киносмотре. Как его восприняли европейские кинокритики? DW ознакомилась с рецензиями в ведущих немецких СМИ.
Берлинская газета Tagesspiegel сосредоточилась на политической составляющей, которая в этом году в Каннах особенно заметна.
«Пригласив на конкурс постоянного гостя Кирилла Серебренникова и «Жену Чайковского», Фремо (программный директор Каннского фестиваля Тьерри Фремо. – Ред.) дал сигнал, что в нынешней борьбе интересов в сфере культуры, в разгар фактической войны в Украине, он не оценивает порядочность художников по гражданству», - подчеркивает автор рецензии, имея в виду требования бойкота со стороны украинских кинематографистов.
С другой стороны, указывает он, случай Серебренникова показывает, насколько сложно себя позиционировать: «режиссер уже много лет подвергается судебным репрессиям в России, а его фильм продвигал скандальный олигарх Роман Абрамович».
Тут стоит отметить, что Серебренников не получил госфинансирование, фильм «Жена Чайковского» был снят на средства из фонда «Кинопрайм», учрежденного Абрамовичем. В Каннах режиссер выступил за снятие санкций с миллиардера, поскольку тот давно поддерживает российское независимое кино. Также он высказался против бойкота русской культуры, отделив ее от политики, хотя, как подчеркнул Серебренников, он понимает тех, кто его требует.
«Несвоевременное целомудрие»: FAZ о самой большой слабости фильма
То, что именно фильм режиссера из России в конкурсе был показан первым, издание Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ) называет иронией судьбы. Рецензент также указывает на участие российского олигарха Абрамовича в финансировании картины и при этом противопоставляет этому упреку ответ Тьерри Фремо: средства были вложены еще до войны. Кроме того, констатирует критик, по «Жене Чайковского» трудно заметить влияние денег олигарха, как и влияние его французских и швейцарских сопродюсеров.
О жизни Чайковского многое известно, биографы не скрывают и его гомосексуальность. Фильм Кирилла Серебренникова также поднимает эту тему. «И правда, видишь загримированных похотливых стариков и мужчин в задушевной беседе, но то, что происходит за дверями салонов и купе поезда, в картину не входит», - отмечает рецензент FAZ. Это «несвоевременное целомудрие» он считает самой большой слабостью фильма.
Другой недостаток он связывает с главной актрисой Аленой Михайловой. «Камера Серебренникова любит эту женщину, не может нарадоваться. Фильму чужда мысль о том, что красавица Антонина могла ошибаться в своих голубых, красных и желтых бальных платьях. Таким образом, он заставляет Чайковского выглядеть хуже, чем того требует повествование. Эту асимметрию между благородной влюбленной и малодушным объектом ее любви уже отработал Франсуа Трюффо в своей «Истории Адели Г.» Но Трюфо был мастером держать эмоции в подвешенном состоянии. Серебренников – нет, он позволяет своей героине с узким полем зрения идти по миру, который все больше и больше ускользает от нее», - поясняет свою мысль журналист.
Для сравнения он приводит другую картину Серебренникова – «Петровы в гриппе», представленную в Каннах в прошлом году. Фильм о болезни, которая стремительно распространяется по российской столице, превращая жителей в апатичных или буйных зомби, по мнению рецензента, по-настоящему отражает ситуацию в России. «Кино никогда не поспевает за современностью. Но иногда оно предвосхищает историю, как зеркало, которое раскрывает темное, таинственное и пугающее происходящее в глубине своего отражения», - заключает критик FAZ.
Sueddeutsche Zeitung: «Жена Чайковского» отражает современность
Издание Sueddeutsche Zeitung, напротив, считает, что, несмотря на историческую обстановку конца XIX века, фильм также привязан к современности. «За два с половиной мрачно поставленных кинематографических часа Серебренников показывает, что происходит с людьми, которые не могут в долгосрочной перспективе свободно развиваться из-за социальных ограничений и политического гнета, и как они переносят это давление на своих близких», - отмечает рецензент. Он уверен, что в обычное время этот фильм принадлежал бы к кругу кандидатов на «Золотую пальмовую ветвь». Но сможет ли жюри, несмотря на то, что Серебренников критикует режим Путина, решиться в этом году наградить российский фильм – это вопрос.
Die Welt: Реальная история, которая не нравится путинизму
«Некоторые хотели бы полностью отменить российское участие в Каннах. Было бы обидно. Режиссер Кирилл Серебренников рассказывает реальную историю, которая не нравится путинизму. О гомосексуале Чайковском. И особенно о его жене, - пишет издание Die Welt. – В путинской России не очень хотят признавать, что звездный композитор был геем». Особой похвалы рецензент удостаивает актрису, сыгравшую жену Чайковского Антонину Милюкову: «26-летняя Алена Михайлова воплощает ее с впечатляющей интенсивностью. Вначале с жалостью наблюдаешь за рвением, любовью с первого взгляда, охватившей ее. Но постепенно зритель ощущает раздражение. Неужели она не хочет увидеть то, что знает весь мир?» Серебренников рассказывает ее историю «с величайшим апломбом, забирается в пучину знаменитой русской души», хотя он часто «слишком близко приближается к китчу и маньеризму», заключает обозреватель.
Frankfurter Rundschau: Композитор «Патетической» вдохновил на бескрайне патетическую драму
Другое ведущее печатное издание Frankfurter Rundschau также строго в своих оценках и обходится без восторженных возгласов. "Композитор "Патетической" вдохновил на бескрайне патетическую драму - даже если в тяжелом оркестровом саундтреке мало звучат его произведения", - констатирует обозреватель.
В то же время в фильме ему недостает уникальности: "В течение двух с половиной часов Серебренников дирижирует болью безответной любви, а его тщательно продуманный костюмированный фильм развивает свой собственный стиль только в нескольких захватывающих эпизодах. Но даже эти нереальные хореографии вряд ли выходят за рамки визуальных клише. Гомосексуальные оргии и страсть опозоренной женщины сливаются в не всегда демонстрирующих вкус видениях, подобные балету обнаженных мужчин в матросских шапках", - делится своим впечатлением автор статьи. Он подчеркивает, что российский фильм, созданный до войны, ни в коем случае не должен пасть жертвой бойкота, но с художественной точки зрения основной конкурс фестиваля мог бы обойтись и без него.
Совпадает ли мнение жюри с оценкой немецких критиков, покажут результаты конкурса. Имена новых обладателей "Золотой пальмовой ветви" станут известны 28 мая.