Как правдолюб бросил вызов фейк-ньюс из России
Антисталинский триллер «Мистер Джонс» показали на Берлинале.
Когда польский режиссер Агнешка Холланд (Agnieszka Holland) несколько лет назад согласилась экранизировать драматичную историю британского журналиста Гарета Джонса (Gareth Jones), понятие «фейк-ньюс» еще не стало оружием в риторическом арсенале Дональда Трампа. Сегодня, как подчеркнула Холланд на пресс-конференции фильма «Мистер Джонс» (Mr. Jones), показанные в нем события начала 30-х годов по-новому высвечивают атаки на свободу слова.
Ретро-триллер «Мистер Джонс» демонстрируется в конкурсной программе проходящего в эти дни в Берлине 69-го Международного кинофестиваля. В центре сюжета – реальная история Гарета Джонса, молодого, амбициозного и бесстрашного репортера из Уэльса, который в 1933 году собственными глазами увидел ужасы массового голода в Украине. Как подтверждают сегодня историки, Голодомор унес жизни нескольких миллионов человек. В своем стремлении пробить брешь в сталинской пропаганде, упорно отрицавшей реальные факты, он получил неожиданного грозного противника в лице Уолтера Дюранти, многолетнего коррепондента газеты «Нью-Йорк таймс» в Москве, лауреата Пулицеровской премии.
Откуда у Кремля золото?
Показ в Берлине – мировая премьера нового фильма Агнешки Холланд, известной по многим фильмам на острые политические и социальные темы, включая такие ленты, как «Европа, Европа», «Во мраке», «Неопалимая купина». Работала ассистентом у Анджея Вайды и Кшиштофа Занусси, написала сценарии для нескольких фильмов Вайды. Много работает за рубежом – в Германии, Франции и США.
«Моя картина рассказывает о Голодоморе – одной из самых страшных трагедий 20-го века, унесшей жизни миллионов людей в Украине, – сказала Холланд на пресс-конференции в Берлине. – Это трагедия, созданная руками одного человека, Сталина. О ней скупо говорят, но она взывает к правосудию. Когда я прочитала сценарий, который мне прислала Андреа Шалупа (соавтор сценария и сопродюсер фильма), я поняла, что сделать этот фильм – моя моральная обязанность».
Гарет Джонс до приезда в Советский Союз получил известность сенсационным репортажем из Германии, где ему удалось взять интервью у Адольфа Гитлера. Будучи внешнеполитическим советником бывшего британского премьера Дэвида Ллойд-Джорджа, он пытался убедить его и других политиков своей страны в серьезной угрозе, которую представляет для всего мира только что пришедший к власти Гитлер. Но его доводы безуспешны, их встречают скепсисом и смехом. Подделав документы, Джонс, которому не чужд авантюризм, отправляется в Россию, чтобы ответить на другой волнующий его вопрос: откуда Сталин берет денежные ресурсы на индустриализацию? Пытливый репортер хочет проверить правоту утверждений, что советский диктатор получает золото от продажи зерна за рубеж, что обрекает на голод его собственный народ.
Гарета Джонса играет Джеймс Нортон, обаятельный британский актер, излучающий доброжелательность и интеллектуализм. Во время поездки в Харьков для знакомства с предприятиями советской индустрии Джонсу удалось оторваться от своих «опекунов» из НКВД, и он отправляется в опасное путешествие по сельским районам Украины, где лютует голод. Эти эпизоды трудно смотреть. Апокалиптический зимний пейзаж, горы трупов, умирающие дети, случаи каннибализма. Таким образом Джонс становится одним из очень немногих свидетелей национальной катастрофы. Он хочет рассказать об увиденном своим читателям в Британии, но по разным причинам это оказывается сделать крайне сложно.
Стражник у ворот
Отвечая на вопрос украинской журналистки, может ли сегодня настойчивость Гарета Джонса служить примером профессионализма, и как влияет нынешнее противостояние Украины и России на восприятие Голодомора, Агнешка Холланд сказала: «Я не думаю, что многое принципиально изменилось с того времени. Европа продолжает анализировать трагедию Второй мировой войны и Холокост. Что касается нынешнего конфликта между Украиной и Россией, это очень сложная тема... Думаю, что в нынешней обстановке невозможно объективно анализировать причины, масштабы и последствия Голодомора».
Холланд рассказала, как снимала ряд эпизодов в маленькой украинской деревне, практически заброшенной, где, в основном, живут одни старухи. «Многие из них хорошо помнят ужасы голода, – сказала режиссер, – и что характерно, они предпочитают не говорить на эту тему в своих семьях. Так что заговор молчания действует и на самом обыденном уровне».
Американский актер Питер Сарсгаард играет Уолтера Дюранти коварным циником, интриганом и бонвиваном, который беспрекословно принимает на веру аргументы и тезисы Сталина и его кремлевских сподвижников и под этим углом зрения редактирует, а точнее сказать, цензурирует корреспонденции, отправляемые им и его коллегами в «Нью-Йорк таймс». В Москве он ведет богемный образ жизни и устраивает закрытые разнузданные вечеринки «для своих», которые трудно вообразить в пуританской советской столице 30-х. Агнешка Холланд, Андреа Шалупа и Питер Сарсгаард ответили на вопрос корреспондента Русской службы «Голоса Америки» о фигуре Дюранти и о том, как шла работа над этим образом.
«Я всегда ищу внутренние мотивировки для своих героев, – отметил Сарсгаард. – Дюранти – человек, считающий себя стражником у ворот в западный мир. От него зависит, как будет там интерпретироваться страна, куда он приехал (Советский Союз). Правда для него немыслима, она вызвала бы когнитивный диссонанс. Я много про него прочитал. Очень интересный парень. Богема, хотел стать писателем, освещал как журналист Первую мировую войну с ее жестокостями. Я не искал для него оправданий, я просто набирал интересные штрихи к его образу».
«Мой отец с Донбасса, он был инженером и писателем, – сказала Андреа Шалупа. – Меня очень привлекла история Дюранти, журналиста, который, вопреки фактам, упорно отрицал факт массового голода в Украине. Дюранти был королем Москвы, он устраивал опиумные оргии для своих, его любовником был известный поэт и оккультист Алистер Кроули. Иногда реальность куда странней вымысла».
«Мотивацией для Дюранти не были только деньги и слава, – сказала Холланд. – для него обычно это была комбинация факторов. Одним из них была вера в коммунистическое прожектерство. Я это знаю по некоторым членам моей семьи, которые считали коммунизм меньшим злом, чем нацизм. И сегодня в моей родной стране есть политики, которые откровенно лгут, но считают это нужным делом и страшно обижаются, когда их обвиняют во лжи».
Сталин и Оруэлл
Отвечая на вопрос, почему, на ее взгляд, Сталин сегодня, согласно опросам общественного мнения в России, остается одним из самых популярных исторических деятелей, Холланд сказала: «Не спрашивайте меня! Я считаю это трагедией, которая показывает порабощение сознания и души. Сталин был одним из самых кровавых убийц в истории человечества. Он виновен в гибели миллионов и миллионов людей. Но он выиграл войну и сделал Советский Союз снова великим (этот отсыл к известному лозунгу Трампа вызвал оживление и смех журналистов. – О.С.). Ностальгия может быть очень притягательной... Я очень опасаюсь, что наступит момент, когда немцы захотят оправдать Гитлера».
Не случайно в фильме в ряде эпизодов появляется Джордж Оруэлл и цитируется знаменитый «Скотный двор». Режиссер хочет донести до зрителя мысль о том, как принципиально важна для тоталитарного режима ложь, возведенная в ранг правды.
Как известно, неоднократно предпринимались попытки пересмотреть вклад Дюранти (умершего в 1957 году) в журналистику и отменить его Пулицеровскую премию 1932 года из-за некритичного и комплиментарного подхода к освещению политики Сталина, в первую очередь, Голодомора.
Этот вопрос обсуждался комитетом по Пулицеровским премиям, но было принято решение не лишать Дюранти премии, чтобы не создавать прецедента пересмотра давно принятых решений.
Агнешка Холланд сообщила, что не знает, покажут ли ее новый фильм в России. Как сообщает фестивальная кинопресса, у картины пока нет и американского прокатчика.
Фестиваль Берлинале завершится 17 февраля.
Олег Сулькин,
корреспондент "Голоса Америки"