10 пословиц, у которых есть продолжение

Иногда оно резко меняет смысл! 

Пословиц, от которых нам известен только хвостик, видимо-невидимо. Я перечислю только часть, чтобы вы не устали. А истину буду искать в устаревших словарях и справочниках: где же еще?

Кто старое помянет, тому глаз вон. А кто забудет, тому оба. Большей частью нам знакома первая часть пословицы. Вторая употреблялась редко, потому и исчезла за ненадобностью. Призыв к всепрощению оказался более востребованным, чем напоминание о чужих обидах, чтобы на те же грабли не вставать. Вставали и вставать будем. В Большом толково-фразеологическом словаре Михельсона есть другой вариант: «Кто старое вспомянет, того черт на расправу потянет». Даже не знаю, что страшнее. Вы как думаете?

Он на этом собаку съел. Только хвостом подавился. Как меняется смысл, если знать продолжение, да? Такой мастер, что собаку на этом съел. Правда, и на старуху бывает проруха, поэтому мастер наш хвостом подавился, о чем сообщает словарь Даля. Споткнулся дока на какой-то мелочи, если перевести на обычный язык.

Глуп, как пробка, куда ни ткнешь, там и торчит. Первая часть пословицы всегда казалось странной. Разве кто-то проверял пробку на сообразительность, чтобы делать ее эталоном глупости? Фразеологический словарь Михельсона наконец-то заполнил этот пробел. Видимо, речь идет о безвольности и неспособности принимать решения. В этом же словаре в качестве пояснения указан афоризм: «Ученость без ума – доброе вино, которое отзывается пробкой».

Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку! Всему свое время, как говорится. Помощь и поддержка тоже должны быть своевременными. А в Псковской области когда-то говорили так: «Дорога ложка за обедом, коли нечего есть». В Большом словаре русских пословиц В. М. Мокиенко можно встретить и другой вариант: «Дорога ложка к Христову дню».

Всем сестрам по серьгам, всем старцам по ставцам. Вторая часть пословицы, видимо, отвалилась в связи с тем, что слова «старец» и «ставец» устарели.

Губа не дура, язык не лопатка: знает, что горько, что сладко. Как вы понимаете, во рту «сидят» одни специалисты. Полную версию пословицы нашла в Большом толково-фразеологическом словаре Михельсона. Там же наткнулась на цитату из сказки Даля «Сказка о похождениях черта-послушника...»: «Я хоть языкам не мастер, но смекаю, что тютюн, что кнастер (что худой, что хороший табак), мои губы не дуры, язык не лопатка, я знаю, что хорошо, что сладко!».

Пьяному море по колено, а лужа по уши. А проспится – свиньи боится. Сей шедевр вы найдете в том же словаре Михельсона. Настолько точно все сказано, что и добавить нечего.

Курочка по зернышку клюет, да сыта бывает. Есть люди, которые довольствуются малым, но при этом счастливы. Об этом пословица о курочке. А вот известное многим продолжение об испачканном дворе я ни в устаревших словарях, ни в словаре пословиц Мокиенко не увидела.

У страха глаза велики, да ничего не видят. И второй вариант у Михельсона: «У страха глаза как плошки, а не видят ни крошки». Пословица о том, что любую опасность мы преувеличиваем, не замечая реального положения дел. Тут надо бы напомнить изречение Козьмы Пруткова: «Зри в корень!».

Рука руку моет, и обе белы живут. Такое продолжение приводит Даль в «Пословицах русского народа». Другая версия недалеко ушла: «Рука руку моет, а плут плута покроет». Хотя происходит пословица от поговорки на латинском языке Manus manum lavat, которая пришла из Древнего Рима. Означает то же самое: круговую поруку, ситуацию, когда люди прикрывают друг друга, совершая неблаговидные поступки.

Rate this article: 
No votes yet