Социальные сети об интервью Каспарова
Сообщение об ошибке
- Notice: Undefined index: taxonomy_term в функции similarterms_taxonomy_node_get_terms() (строка 518 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
- Notice: Undefined offset: 0 в функции similarterms_list() (строка 221 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
- Notice: Undefined offset: 1 в функции similarterms_list() (строка 222 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
Интервью чемпиона мира Каспарова вызвало большую дискуссию в соцсетях.
Юрию Дудю снова удалось записать яркое и во многих смыслах провокационное интервью. Его героем стал тринадцатый чемпион мира по шахматам и оппозиционный политик Гарри Каспаров.
Беседу, конечно же, стоит посмотреть целиком, но для аудитории самой болезненной стала часть о стратегии и тактике оппозиции. Многие сочли слова Каспарова нападками на Навального и Яшина, а некоторые даже настаивают, что Гарри Кимович искажает историю последнего десятилетия, чтобы выставить в лучшем свете себя.
Вот так социальные сети прокомментировали это интервью чемпиона мира по шахматам.
Борис Вишневский: «Лишний раз подтвердилось, что Гарри Каспаров, конечно, чемпион мира. Но только по шахматам. А не по всему, как он думает».
Леонид Волков: «Гарри Каспаров подробно рассказал, что все все делают неправильно, только он знает, как правильно (но никому не скажет). В этой позиции нет ничего нового; каждый, кто имел (не)счастье плотно следить за политической деятельностью Каспарова в последние 15 лет – прекрасно в курсе.
Но еще в интервью Дудю была в очень яркой форме и многократно артикулирована вот какая позиция: «Вся политическая деятельность в России после 2011 года шла только с разрешения Кремля и только в той степени, в которой Кремлю это было выгодно». И это тоже доводилось слышать и ранее, но здесь Гарри Кимович решил прямо-таки сделать этот месседж основной темой большого интервью. Ключевым политическим высказыванием».
Александр Богачев: «Читаю эхо от интервью Каспарова и удивляюсь. Оказывается, Каспаров был все это время прав, когда бойкотировал все, что можно и называл режим кровавым. Его называли демшизой, а ведь так оно и было! И все эти участия в выборах, прекраснодушные улучшения, урбанизм, хождение с шариками и фонариками – это конечно абсолютный розовопонизм и вообще на самом деле только работало на легитимацию фашистского режима.
Евгения Альбац: «Мне физически больно после прослушивания интервью Гарри Каспарова – Дудю. Мне больно за оболганных моих друзей, Алексея Навального и Илью Яшина, которые сейчас в руках пыточных дел мастеров. Это нарушение элементарных нравственных норм – обливать грязью тех, кто сидит, кто находится в руках палачей. (Ау, МБХ, Вам ли это не понимать?) Мне горько за память убитого Бориса Немцова, которого Каспаров использовал в своих лживых построениях. Мне страшно за Володю Кара-Мурзу, которому только что отомстили 25 годами лагерей, и к работе которого – за которую Володя и сел – бесконечно прислоняется Каспаров».
Сергей Пархоменко: «Дело не только в том, что Гарри Каспаров за два с половиной часа интенсивного общения, которому его подвергает Юрий Дудь, успевает отозваться оскорбительно или уничижительно практически обо всех, кого ему удается упомянуть (за исключением, кажется, только Бориса Немцова, Билла Браудера и Михаила Ходорковского, – если не считать нескольких снисходительных слов, вскользь брошенных еще о двух-трех людях).
И не в том, что его позиция в описании любых событий российской общественной и политической жизни последних 18 лет (с 2005 года, когда он, по его собственному утверждению, «оставил шахматы и занялся политикой») сводится к одной простой уверенности: все вокруг обязаны были замереть и замолчать, затаить дыхание и благоговейно следить за тем, как он, Каспаров, единолично управляет оппозиционной деятельностью в России. А кто этого не сделал, тот только предал идеалы, повредил принципам, послужил пособником режима и уж, конечно, проявил себя беспринципным трусом, а заодно наивным и безответственным идеалистом.
Это бы все ладно. В конце концов, бывают люди даже и до такой степени самовлюбленные, бывают и до такой крайности лишенные способности к малейшему критическому взгляду на самого себя и свои поступки. Таких видеть уже доводилось и раньше.
Но удивительно другое: как много в словах Каспарова совершенно очевидной и неуклюжей, в сущности, простодушной, лжи. Ложь – про его «руководство» протестными действиями в 2011-2012 годах. Ложь – про то, как после февраля 2014 года никто, кроме него самого, не смел говорить вслух, что Россия – агрессор, Крым – незаконно оккупирован, а война в Донбассе – это война России против Украины. Ложь – про то, что вся оппозиционная и протестная деятельность в России существовала только постольку, поскольку была выгодна Кремлю, и им же управлялась. Ложь – про то, что расследования Навального и ФБК, и их работа на выборах и в организации уличных протестов, – это результат сотрудничества с властью и сговоров с ней. Ложь – про выдающееся всемирно-историческое значение устроенных Каспаровым инициатив и кампаний. Очень много лжи».
Федор Крашенинников: «Каспаров, безусловно политический лидер. Правда лидер он довольно замкнутой и специфической группы, ориентирующейся на мнения западных и украинских элит. В России его влияние едва ли вообще фиксируемо».
Алина Витухновская: «Атака на Каспарова – проявление низкой политической культуры, прежде всего – культуры публичной дискуссии. Каспаров – человек, сделавший себя сам. И в этом смысле он именно политический субъект. В отличие от многих его оппонентов, занимающихся интриганством и сплетнями в твиттере. Там, где невозможно скрыть зависть, там, где нет аргументов, начинается открытое хамство».
Андрей Мальгин: «Уже сутки у меня лента в ФБ заполнена хейтом в адрес Г.Каспарова. Это заставило выделить три часа и посмотреть все-таки его беседу с Дудем. За исключением редких (и достаточно вялых) нападок на Навального и Яшина, я почти во всем с ним согласен. Навального и Яшина я бы на его месте упоминать не стал прежде всего потому, что они сидят в тюрьме. Даже если хочется с ними поспорить.
Претензии Каспарова к российской оппозиции (без перехода на личности) обоснованы. Он совершенно справедливо отмечает митинг на Сахарова 24 декабря 2011 года как кульминационную точку всего протестного движения, после которой все покатилось вниз».
Алексей Венедиктов: «В пылу полемики некоторые ее участники вопрошают – Как Гарри Кимович смеет себе приписывать организацию митингов протеста в 2011-12 годах? Да кто он такой?
Не поддерживая многие тезисы Гарри (о чем мы с ним дискутировали много и часто в те годы) однако отмечу:
Митинги 2011-12 гг. в основном организовывались движением «Солидарность», в руководство которого входил – наряду с Яшиным и Немцовым – Каспаров (в том числе ключевые – 5 декабря на Чистых прудах и 24 декабря на Сахарова).
«Отсутствие популярности» Каспарова тогда полностью опровергается выборами в Координационный Совет оппозиции в октябре 2012 года, где он занимает третье место по числу поданных голосов вслед за Навальным и Быковым и опережая тех же Бориса Немцова и Илью Яшина. Можно и нужно спорить с его тезисами, но «факты – упрямая вещь»
Сабиржан Бадретдинов: «Довольно неприятное впечатление оставило позавчерашнее интервью Дудя с Гарри Каспаровым. Особенно раздражал высокомерно-презрительный, а иногда почти обвинительный тон Дудя, который заставил Каспарова часто запинаться, заикаться и сбиваться с мысли.
В такие моменты проявлялась излишняя эмоциональность кавказского темперамента Гарри Кимовича и он начинал незаметно для себя злоупотреблять назойливыми фразами «ровно потому что» и «на самом деле».
В сегменте об американском вторжении в Ирак в 2023 году Дудь так сильно допрашивал Каспарова о «двойных стандартах», что несведущий молодой российский слушатель мог подумать, что Каспаров самолично отдавал приказ о нападении на эту страну.
Чувствовалось, что Дудь и Каспаров испытывали легкую неприязнь друг к другу. И это прискорбно. Интервью бывает успешным только когда гость программы чувствует себя комфортно. Эмоциональный комфорт дает возможность раскрыть гостя с новой, непривычной стороны. А заикаюшийся, запинающийся гость оставляет неприятное ощущение.
Раньше Дудь мне очень нравился. Сам формат передачи – молодой парень в джинсах и кедах, непринужденно расположившись в кресле, на равных разговаривает с маститыми знаменитостями, задавая им заковыристые вопросы – казался чем-то новым и свежим на фоне привычных телепередач. Но, со временем, юношеская дерзость Дудя начала постепенно превращаться чуть ли не в старческую раздражительность, въедливость и придирчивость.
Тем не менее, интервью стоит посмотреть. (Его уже посмотрело более 3 миллионов человек). Каспаров в ходе передачи сумел высказать многие свои позиции по важным вопросам текущей политики».
Артем Важенков: «Про Каспарова. Тут ведь принято так: либо категорично – ЗА, либо, категорично – ПРОТИВ. А у меня ощущения смешанные.
Его тезис «Я вам сейчас расскажу, как не надо. А как надо, не расскажу» кажется мне глупостью, манипуляцией. Не могу я это поддержать.
Но! Есть вещи, в которых Каспарову стоит отдать должное. Он очень точно понимал к чему идет Россия. Это очень ценно, потому что большинство, в том числе в оппозиции, этого не понимали. Более того, не понимают до сих пор. Считалось, что пропаганда не так страшна и люди не воспринимают ее всерьез. Считалось, что Путин мелкий воришка, лишь прикрывающийся имперскостью. Сторону оппонентов всегда пытались представить глупыми неумехами, идиотами.
Некоторые до сих пор считают, что Путин развязал войну «чтобы победить на выборах». Каспаров пытался донести мысль о том, что все очень опасно и очень серьезно. В ответ получал плевки и стигму «демшиза». Что мне кажется несправедливым.
Андрей Панков