Как казахстанцам в Штатах живется?


Почему в Казахстане растет число желающих уехать в США.


За последние десять лет количество желающих переехать в Америку увеличилось в 10 раз.

Уезжали и будут уезжать

Казахстанцы продолжают уезжать навсегда из страны. По данным Ranking.kz, за первые три квартала 2021 года страну покинуло 25.322 человека, что на 20,1% больше, чем за аналогичный период 2020 года (правда, в прошлом году границы многих стран были закрыты). Ранжирование по уровню образования показывает, что из Казахстана мигрирует много людей с высшим или средним специальным образованием. Наибольшую долю казахстанцев с высшим образованием, уехавших из страны в 2021 году, составляют специалисты технических профессий (4,1 тыс.), а также граждане с экономическим (2 тыс.) и педагогическим (1,3 тыс.) образованием. Немало среди эмигрантов и юристов, медработников, архитекторов, строителей. В целом каждый третий мигрант имеет высшее образование.

– Человек, у которого нет какого-то багажа и которому нечего предложить другой стране, имеет гораздо меньше шансов на успех там, – говорит в интервью Forbes.kz социолог Ольга Симакова. – Поэтому зачастую за границу едут люди, которые могут что-то предложить другой стране. И нам кажется, что уезжают в основном специалисты.

Социологи считают, что необходимо отказаться от рассмотрения миграции с позитивной или негативной точки зрения – лучше относиться к этому явлению как естественному экономическому процессу. Специалисты уезжали, уезжают и будут уезжать. При этом в Казахстан тоже приезжают профессионалы из других стран: они здесь работают, делятся своим опытом, обучают подрастающее поколение, которое в будущем может прийти им на смену. Получается своеобразный экспорт знаний и трудовых ресурсов.

В 2021 году больше всего казахстанцев переехало в Россию – 21.178 человек. Также в тройке лидеров Германия и Польша, 2.447 и 250 человек соответственно. И эту статистику социологи не считают особенно критичной, уверяя, что на протяжении последних лет количество мигрирующих из Казахстана остается стабильным – около 20 тысяч в год. Специалисты отмечают, что переезды отошли от формата «стихийных», как было несколько лет назад: сегодня это взвешенные и обдуманные решения, а, значит, вероятность возвращения обратно на родину близка к нулю.

– Чаще всего перед переездом человек уже был в стране назначения в качестве туриста, он видел, какие там условия, может, даже жил некоторое время и подыскал работу. Поэтому он уже приблизительно осведомлен об условиях жизни там, а, значит, уже взвесил все за и против. И если все «против» его не остановили, то и обратно в Казахстан он вряд ли вернется, – говорит Ольга Симакова.

«Зеленый» билет… к мечте?

На четвертом месте в списке популярных направлений для переезда казахстанцев – США. В этом году на ПМЖ туда переехали 246 бывших граждан РК – и это только те, кто сменил гражданство. На самом же деле число желающих уехать в Америку значительно выше. Об этом говорят и социологи, и официальная статистика по количеству онлайн-заявок на участие в ежегодной миграционной лотерее Green Card. Так, чтобы получить визу в 2021 году, в розыгрыше 2019 года приняли участие 67.593 казахстанца. Из них 2.406 человек стали победителями – и это абсолютный рекорд за все время. Для сравнения, в 2019 по «грин-карте» из страны уехали 1.584 человека, в 2018 – 886.

Стремительно растет число желающих уехать из Казахстана в США: в 2008 году количество участников лотереи составляло 8,8 тыс. человек, а в 2018 году достигло 82 тысяч, показав за десять лет рост в 10 раз. Социологи и демографы сходятся во мнении, что большинство участвующих в лотерее рассматривают «зеленую карту» как ключ к благополучию, но отмечают, что эти мечты о красивой американской жизни не всегда соответствуют действительности.

– Тема американской мечты была и остается актуальной по сей день. И одна из причин – устойчивая экономика США, которая предоставляет больше возможностей для развития бизнеса, – говорит Ольга Симакова.

Мнение социолога разделяет и эксперт в области народонаселения Аида Альжанова. Она объясняет, что многих казахстанцев привлекает свобода, обеспеченная верховенством закона в Штатах.

– Это называется «принцип песочницы»: когда прописаны рамочные законы, которые определяют границы, а внутри этих границ можно строить какие угодно замки, – объясняет Аида Альжанова. – Безусловно, эта свобода обеспечивает развитие предпринимательства, так как предпринимательство – это свободный дух, а его очень сложно развить в замкнутом пространстве. Кроме того, сама конституция Штатов построена на идее развития предпринимательства и конкуренции. Поэтому туда в основном переезжают люди, которые, либо уперлись в потолок дома, либо на сто процентов уверены, что их знания пригодятся там. В основном это IT-специалисты, люди, разбирающиеся в точных, естественных науках. То есть нашим экономистам, политологам, юристам там делать нечего, так как там совершенно иные подходы к построению государства, иное законодательство.

Аида Альжанова считает, что еще причинами для переезда казахстанцев являются непринятие политической системы, нестабильность экономики и коррупция.

– С системой можно быть несогласным, можно указывать на ее недостатки, можно прилагать усилия для того, чтобы она менялась, но на это способен не каждый, – говорит Альжанова. – И тогда люди уезжают туда, где, по их мнению, система более «правильная», справедливая или безопасная. Там им будет легче? Нет. Но люди верят, что там их права будут защищены лучше.

Переезжая, люди зачастую меняют комфорт на большую свободу, при этом далеко не все выдерживают период адаптации, который обычно длится от 3 до 5 лет. Люди туда едут за мечтой, но, приезжая, понимают: для поддержания того уровня комфортной жизни, что был у них на родине, работать приходится в разы больше.

– Может быть, еще какая-то магия действует, самовнушение о том, что там точно лучше, что там обязательно все получится. Но так происходит далеко не всегда, – уверяет Ольга Симакова. – Мы знаем множество историй, когда человек на родине имел определенный статус, был предпринимателем, руководителем, кандидатом наук, а переезжает туда и занимается менее квалифицированным трудом.

Это обусловлено еще и тем, что казахстанские дипломы не признаются в США, и, прилетев за океан, многие должны еще доказать свой уровень профессионализма либо переучиться.

– Судя по опросам, легче переучиться, чем доказать, что ты действительно специалист, говорит Ольга Симакова. – Как показывает практика, не все люди, уезжающие отсюда и считающие себя здесь профессионалами, оказываются там такими же специалистами. Поэтому им порой легче получить другую специальность, чтобы куда-то устроиться. Там и уровень конкуренции выше, и сами требования к специалистам высокие.

Отказаться от бизнеса в пользу океана

Победа в лотерее – это только часть успеха. Не все проходят даже второй отборочный тур, не говоря уже о самом переезде, рассказывает журналисту Forbes.kz бывшая казахстанка Назыма Аксартова. В США, во Флориду, она вместе с супругом и детьми переехала в 2019 году из Алматы. Green Card выиграл супруг – остальные члены семьи получили разрешение на въезд автоматически. Но для того, чтобы получить желаемый документ, им пришлось ждать еще пару лет, по ходу дела собирая все возможные документы, справки из банков, проходя собеседования в посольстве США и т.д.

С получением заветной визы трудности не закончились. Они только начались, смеется Назыма.

– Мы переезжали с маленькими детьми и, конечно, первое, о чем задумались, – это жилье. Снять квартиру на длительный срок из Казахстана мы не могли, так как без американских документов это сделать просто нереально, – говорит Назыма. – Нас выручил друг семьи, он и помог с жильем и работой на первое время. Наш друг – фотограф и оператор мероприятий, и мой муж помогал ему в съемках. На мне были дети, поиск школы и детского сада. Детский сад здесь, кстати, платный и совсем не дешевый.

До переезда в Америку супруг Назымы занимался собственным бизнесом. Сначала это была ресторанная сфера, чуть позже – образовательный центр. Сама Назыма работала хореографом в детском развивающем центре.

– В Штатах найти работу по своей специальности, конечно, сложнее. Наши дипломы нуждаются в подтверждении, часто надо доучиться, чтобы получить сертификат, соответствующий американским нормам. Но я нашла работу в танцевальной студии, веду группы для взрослых. Я не меняла сферу деятельности, а вот супругу пришлось изучать новую область – логистику. Для этого ему нужно было пройти обучение и получить соответствующие документы. Сейчас мы оба работаем.

На вопрос о том, как решились на переезд, оставив здесь отлаженный быт и бизнес, Назыма отвечает: Америка – это детская мечта супруга. Его всегда привлекала страна свободных взглядов. Еще одним фактором для миграции стала возможность путешествовать и пожить на берегу океана.

– Америка состоит из разных штатов, которые находятся в разных климатических поясах, и есть возможность путешествовать по стране, а авиабилеты для перелетов между штатами не такие уж и дорогие. Выбор наш пал на Флориду совершенно случайно – очень хотелось попробовать пожить на берегу океана. Плюс аренда жилья во Флориде относительно недорогая. Рассматривали мы, конечно, большие штаты с большими городами, но у нас маленькие дети, соответственно, денег на проживание тратить пришлось бы больше.

Самой большой трудностью Назыма считает период адаптации, языковой барьер и нюансы, связанные с документооборотом.

– При переезде наш английский был на неплохом уровне, но нам все равно было сложно. Например, чтобы записаться на прием к врачу, я сначала составляла для себя примерный текст, и только потом звонила. В новинку были многие бытовые вещи – заключение договора аренды, подача документов в школу и садик, медицинские страховки и вообще все, что связано с медициной, до сих пор нас удивляет.

На вопрос о том, задумывались ли они с семьей о возвращении на родину, Назыма отвечает, что по Казахстану очень скучают, но переезжать обратно пока не планируют.

Девальвация как стимул переехать

О том, как сложно адаптироваться и доказать свою профпригодность на чужбине, не понаслышке знает и Айя Балтабек. В США она уехала из Казахстана в 2016 году. На родине девушка получила юридическое образование и работала в одной из нефтяных компаний. Причиной переезда стала девальвация тенге, когда за один день ее тенговая зарплата в эквиваленте 3 тысяч евро обесценилась в два раза.

– У меня были большие долги, причем были они в долларах, соответственно, в тенге они стали значительно больше. Я понимала, что если останусь на этом же месте, то верну их только через 12 лет, – вспоминает Айя.

Изначально переезжать в США Айя не планировала – была идея уехать на заработки буквально на пару месяцев. Но, приехав в Штаты, Айя поняла, что США – именно та страна, работая в которой получится решить свои финансовые проблемы. Так как по образованию Айя юрист, то и двигаться решила в этом направлении. Обосновалась в Вирджинии, потом переехала в Нью-Йорк, где и начала подготовку к получению дополнительного образования, так как казахстанский диплом оказался непригоден для трудоустройства.

Профессия юриста – престижная, однако для иммигрантов труднодоступная, так как не всем под силу разобраться с тонкостями американского законодательства. Для подтверждения квалификации юристы должны получить дорогое дополнительное образование, поступить в магистратуру и успешно сдать экзамен на получение юридической лицензии, который многие не проходят. Но Айе удалось. На его подготовку у девушки ушло четыре месяца ежедневной 10-часовой зубрежки.

Сегодня Айя Балтабек работает на Манхэттене и помогает иммигрантам из Казахстана получить необходимые документы для легального проживания на территории Штатов. За месяц она проводит более сотни консультаций и заключает порядка 30 договоров на оформление кейсов для получения «зеленой карты».

По наблюдению Айи, шанс на получение грин-карты есть у каждого, но не все могут им воспользоваться из-за отсутствия гибкости и амбициозности.

– Есть у меня пример, когда ко мне приходили выпускники американских университетов, на обучение которых их родители потратили порядка миллиона долларов, но они не смогли здесь закрепиться, найти себе применение. У них не было предложений о работе, да и сами они не знали чего хотят. Все мои предложения им не подходили. И они уезжали обратно в Казахстан. А есть 18-летний парень, который приехал по программе Work and Travel и за 45 дней смог проявить себя, причем работал где-то на окраине в каком-то кафе. И он приходит ко мне уже с предложением о работе от владельца огромной сети ресторанов на должность помощника повара, причем работодатель сам готов оплатить ему рабочую грин-карту. То есть этот парень сумел убедить работодателя в своей перспективности, смог с ним наладить контакт. И вот у него есть все шансы на получение грин-карты и на успех.

Остановить нельзя выпускать

Ежегодно правительство Штатов выдает грин-карты более чем одному миллиону человек. Желание американского правительства привлечь на свою территорию успешных специалистов объясняется просто: эти люди формируют весомый вклад в бюджет страны. Согласно многочисленным исследованиям, иммигранты оказывают значительное влияние на экономику страны. Только в 2016 году их вклад в ВВП США оценивался в $2 трлн, а сумма уплаченных налогов составила $329 млрд. Кроме того, более 40% компаний из списка Fortune 500 были основаны иммигрантами.

– Самая дорогая инвестиция, которую делает государство, – это бесплатное образование. В Казахстане, как минимум, среднее образование – бесплатное. И страны, в которые идет наибольший поток иммигрантов, получают уже готовые рабочие кадры, которых не нужно обучать за свой счет. Они получают, по сути, готового налогоплательщика, – говорит эксперт в области народонаселения Аида Альжанова, – взять те же Штаты. В лотерее Green Card не могут участвовать люди без среднего образования, а раз оно есть, значит, человек уже может что-то делать. А если приедет человек с высшим образованием? Это вообще ценный кадр.

На вопрос о том, как сделать так, чтобы казахстанские специалисты оставались в стране, эксперты отвечают: работа уже ведется, разрабатываются «патриотические» программы, происходит реформа высшего образования с упором на повышение научно-исследовательского потенциала. Однако результаты этой работы мы сможем увидеть только со временем, может быть, на следующих поколениях. А пока переезд в другие страны – это вопрос не любви к родине, а любви к себе и собственному благосостоянию.

– В Казахстане можно комфортно жить, но для многих людей смысл жизни заключается не столько в комфорте, сколько в самореализации, – подытожила Аида Альжанова.

Дарья Андреева

Rate this article: 
No votes yet