Почему русские в кино в США всегда злодеи? Папа по имени Козел.

Сообщение об ошибке

  • Notice: Undefined index: taxonomy_term в функции similarterms_taxonomy_node_get_terms() (строка 518 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined offset: 0 в функции similarterms_list() (строка 221 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined offset: 1 в функции similarterms_list() (строка 222 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).

Взгляд на фильмы с другой стороны.


В общем экстазе от южнокорейского сериала «Игра в кальмара» как-то подзабылось, с чего вообще стартовал жанр подобных фильмов: одни стараются убить, другие – не умереть. Поднапрягшись, кто-то вспомнит боевик со Шварценеггером «Бегущий человек», более продвинутые – французский фильм 1983 г. «Цена риска», первоисточником которого послужил небольшой рассказ Роберта Шекли. А между тем идее скоро исполнится 90 лет. В 1932 году на экраны Голливуда вышло кино «Самая опасная игра» – по сюжету писатель и охотник из Нью-Йорка Боб Рэйнсфорд путешествует на яхте у побережья Южной Америки. Происходит кораблекрушение, и Боб оказывается на острове, которым владеет загадочное лицо, тоже заядлый охотник. Вскоре писатель находит в комнате дворца человеческие головы и получает предложение: самому сделаться добычей. Ему дадут нож и немножко еды, а если Рэйнсфорд выживет до 4 часов утра, призом станет ключ от домика с лодкой: так он сможет уплыть с острова. По закону хэппи-энда Боб выигрывает схватку, убивает маньяка и покидает «царство тьмы» в объятьях горячей красавицы. И вот тут стоит упомянуть национальность злодея – это русский аристократ Зарофф. Скучающий после бегства из советской России, граф специально заманивает проходящие корабли на камни у острова, а потом охотится на уцелевших пассажиров. Кто-то думает, что в имидже «плохих русских», почти целый век не исчезающих с экранов Голливуда, виновато противостояние социализма и капитализма. Ничего подобного. В кино Запада мы были плохими всегда.

«Пьем водку ради прохлады»

Вариантов обычно два. Если русские ужасные, это нравится и американцам, и зрителям России: им привычно, а нам суровый монстр Petrovitch, принимающий ванну из борща, тоже по вкусу. В тех редких случаях, когда русский хороший, получаются сложности – зрители США не вкуривают, где именно надо обожать врага, а наши откровенно бесятся, глядя на дикую клюкву. Во вполне дружелюбном фильме «Песня о России», снятом в Голливуде в 1944 году, простая колхозница играет на фортепиано произведения Чайковского, а затем разъезжает по деревне за рулем своего личного трактора (!). В итоге кино отказались смотреть и в Штатах, и у нас. Жена последнего русского императора Александра Федоровна, будучи немкой, и то отмечала: «Мифы о России в Европе таковы, что там всерьез полагают – мы употребляем летом водку ради создания приятной прохлады в комнатах». С тех пор ничего не изменилось. Включайте любое западное кино и наслаждайтесь. В неплохом британском сериале «Улицы Потрошителя» о криминале времен царствования королевы Виктории все развивается прекрасно, пока по сценарию не появляются русские. Начинается цирк и балаган. Чиновник посольства России пьет водку из самовара и играет в «русскую рулетку» с револьвером. Констебль показывает фото цыганского ансамбля и комментирует: «Это самый суровый русский спецназ, сущие звери без жалости… казаки».

Дворник с ядерной ракетой

Клише о дореволюционных московитах переносится и на нынешние времена с легкой ретушью. Как объясняют в популярном сериале Homeland:

– Это же русские!

– Что?

– Ты разве не понимаешь? Это все русские!

Глава резидентуры СВР в Берлине сидит в ресторане русской кухни (мы ж другую не едим) – и, разумеется, пьет водку. Главный киллер российской разведки – чеченец по имени Василий Ковач (!), бывший участник тамбовской ОПГ. Один агент жутко пугается угрозы лишить его дачи на Черном море и соглашается на любые условия – ибо непонятно, как жить дальше. Для заработков российские шпионы переправляют в Европу проституток: видимо, зарплату им выплачивают нерегулярно, Россия очень бедная. В свое время я спрашивал в США актера Олега Видова об этих особенностях Голливуда – они что, реально так представляют себе русских? «Реально, – скучно подтвердил ныне покойный Олег Борисович. – И доказывать им обратное бесполезно. Раньше американцы считали, что мы самые злые и грозные, потом – что самые нищие и у нас любой дворник за пару долларов с помойки ядерную ракету вынесет. В итоге эти два понятия у них прочно смешались. Не смотри, с ума сойдешь. Они честно пытались сделать злодеями в фильмах арабов – не катит, северокорейцев – кисло. Вернулись к старым добрым русским, и зритель выдохнул спокойно: теперь все как надо».

На серьезных щах

Я не возражаю против карикатурных русских в комедиях. Сериал от HBO «Великая» про Екатерину Вторую – дикий винегрет, я его смотреть не смог. Но лента заявлена как «абсурдистский скетч», и придираться глупо. У нас самих снят «Человек с бульвара Капуцинов», где клише на клише, зато действительно смешно. Однако часто в Голливуде экранизируют псевдоисторические романы об СССР «на серьезных щах», и смотреть это без истерики невозможно. У американского писателя Тома Роба Смита в романе «Колыма» о сталинском времени содержатся столь глубокие познания о Советском Союзе, что натурально зависть берет. Отдел по расследованию убийств в Москве находится в булочной под вывеской «Фабрика пуговиц № 14». Зачем? Для конспирации. В книге все персонажи либо зэки, либо чекисты – у нас другого народа нет. Православная церковь при Сталине покровительствует частным (!!!) детским домам. Я не закончил, подождите. В другой книге Смита, «Малыш 44», есть директор школы Владимир Козлович Каплер. То бишь его папу звали Козел – нормальное такое русское имя. В городе Вольске открыт частный ресторан, но его хозяин лишь маскирует нелегальную торговлю водкой. В коммунальных квартирах чужие люди живут в одной комнате. Фильм по «Малышу 44» в России запретили: я понимаю почему. Для здоровья. Наши зрители со смеху бы померли.

Девственность партбилета

Я считаю, бороться с этим не нужно. Видов в свое время учредил в Голливуде союз советских актеров «Настоящие русские», слал протесты режиссерам – конечно же, это не помогло. Персонажи в фильмах о русских востребованы следующие: монстры, убийцы или комсомолки, очарованные западным образом жизни. Первая такая появилась в фильме «Ниночка» 1939 года по сценарию Билли Уайлдера – там убежденная коммунистка (ее сыграла Грета Гарбо) едет в Париж продавать бриллианты царской аристократии (они принадлежат великой княгине с природным русским именем Свана), но влюбляется во французского графа. В СССР картину, ясное дело, запретили. В фильме «Из России с любовью» советский дипломат Татьяна Романова теряет в объятьях Джеймса Бонда девственность своего партбилета. В конце девяностых восторженными комсомолками в Голливуде становятся даже мужчины из СССР. В «Отряде «Дельта-3» (снят в 1991 году) советский спецназовец шепчет, что главная мечта его жизни – уехать в Америку. Но он не красивая девушка с обалденным бюстом, поэтому беднягу убивают. Кстати, погибшего зовут Пиетре Иванович. Нет, это не отчество, а русская фамилия.

Провал красного Шварца

Стало быть, история плохих русских в американском кино насчитывает уже 90 лет. Нельзя сказать, что не было эволюции. Вместо Зароффых родились Ивановичи и Ковачи. Пресыщенного аристократа-убийцу оттеснили генералы КГБ с железными зубами и фамилиями Гоголь и Грубозабойщиков (фильмы про Бонда), затем их заменил русский олигарх Алексий Петровитч (роль французского актера Жана Рено в фильме «Роллерлбол») и террорист-авиаугонщик Егор Коршунов (роль Гэри Олдмана в «Самолете президента»). Пожалуй, откровенно хорошего русского удалось показать лишь Шварценеггеру в «Красной жаре», но, как я уже сказал выше, американская публика такое не ценит. Бюджет фильма с Арнольдом был $29 миллионов, а собрал он лишь $35 миллионов – не провал, конечно, но успехом это тоже назвать язык не поворачивается. С тех пор с экранов Америки на зрителя каждый год пачками сыплются столь дикие русские, что хоть святых выноси. Так вернее и коммерчески выгоднее.

Махните рукой. Нам пора прекратить возмущаться и говорить: «Блин, ну это же бред!»

Давайте тихонько отойдем в сторону и не будем мешать им сражаться с воображаемыми русскими злодеями.

Георгий Зотов

Rate this article: 
Average: 5 (1 vote)