Почему отцы-основатели не предусмотрели этот сценарий: когда президент не хочет уходить?

Сообщение об ошибке

  • Notice: Undefined index: taxonomy_term в функции similarterms_taxonomy_node_get_terms() (строка 518 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined offset: 0 в функции similarterms_list() (строка 221 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined offset: 1 в функции similarterms_list() (строка 222 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).

Историки утверждают, что отцы-основатели не готовились к президенту, который отказывается уйти в отставку.

В пятницу  27 ноября президент Трамп снова отрицал результаты выборов, оказывая давление на государственных чиновников в Мичигане и Джорджии, чтобы они отвергли волю избирателей, демонстрируя, что он может отказаться уступить власть избранному президенту Джо Байдену.

Но те, кто обращается к отцам-основателям нации или к конституции, которую они создали, за ответом, есть ли решение для этого кризиса, окажутся с пустыми руками. По словам трех историков и профессора конституционного права, в Конституции ничего не говорится о том, что делать, если президент отказывается уйти в отставку по истечении срока его полномочий.

«Нет, создатели не предполагали, что президент откажется уйти в отставку или что следует делать в такой ситуации», - сказал принстонский историк Шон Вилентц. «Очевидно, что в Конституции об этом нет ничего».

«Это непредвиденное обстоятельство, о котором никто не думал до этой осени», - сказал историк Джек Раков, почетный профессор Стэнфордского университета.

«Мы - историки - гордимся тем, что говорим: «Не волнуйтесь, это уже случалось раньше» или: «Беспокойтесь, это случалось раньше», - сказал Джеффри А. Энгель, директор-основатель Центра президентской истории из Южного Методистского университета. «Но сейчас все историки могут сказать только одно: «Мы находимся в совершенно неизведанных водах».

Недавно Энгель попросил аспирантов и студентов, связанных с центром, чьи области исследований варьируются от Джорджа Вашингтона до Трампа, бросить все, что они делают, и поискать какие-либо исторические факты или параллели.

«Все сказали, что ничего не получили», - сказал Энгель.

Конституция гласит, что президентский срок истекает через четыре года.. Конгресс определил, что первый срок полномочий Вашингтона официально начнется 4 марта 1789 года. 4 марта стало фактической датой инаугурации, пока 12-я поправка не сделала его официальным в 1804 году. Затем, в 1933 году, 20-я поправка перенесла эту дату на 20 января и уточнила, что срок полномочий президента истекает в полдень.

Энгель сказал, что этому следовали буквально на протяжении всей истории США, когда это было одновременно легко и сложно. Он указал на День инаугурации в 1989 году, когда заканчивался второй срок Рональда Рейгана, а его вице-президент Джордж Х.В. Буш собирался вступить в должность президента. В конце своего последнего ежедневного брифинга в Овальном кабинете тем утром Рейган сказал: «Хорошо. Что ж, думаю, я закончил», - и достал из кармана ядерные коды, чтобы передать их Колину Пауэллу, советнику по национальной безопасности. И Пауэлл сказал: Президент, вы должны удерживать их, пока вы не перестанете быть президентом» - то есть до полудня.

По словам Энгеля, некоторые проигравшие кандидаты в президенты, например, Эндрю Джексон в 1824 году, Ричард Никсон в 1960 году и Эл Гор в 2000 году, имели больше оснований, чем Трамп, для правовой защиты, «но ни один из этих людей никогда не намекнул, что они не собираются уважать законный авторитет того, кто в итоге выиграл процесс».

В кампании Байдена говорилось, что, если Трамп откажется уехать 20 января, «правительство Соединенных Штатов вполне способно вывести нарушителей из Белого дома». Но это просто «здравый смысл», сказал Виленц, а не документально подтвержденный процесс, описанный в Конституции или любом другом законе.

Но разве отцы-основатели не были одержимы борьбой с тиранией потенциального диктатора? Разве они не беспокоились постоянно о чрезмерно большой власти президента?

Большинство из них, да, но не все. Во время Конституционного съезда 1787 года Александр Гамильтон высказал идею о пожизненном служении президентов, но, когда его поставили на голосование, это предложение отклонилось 4 против 6.

Сила, которая больше всего пугала многих отцов-основателей, это власть главнокомандующего.

Хотя это не обязательно связано с поражением на выборах, «было много дискуссий о возможности того, что президент, контролирующий армию, может отказаться подчиняться конституции», - сказал Майкл МакКоннелл, профессор конституционного права в Стэнфорде и автор новой книги. «Президент, который не стал бы королем: исполнительная власть в соответствии с Конституцией».

На ратификационной конференции в Вирджинии Патрик Генри сказал, что американскому вождю легко получить абсолютную власть, поскольку армия в его руках и потребуется длительный период переговоров с этим президентом, чтобы он ушел от власти.

Губернатор Моррис, написавший преамбулу к Конституции, предупредил, что, если президент будет ограничен одним сроком, он может «не пожелать оставить свое возвышение ... он будет владеть мечом, разразится гражданская война, и командующим армией будет деспот Америки».

Пожалуй, самое зловещее, что один видный пенсильванец, назвавший себя «Старым вигом», написал об этом в «Антифедералисте № 70», и его стоит процитировать подробно: «Давайте предположим, что этот человек был фаворитом своей армии, а они - не желают расставаться со своим любимым главнокомандующим ... и нам остается только предположить еще одно, что этот человек лишен добродетели, умеренности и любви к свободе, которыми обладал ум нашего покойного генерала Вашингтона - и эта страна сразу будет вовлечена в войну и тиранию.

Мы также можем предположить, не выходя за рамки вероятности, что этот человек может не иметь материальных средств в частной жизни для поддержания  своего прежнего достойного положения; что, как и Цезарь, он может быть одновременно и амбициозным, и бедным, и глубоко погрязшим в долгах. Такой человек скорее умрет тысячей смертей, чем опустится с высоты великолепия и силы в безвестность и жалость».

Некоторые основатели, поддержавшие Конституцию, все же предсказывали, что это не остановит президента от захвата власти.

«Первый человек, которого поставят у руля, будет хорошим», - сказал Бенджамин Франклин, имея в виду Вашингтон. «Никто не знает, что будет потом. Исполнительная власть здесь, как и везде, будет расти, пока не закончится монархия».

Почему же основатели не спланировали этот конкретный сценарий, когда президент просто отрицает, что он проиграл выборы? Потому что они даже не могли этого понять, сказал Энгель.

«Они не могли понять двух вещей: человека, ставшего президентом, который настолько лишился классической добродетели, что соизволил бы поставить свои собственные интересы выше единства страны. А во-вторых, я думаю, они не могли понять, как президент, который так ярко проявляет пренебрежение к единству страны, высмеивает и подрывает легитимность американской демократии, почему этот человек уже не был подвергнут импичменту и снят с должности».

 

Джиллиан БРОКЕЛЛ

Rate this article: 
Average: 5 (1 vote)