Первый фестиваль русских театров состоялся!
Сообщение об ошибке
- Notice: Undefined index: taxonomy_term в функции similarterms_taxonomy_node_get_terms() (строка 518 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
- Notice: Undefined offset: 0 в функции similarterms_list() (строка 221 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
- Notice: Undefined offset: 1 в функции similarterms_list() (строка 222 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
Организатором фестиваля стала Светлана Соколова, президент AARCE.
Впервые под Вашингтоном, в прекрасном театральном зале городка Колумбия прошел Фестиваль русских театров Америки «Ваш Выход!».
Можно задаться вопросом, почему именно в этих местах регулярно проходит фестиваль детских и юношеских русскоязычных театров – в июне мы присутствовали уже на 8-м таком празднике, – а теперь стартовал и «взрослый» театральный фестиваль.
Ответ будет прост. Живет в этих местах Светлана Соколова, энтузиастка, человек, преданный русской культуре, русскому языку и любящий театральное искусство.
Помню, как четыре года назад Светлана собирала в своем доме небольшую горстку тех, кто болеет театром. Тогда шли разговоры о возможности проведения фестиваля для взрослых в Канаде, Германии, разных штатах Америки.
Все же на Светлане и ее помощниках уже «висел» детский фестиваль и для того, чтобы взвалить на себя второе такое грандиозное «мероприятие», требовалось мужество. Но получилось как всегда: дело делает тот, кто хочет и умеет его делать.
Первый день фестиваля пришелся на субботу 29 сентября. На старте фестиваля мэрилендский театр «Эксперимент» под руководством Ирины Рогозиной показывал премьеру этого года – спектакль «Бешеные деньги» по пьесе Островского.
Наш журнал уже писал об этом ярком и зрелищном представлении. Мы приехали в театр, когда спектакль уже подходил к концу.
И опять, как в случае с детским фестивалем, первым человеком, которого мы увидели, войдя в декорированный греческими колоннами обширный холл, была Светлана Соколова, одетая то ли греческой богиней, то ли греческой музой, в белой тунике и диадеме.
Несмотря на царственный наряд, Светлана была вполне доступна для общения. Первым делом она познакомила нас со спонсором – виноделом из Северной Каролины.
Бывший «афганец», ныне живущий в Америке, Андрей Медведев оказался давним спонсором театральных фестивалей. Он снабжает их вином, изготовленным на его винодельне из сортов, выращенных на местных виноградниках.
Пока артисты театра «Эксперимент» доигрывали свой спектакль, мы сумели поговорить и со Светланой, и со спонсором Андреем Медведевым, и с Максимом Гороховым, ведущим праздник.
Максим к тому же – режиссер. 30 сентября его Балтиморский художественный Акомедический театр представил на суд зрителей сцены из спектакля «Еще раз о голом короле» по пьесе Леонида Филатова.
В первый день фестиваля мы посетили мастер-класс нью-йоркского режиссера Льва Шехтмана и увидели спектакль «Маленькие трагедии» по Пушкину, привезенный филадельфийским театром «Терра инкогнита», возглавляемым Эдуардом Жефарским.
Мастер-класс Льва Шехтмана привлек очень многих – актеров и неактеров. Мастеру было что сказать. Он – работающий режиссер, ставящий и в Америке, и в России.
В 2017 году в содружестве с продюсером Михаилом Галкиным он основал Театр русских актеров (ТРАКТ) в Нью-Йорке.
Спектакль этой труппы «Раскольников и процентщица. История любви» в постановке Льва Шехтмана прошел на второй день фестиваля.
Разговор на Мастер-классе Льва Шехтмана получился живой и интересный. Именно разговор, ибо мастер не читал лекцию, а задавал провокационные вопросы, на которые присутствующие отвечали с разной степенью подготовленности или остроумия.
Лев Шулимович прочитал самое начало пьесы Чехова «Три сестры» и вызвал «на ринг» трех женщин из аудитории. Каждая из них должна была задуматься, в каких отношениях она находится с другими сестрами в этой первой мизансцене. Трактовка Шехтмана показалась мне весьма убедительной.
Маша, пришедшая к сестрам в черном платье (в трауре по умершему год назад отцу), находится в некотором антагонизме с младшей сестрой – Ириной, стоящей у окна в белом платье, надетом в честь ее именин, а старшая сестра Ольга, в синем учительском платье, – некое примиряющее начало между ними.
Режиссер своим цепким взглядом ухватил то, что обычному читателю пьесы даже и в голову не придет. Никогда не обращала внимания на «три цвета», в которые одеты три сестры в начале пьесы.
Благодаря Шехтману, увидела сцену новыми глазами.
Театр-студия «Терра инкогнита» из Филадельфии, руководимый Эдуардом Жефарским, молод во всех смыслах. И существует недавно, и актеры в нем совсем юные.
Тем сложнее стояла перед ними задача – сценически воплотить текст гениальных «Маленьких трагедий» Пушкина.
Мне показалась удачной компановка пушкинских мини-пьес. В начале и конце композиции звучал «Пир во время чумы». В композицию также вошли «Моцарт и Сальери» и «Каменный гость».
Весь спектакль отчетливо нес тему любви и предательства.
В перерывах между действием актеры в бешеном темпе показывали чудеса акробатики. Эти танцевально-акробатические этюды чем-то напоминали греческий хор, сопровождавший действие трагедий во времена Эллады.
И хотя хор этот превратился в танцевально-акробатическую группу, приобрел новый вид, – он не утратил своих функций сопровождения и комментирования происходящего. Во всяком случае, это хорошо было явлено в сцене гибели Дон Гуана от руки Командора. Статуя Каменного гостя была сложена – как гимнастическая пирамида – из тел актеров-акробатов.
Были золотинки, такие как «песня Мери», спетая артисткой без сопровождения, на большом градусе драматизма.
Мне понравился молодой актер, сыгравший всех протагонистов «Маленьких трагедий» – Вальсингама, Сальери и Гуана. К сожалению, хрестоматийный текст, известный как минимум четверти зала, временами искажался, что досадно.
Еще досаднее, когда Моцарт не может правильно произнести название арии из своей оперы, тоже хрестоматийное: Voi che sapete.
Но повторю: театр молод и еще успеет приобрести мастерство. Главное: энергия и желание работать – у этих ребят есть.
Тридцатого сентября зрители увидели три спектакля, два из которых я уже назвала, назову и третий: «Свободная пара» по Дарио Фо в исполнении «Антрепризы Денисовой», прибывшей в Мэриленд из Хьюстона. Режиссер-постановщик спектакля Анна Щелокова.
Итак, первый фестиваль русских театров Америки, о необходимости которого так долго говорили театралы, свершился.
Теперь на него будут ориентироваться все последующие фестивали. И дай Бог, чтобы они БЫЛИ и их было много!
Ирина Чайковская,
Большой Вашингтон
"Чайка"