Небесный покровитель православной Америки
Вера.
В этом году весь православный мир готовится к знаменательному событию — 220-летию со дня рождения и 40-летию прославления в лике святых Святителя Иннокентия Московского, просветителя Америки и Сибири.
В одном из крупнейших российских издательств «Вече» готовится к выходу в свет пьеса писателя Алексея Черткова «Благовестие апостола Иннокентия», над которой автор работал несколько лет.
Наш корреспондент попросил писателя рассказать о своем произведении.
- Что побудило вас к созданию пьесы на православную тематику?
- Прежде всего – многогранность личности и масштабы миссионерской деятельности святителя Иннокентия, распространившиеся на народы Аляски и Чукотки, Алеутские, Командорские и Курильские острова, Камчатки, Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Немаловажным фактором стало и то, что имя святителя Иннокентия навсегда связано с таким важным историческим явлением как «Русская Америка». Именно благодаря апостольскому подвигу святителя Иннокентия, возглавляемой им духовной миссии, а также предшественников и последователей, люди на Аляске и поныне знают русский язык, исповедуют православие. Об этом не так давно поведал американский исследователь Джеффри Макдональд, преподававший в семинарии на острове Кадьяк (Аляска): «Сами местные жители твердо держатся православия и не хотят от него отступать… До сих пор еще остается много людей, которые говорят на русском языке. И славянский язык используется на богослужениях по всей Аляске».
Мне было крайне интересно изучить и понять феномен миссионерских деяний святителя Иннокентия, передать свои ощущения современным читателям.
- Как можно по прошествии времени оценить масштабы деятельности этого православного святого?
- Святителя Иннокентия (Вениаминов) по праву называют небесным покровителем православной Америки и Сибири. Благодаря своему миссионерскому подвигу, богословским и научным трудам имя апостола-просветителя занимает особое место в мировой и отечественной истории. Его участие в государственных делах способствовало подписанию в 1858 г. исторического Айгунского мирного договора между Россией и цинским Китаем, установившим русско-китайскую границу; развитию русских колоний в Северной Америке вплоть до продажи Аляски в 1867 г. Святитель Иннокентий был первым епископом Камчатской, Курильской и Алеутской епархии (1840 г.), а затем и Якутской области (1852 г.), стал организатором Православного миссионерского общества (1870 г.), Православной миссии в Японии, исходатайствовал перед Синодом повсеместное празднование памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Святитель Иннокентий составил алфавит и грамматику алеутско-лисьевского языка и перевел на него Катехизис, Евангелие и многие молитвы. Благодаря организаторским и научным трудам святителя в 1859 г. впервые услышал Слово Божие на богослужении, состоявшемся на родном языке, народ саха.
Мне импонируют слова святителя Иннокентия: «Яко мы сыны Церкви и сыны России».
- Какие труды святителя наиболее почитаемы и почему?
- Актуальность произведений просветителя не устаревает и по прошествии времени. Активно используется и цитируется в православной литературе в наши дни сочинение апостола Америки и Сибири «Наставление священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращённых в христианскую веру». Другое произведение святителя Иннокентия «Указание пути в Царство Небесное» (1833 г.) было переведено на многие языки народов Сибири и выдержало более 40 изданий. Оно является непревзойденным по ясности изложения христианских заповедей богословским сочинением.
Свои этнологические наблюдения о народах с Алеутских островов, «лежащих на рубеже Тихого и Берингова морей», святитель Иннокентий обобщил в трехтомном сборнике «Записки об островах Уналашкинского отдела» (1840). Этот труд получил высокую оценку ученых и был удостоен Демидовской премии. В своих трудах и письмах апостол-миссионер предстает как государственный деятель, радеющий за свою паству, местные народы, заботящийся об экономическом обустройстве переселенцев, укреплении границ России на Тихоокеанском побережье Северной Америки.
- Чем отличается ваша пьеса от других произведений о святителе?
- Если в прозаической форме пьесы о святителе Иннокентии известны театралам, то пьеса о нем в стихах написана впервые. Предлагаемый мной формат произведения отличается особой эмоциональностью по эффекту воздействия на читателя, а впоследствии, надеюсь, и зрителя, так как создан высоким поэтическим слогом, основанным на богословских традициях.
Действия пьесы «Благовес-тие апостола Иннокентия» происходят не только на Аляске, но и в Сибири, Якутске, Петропавловске, Благовещенске, Москве. Излагаемые события сопровождаются величественной классической музыкой и церковными песнопениями. В работе над произведением я опирался на первоисточники – прижизненные издания трудов апостола-миссионера, а также на его сочинения и письма в 7-ми томах «Святитель Иннокентий Московский, просветитель Америки и Сибири», увидевшие свет в 2012 году. Пьеса написана на документальной основе, подлинных событиях жизни православного святого.
Николай БЕЛОВ
Related articles
- В Нью-Йорке состоялся Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви. Избран новый Первоиерарх.
- Украинская православная церковь заявила о независимости от Московского патриархата
- Папа римский: патриарх Кирилл во время разговора 20 минут оправдывал войну
- Священника оштрафовали на 35 тысяч за слова против войны: «Прийти в храм и делать вид, что ничего не случилось, невозможно»
- Православный американец помолился в деревне Кукуево Тверской области