Выставка художников второй волны эмиграции

Сообщение об ошибке

  • Notice: Undefined index: taxonomy_term в функции similarterms_taxonomy_node_get_terms() (строка 518 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined offset: 0 в функции similarterms_list() (строка 221 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined offset: 1 в функции similarterms_list() (строка 222 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).

«Русские художники Нью-Йорка. 1950-2015. Из частных коллекций»

Наш собеседник – Марина Адамович, главный редактор «Нового Журнала».

– Марина, не могли бы Вы рассказать нашим читателям о предыстории этой выставки, о тех художниках, кто стоял у ее истоков.

– Выставка «Русские художники Нью-Йорка. 1950-2015. Из частных коллекций» уникальна во всех смыслах. За последние 65 лет – это лишь третья совместная выставка работ русских художников послевоенной эмиграции. Первая была организована усилиями художников Владимира Шаталова и братьев Михаила и Виктора Лазухиных в 1983 году. В ней приняли участие Юрий Бобрицкий, Сергей Бонгарт, Сергей Голлербах, Михаил и Виктор Лазухины, Владимир Одиноков, Константин Черкас и Владимир Шаталов. Выставка состоялась в галерее «Ньюман энд Сандерс» (Филадельфия). «В задачу не входило показать Америке что-то специфически русское, а просто собрать вместе художников русской эмиграции, оказавшихся в Америке», – вспоминает Сергей Голлербах.

– Проведение выставок в таком «временном формате» получило дальнейшее развитие?

– Вторая совместная выставка художников-эмигрантов (В. Шаталов, С. Голлербах, В. Одиноков и М. и В. Лазухины), была устроена миссией Российской Федерации при ООН в Нью-Йорке. Она была приурочена к 50-й годовщине победы над фашистской Германией. Бывший тогда послом Российской миссии Сергей Лавров преподнес каждому участнику грамоту. По словам Сергея Голлербаха «это было первым шагом нашего возвращения на родину искусством, о чем каждый из нас мечтал после крушения Советского Союза». К сожалению, следующий шаг был отложен на несколько десятков лет.

– Как сложилась дальнейшая судьба работ этих художников, попали ли их работы на родину, о чем они мечтали или разошлись по частным коллекциям в зарубежье?

– Выставляясь в галереях США, приобретя известность в американских художественных кругах, при жизни художники послевоенной эмиграции не встретились больше на одной площадке – как единый круг единомышленников, пусть разных по стилю и эстетике, но объединенных общей судьбой и единым истоком их творчества – русской культурой. Впрочем, своими работами некоторые из них все-таки вернулись на родину: в Третьяковской галерее и Государственном Русском музее есть полотна Голлербаха, Лазухиных, Шаталова; музеи Воронежа и Нижнего Новгорода также приобрели в свои собрания произведения некоторых художников.

– Кто из ныне здравствующих, из этой славной когорты художников участвовал в нынешней выставке?

– Из прежних участников лишь Сергей Голлербах мог принять личное участие в обсуждении концепции третьей совместной выставки, в ее оформлении. Работы остальных для экспозиции предоставили дети и близкие художников, из своих личных коллекций. В выставке принимает участие еще один художник-эмигрант послевоенной волны – Вероника Гашурова, ученица Сергея Голлербаха. Представленные работы выполнены в разных стилях и вполне отражают всю палитру творческого поиска художников послевоенной эмиграции, разные периоды их творчества.

И еще одна особенность данной выставки: работы, представленные на ней, никогда прежде не выставлялись для широкого обозрения. После однодневной выставки в Нью-Йорке они вернулись к своим владельцам. Тем не менее, организаторы выставки надеются, что за этим шагом последуют другие – и творчество русских художников Зарубежной России, эмигрантов послевоенной волны, станет известно не только в США, но и на родине.

Юрий Сандулов,

Нью-Йорк,

фото автора

Rate this article: 
Average: 2.9 (22 votes)