Маэстро из большого Вашингтона
В Вашингтоне от ковида на 90-м году жизни скончался дирижер Леонид Шульман.
Коварный COVID-19 унес жизнь дирижера мирового уровня, яркого представителя подлинной российской интеллигенции в США, Леонида Абрамовича Шульмана. Ему было 89 лет. «Дирижер высочайшего класса, блистательной петербургской школы, с огромным опытом работы, и в то же время, вполне доступный человек, с которым очень легко общаться», – так о Леониде Абрамовиче отозвался его друг Юлий Зислин – музыкант, литератор и основатель «Вашингтонского музея русской поэзии и музыки».
Всю свою жизнь Леонид Абрамович был тесно связан с музыкой. Судьба свела его со многими великими дирижерами, музыкантами, певцами и композиторами, произведения которых он исполнял на протяжении своей деятельности.
Леонид Абрамович Шульман родился в Запорожье 22 декабря 1931 года. Его семья переехала в Киев, где он закончил музыкальную школу, а потом и Киевскую консерваторию. В начале 60-х годов он поступил в Ленинградскую консерваторию на дирижерский факультет, где учился у выдающихся профессоров И. Мусина и Н. Рабиновича, выпустивших плеяду дирижеров мирового уровня: Юрий Темирканов, Марис Янсонс, Валерий Гергиев, Неме Ярви, Юрий Симонов, Семен Бычков, с которыми Шульмана по жизни связывали профессиональные и дружеские отношения.
Леонид Абрамович также участвовал в мастер-классах К. Кондрашина и Г. Караяна. По окончании Ленинградской консерватории Леонид Абрамович дирижировал симфоническим оркестром в Иркутске, Луганске и симфоническим оркестром Государственной филармонии на КМВ в городе Кисловодске, где прошла его основная деятельность – с 1972 по 1994 год.
Северо-Кавказская государственная филармония им. В.И. Сафонова в Кисловодске – одна из трех крупнейших концертных организаций России, наряду с Московской и Петербургской. На этой сцене всегда считали за честь выступить выдающиеся мастера классической музыки и эстрады. Эта сцена помнит выступления Шаляпина, Ростроповича, Кисина, оркестра Мариинского театра под управлением Гергиева, оркестра Спивакова «Виртуозы Москвы», Мацуева, Луганского и других.
Чтобы держать марку такой знаменитой сцены и создавать славу симфоническому оркестру, нужен был большой мастер своего дела, и таким мастером и вдохновителем был Леонид Шульман в годы своей работы в Кисловодске. В его активе – исполнение сотен концертов классической и современной музыки по всему Советскому Союзу, а также гастроли по Италии с симфоническим оркестром Артуро Тосканини. Вот лишь некоторые из имен, с которыми ему проходилось работать и выступать на своих концертах: солисты Большого театра Владимир Атлантов и Елена Образцова, знаменитый виолончелист Мстислав Ростропович, пианисты Бэлла Давидович, Лазарь Берман, Виктор Бунин, композиторы Игорь Рехин, Вениамин Баснер, Григорий Фрид.
Леонид Абрамович являлся первым исполнителем камерной монооперы Григория Фрида «Дневник Анны Франк». В 1960 году московский композитор Григорий Фрид прочел книгу «Дневник Анны Франк» и создал оперу по ее мотивам – тяжелую и совсем не детскую историю о 13-летней еврейской девочке, погибшей в нацистском концлагере. Ее дневник стал особым памятником, запечатлевшим ужасы войны. Эта опера была впервые исполнена на сцене Государственной филармонии в Кисловодске, дирижировал ею Леонид Абрамович Шульман. В 2004 году он дирижировал этой оперой и в Америке, в музее Холокоста в Вашингтоне. Это была американская премьера. В осуществлении этой постановки принял непосредственное участие Юрий Темирканов – он помог найти спонсоров и музыкантов из Балтиморского симфонического оркестра, дирижером которого он являлся в то время. Таким образом, Леонид Абрамович явился первым исполнителем этой оперы не только в России, но и в США. Сейчас это произведение уже широко исполняется на всех мировых сценах.
В годы своей деятельности в Кисловодске Леонид Абрамович вел большую просветительскую работу. Он организовал интеллектуальный клуб любителей кино в Кисловодске, где регулярно демонстрировалось авторское кино, которое порой нельзя было увидеть на большом экране – это были фильмы Тарковского и другие фильмы, поднимающие нравственные и социальные проблемы, не одобряемые цензурой.
Крепкие дружественные связи связывали Леонида Абрамовича с директором музея Ярошенко в Кисловодске Владимиром Секлютским. Из этого содружества рождались яркие встречи с интересными людьми, музыкальные вечера, лекции по музыке, организовывались выставки картин местных художников, на которые собиралась вся интеллектуальная элита города.
В 1994 году Леонид Абрамович переехал в США. Все это время он жил в Арлингтоне, штат Вирджиния, и его никогда не покидали энтузиазм и жажда деятельности. Он всегда был в курсе всех музыкальных новинок, премьер, концертов, опер, регулярно посещал все оперы и симфонические концерты Вашингтонского национального оркестра, лично был знаком с его дирижером Дж. Носеда. После концертов всегда заходил к нему в гримерную и обсуждал очередной концерт, делился своими советами по поводу исполнения или трактовки исполненного произведения. Носеда очень ценил эти советы.
Леонид Абрамович всегда с большим удовольствием посещал все концерты в Российском культурном центра в Вашингтоне. Большую профессиональную помощь он оказывал Ассоциации русского языка, культуры и образования (президент Светлана Соколова). Он был почетным членом жюри Детского театрального фестиваля, арт-фестиваля «Планета искусств – Вашингтон» и детского конкурса чтецов «Живая классика» на протяжении многих лет.
Леонид Абрамович охотно делился своим профессиональным опытом с молодыми артистами и начинающими дирижерами. Он всегда был открыт для консультаций и репетиций.
Леонид Абрамович был очень светлым и доброжелательным человеком. Он очень любил жизнь и боролся за нее до конца! Он всегда был готов помочь тем, кто нуждался в помощи. Когда же помощь потребовалась ему, и коварная болезнь не дала родным и друзьям возможности навещать его в больнице, все тяготы и заботы легли на плечи медсестер, которые трогательно заботились о нем. Даже за те немногие последние дни, проведенные в госпитале, он буквально влюбил в себя всех медсестер, и они каждый раз говорили, какой он необыкновенный человек. По словам медсестры, которая была с ним в последний час, он ушел тихо и мирно, и теперь находится в лучшем мире.
Смерть маэстро – невосполнимая утрата для русскоязычной общины Большого Вашингтона и для всех тех, кто знал Леонида Абрамовича и работал вместе с ним. Память о Леониде Абрамовиче Шульмане навсегда останется в наших сердцах!
Ольга Криченко
Редакция газеты «Русская Америка» выражает глубокие и искренние соболезнования жене Леонида Абрамовича Нине Павловне, родственникам и близким друзьям маэстро Шульмана.