«У бога есть чувство юмора»

Почему американцы выбирают православие?

Старейшему русскому храму в Северной Америке в этом году исполняется 150 лет, а вообще православию на Американском континенте – более двух веков. В чем его самобытность, каковы традиции и чем они привлекают граждан США – в материале РИА Новости.

Земля алеутов и индейцев

«Сегодня Православная церковь в Америке объединяет все этнические группы и повсеместно присутствует в США, Канаде и Мексике», – отмечает епископ Санта-Роузский Даниил (Брум).

Первым православным миссионером в Америке был русский монах – преподобный Герман Аляскинский, приплывший с несколькими насельниками Валаамского монастыря на Аляску в 1794 году для проповеди Евангелия среди местных жителей. Миссионеры обосновались на островах Кадьяк и Спрус (Еловый). А первым Алеутским епископом стал святитель Иннокентий (Вениаминов), создавший в 1826 году алеутский алфавит. Со временем епископскую кафедру перенесли в Сан-Франциско, а в 1905 году – уже в Нью-Йорк.

К началу XX века Алеутскую и Североамериканскую епархию составляли как русские переселенцы, так и местные жители. «Поначалу в западных районах США это были индейцы, эскимосы, но постепенно появились и православные американцы», – уточняет доктор исторических наук Андрей Кострюков, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

В 1970 году Русская православная церковь предоставила Американской церкви автокефалию – так образовалась Православная церковь в Америке. Правда, Константинопольский патриархат считает, что только он имеет на это право. «Поэтому часть православного мира признает Американскую церковь полноценной Церковью, а часть считает, что ПЦА – это просто «филиал» Русской православной церкви. Ее благодатность никто не оспаривает, но канонический статус выяснен не до конца. Это создает проблемы», – считает историк.

Православную церковь в Америке возглавляет архиепископ Вашингтона, митрополит всей Америки и Канады Тихон. Сейчас у ПЦА около тысячи приходов.

Помимо Православной церкви в Америке, на территории США действуют приходы РПЦ и РПЦЗ, а также других поместных церквей. Все они независимы друг от друга и входят в состав SCOBA (Standing Conference of the Canonical Orthodox Bishops in the America) – Конференции канонических епископов Америки – и сообща решают вопросы миссионерства, проповеди и внутренние проблемы.

Самый древний храм в Северной Америке

«Я калифорниец, родился в штате Калифорния, в городе Санта-Круз. Отец приехал в Америку из СССР в 1975 году, моя мать – коренная калифорнийка. Они познакомились в Москве в 1970-х. Я служу в соборе Святой Троицы в Сан-Франциско. Наш приход очень маленький, но самый древний в Северной Америке за пределами Аляски», – рассказывает протоиерей Кирилл Соколов.

Он и не думал становиться священником, хотя рос в верующей семье. «Когда мне было лет пять-семь, мой отец поступил в семинарию. И наша жизнь сильно изменилась. Мы молились, постились. Я тоже соблюдал пост – не ел мяса», – вспоминает отец Кирилл.

Протоиерей Кирилл Соколов, настоятель Свято-Троицкого собора в Сан-Франциско, с супругой Софией и детьми Николаем, Григорием и Юлианой

«В колледже я помогал организовать братство молодых православных студентов. В храм ходил уже сам, без родителей. Когда отец умирал, он сказал мне, что глядел на это и думал: «Вот теперь православие становится его религией», – продолжает американский священник.

«Если бы несколько лет назад вы меня спросили, буду ли я священником, я бы сказал: «Не думаю» (по первому образованию отец Кирилл – IT-специалист. – Прим. ред.). Но Бог помог, и сейчас мне кажется, что я к этому все время готовился. Хотя это похоже на шутку. У Бога определенно есть чувство юмора», – заключает он.

Свято-Троицкий собор в Сан-Франциско отмечает в этом году 150-летие. В 1868-м Синод РПЦ направил сюда первого постоянного священника. Основу прихода тогда составляли сербы, славяне, греки – все ходили в одну маленькую деревянную церковь.

«За полтора века наш приход очень изменился, на него повлияли и трагедии ХХ столетия, и миграционные потоки. Если посмотреть на мою паству, это американцы во втором поколении, 70 процентов из них – выходцы из неправославных семей», – отмечает отец Кирилл.

В Свято-Троицком соборе богослужения практически всегда совершаются на английском. «К нам приходят и люди с российскими корнями, и те, кто вообще не говорит на русском, и те, чьи дети считают себя коренными американцами, но гордятся русским наследием. Однако большинство наших прихожан – те, кто промыслом Божиим обратился к православию, приложил усилия, чтобы больше узнать о христианстве, об истории Церкви, те, кто стремился найти духовное пристанище», – рассказывает собеседник РИА Новости.

Теперь в Сан-Франциско 25 православных храмов, в том числе греческие. Один из известнейших – собор Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», где хранятся мощи святого миссионера и покровителя всех эмигрантов святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского.

Православие по-американски

У православных в Новом Свете сложились свои традиции. Одна из них – ежегодное паломничество на остров Кадьяк и остров Спрус (Еловый), где проповедовал преподобный Герман Аляскинский.

Праздник номер один – День благодарения. История этого светского праздника восходит к временам колонистов, которым нужно было как-то пережить первую зиму на новых землях. «Это единственный день в году, когда все американцы, вне зависимости от вероисповедания и происхождения, собираются в кругу семьи и друзей и делают то, что христиане делают постоянно, – благодарят Бога. Иногда они даже не осознают, кому говорят спасибо, но мы-то знаем, что благодарят они Бога – за все, что Он дал нам», – поясняет протоиерей Кирилл Соколов.

День благодарения (каждый четвертый четверг ноября) Свято-Троицкий приход в Сан-Франциско отмечает как престольный праздник. В храме совершаются всенощное бдение и литургия, возглавляет которую архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Вениамин. «А после литургии наступает время традиционного американского праздника. Мы собираемся все вместе в трапезной, благодарим Бога в молитве, а затем преломляем хлеб и отдаем должное традиционному для этого дня угощению. Это прекрасный праздник. Он напоминает о том, что делали Кирилл и Мефодий, святой князь Владимир, креститель Руси, и все поколения святых просветителей, которые выбирали то хорошее, что может дать та или иная культура, и, освящая, приносили это Богу», – считает американский священник.

С 1925 года приход организует поездки в Форт-Росс – укрепленное поселение Российско-американской компании, основанное в XIX веке на калифорнийском побережье, ныне – государственный заповедник. Когда-то там развевался флаг России.

«А четвертого июля мы со всей Америкой празднуем День независимости: отправляемся в Форт-Росс и совершаем там Божественную литургию, превращая светский праздник в особый священный день», – рассказывает отец Кирилл.

Проблема для всех

Среди политических, финансовых, миграционных и прочих проблем, по мнению американского священника, выделяется одна общечеловеческая – проблема одиночества и беспокойства. При развитости информационных технологий человек рискует потерять себя. «Нам нужно еще многое сделать, чтобы понять, как мы хотим использовать технологии. Мы, христиане, оказались в странном положении. Ведь мы знаем, чем наш мозг должен быть занят постоянно, – это молитва, служение ближнему. В любом случае чем-то большим, чем просто разглядывание картинок на экране телефона», – говорит отец Кирилл.

Современный человек должен наконец решить, каким он хочет быть и как хочет жить – реально или виртуально, хочет ли он общаться, смотреть в глаза, проявлять заботу, слушать, общаясь с обычными людьми в кафе, в школе, на работе. «Перед нами стоит выбор – стараться стать такими, какими нас создал Бог, или просто бездумно позволять нейронам вспыхивать в нашем мозгу», – предостерегает настоятель Свято-Троицкого собора в Сан-Франциско.

Наталия Федотова,

РИА Новости

Rate this article: 
Average: 5 (1 vote)