Русский человек тот, кто не будет спать спокойно
Литературные тандемы любви встречаются очень редко.
Иногда в жизни счастливо возникают тандемы. Чаще в спорте или политике. В литературе, поэзии, редко. По-настоящему вспомнились лишь Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус. И вдруг встретил – сегодня! В донском казачьем краю, воспетом гением Шолохова, в знаменитом Ростове-на-Дону. В этом поэтическом тандеме – Виктор Петров и Валерия Салтанова.
Мне стало известно о них со страниц российской авторитетной газеты «Слово» следующее. Виктор Петров – лауреат Всероссийской литературной премии имени М. А. Шолохова и премии журнала «Юность», обладатель европейской медали Франца Кафки. Автор 17 стихотворных книг, в том числе «Аркан», «Лезвие», «Reserve of Livel» «Дотла», «Болевой порог» и других. Недавно вышедший в Москве новый сборник Виктора Петрова «Грань» посвящен Валерии Салтановой.
Казачьи корни самой Валерии Салтановой – на Дону, но с детских лет она жила на Крайнем Севере. Музыкант по первому образованию, затем училась в Литинституте. Стихи публиковались в «Дне поэзии», в газетах «Литературная Россия», «День литературы», включены в «Антологию современной российской поэзии». Ее авторству принадлежат книги «Вьюжный крест», «Стан», «Два полюса» и другие. Член Союза писателей России. Валерия Салтанова также пишет удивительную музыку, издала два нотных сборника песен и романсов «Одолень-трава» и «Соляной спуск» на стихи Виктора Петрова.
Виктор и Валерия являются авторами совместной книги «Парный стук сердец» с подзаголовком «рифмы нашей любви». В издательской аннотации выражена суть этого уникального издания: «Совпадение судеб вопреки всему, всем и вся, сладостное сближение сердцебиений и горечь внезапной отстраняемости друг от друга дали право Виктору Петрову и Валерии Салтановой остановить прекрасные мгновения своей любви в слове».
Виктор Петров и Валерия Салтанова пишут стихи по-разному, каждый по-своему, но все они изначальные в своей языковой русскости, в желании раствориться в прекрасном и жестоком мире, и растворить этот мир в себе. Читая их, вспоминаешь слова Льва Толстого: «Русский по Духу человек – это не тот, кто имеет определенный цвет кожи, этнические корни или цвет волос. Русский человек – это тот, кто не будет спать спокойно, если знает, что где-то есть несправедливость. Русский – это тот, кто будет искать правду-истину до конца, в каждой конкретной ситуации».
Стихи, если они настоящие, ранят сердце, вызывают слезы, наполняют счастьем. Высокая поэзия шлифует наши души, призывает к раскаянию и к молитве. Именно такие чувства возникали во мне при чтении и повторении про себя стихотворных строчек обоих поэтов.
Отчаянные слова Виктора Петрова обнажают раны России, эти слова тоскуют и надеются, они криком кричат и стонут. А его строчки о любви пишутся с почти орлиным клекотом, они на грани сердечного безумия, они рядом с петлей и открытым окном. И в них есть нечто страшное, но и великое чувство, вдруг возникшее в Творении Божьем – человеке – чувство настоящее, незаемное, истинное. Эти стихи – боль России, боль любви, боль редко сбывающихся надежд. И все же в них слышна поступь несдавшегося человека, который, проходя по чащобам и джунглям нашего мира, верит в Бога, в себя и в стойкость духа других людей.
А стихи Валерии Салтановой – трепетная исповедь, исповедь гордого сердца, покоренного великим таинством любви. Почему-то, читая ее потусторонне звучащие строчки, мне все время вспоминалась Аксинья из «Тихого Дона». Чувства Валерии не умещаются в словах, вы осознаете, что они задыхаются в размерах стихосложения, они падают рядом с кустами поэзии каплями живой пенящей человеческой крови. И кажется, именно такая любовь, родившаяся в ее словах, отражается в водах Дона и в небесах. Здесь чистота прошлого и вера в то, что истинная любовь и сегодня не сдастся никому, никогда, нигде!
И вот сейчас кладу перед читателями чистые листочки с прекрасными стихами, которые и вас сделают счастливыми от услышанной поэтической правды.
Михаил Моргулис
***
Виктор Петров
Воркута
Зря ль окликнул тебя, Воркута –
Воркованье твое у плеча...
Так бы век, а не ночь коротать,
Да почти догорела свеча.
Ненасытные губы твои
И задушат и душу сожгут:
Скажешь: «Вены свои отвори»!
Отворю, но вернее бы жгут
Из веревки вкруг шеи – и вниз!..
Это, чтобы любовь доказать.
А могу и шагнуть на карниз,
И схватиться за лунную стать...
Но усмешка твоя промелькнет,
Обрывая галимую нить,
Только горлинка, сбитая влет,
Воркованье желает продлить.
И на лагерь плевать, на тюрьму –
Поцелуем ее прикормлю:
Разве скажет она хоть кому,
Сколь дотоле терпел и терплю
Воркутинскую снежную блажь,
Залихватские скаты дорог...
Пуля-дура, теперь не промажь!
Гильза стукнется пусть о сапог.
Оберег
Милая, гладишь меня по щеке –
Я, как всегда, небрит навсегда.
После заблудишься ты вдалеке,
И обомрут мои поезда.
Только сейчас никого нет родней:
Боль отдавай – до стона стерплю:
Так ни о ком никогда не радел,
Так не любил и не полюблю.
Если презреешь, то сам виноват –
Мало делился жизнью своей;
Был непонятен, сочла – нагловат,
Верил тебе, ты веру – развей,
Чтобы не думал: такая одна!
Сдуру такую не возносил…
Вон как бушует чужая весна,
А на свою не хватает сил.
Время останется после меня,
Лишь бы тебя от любви сберечь –
Той, что не знает ни ночи, ни дня,
Той, что мою замыкает речь.
Валерия Салтанова
Стан
Моей бабушке Маргарите Филипповне
Я – аксайская, из станицы…
Зачеркнуть – зачерпнуть водицы,
На тесовый плеснуть порог:
Там – начало и там – итог.
Далеко, за речным туманом
Изогнулась казачка станом –
Отдается в колодце звон…
Все ей – дом здесь, и брат ей – Дон.
Становление, стан, станица –
Стаей птиц полетят страницы,
Вереницей стихов и дней…
Стань родным – стань еще родней,
Мой любезный, мой свет, мой сокол,
Тот, с которым полет – высоким
И безбрежным отныне стал…
Становище. Становье. Стан.
* * *
Ты прекрасен, мой бог,
ты прекрасен, как в первые дни
Зачарованности и бессмертья,
где бредят событья,
Где мы жарко едины,
но мы никогда не одни:
С нами ангел, повсюду наш ангел –
звезда и укрытье.
Будто разом вернулись те дни:
лишь взойду на порог –
Мир глядит прямо в душу мне,
солнечный и неделимый,
И во всех совпадениях –
губ, и сердец, и дорог –
Этот вздох: ты прекрасен, мой бог,
ты прекрасен, любимый!
* * *
Мне и так легко сойти с ума,
Я и так вишу на волоске,
Да еще беспутница-зима
Белою фатою льнет к щеке.
Ей ли издеваться надо мной,
Мысли путать, голову студить?
Лучше прямо в пекло угодить,
Чем смириться с участью земной:
Прятать и таить себя в себе,
И в узде держать, и на цепи…
«Не глупи, подруга, потерпи,
Потерпи еще!» – кричу судьбе.
И пурга заздравную поет…
… А метель поет за упокой
Всех страстей.
Но машет мне рукой
Тот, кто мне покоя не дает.