«Мы должны учиться на горьких уроках истории»
«Игра в войну» вышел в американский прокат .
Американские документалисты Джесси Мосс (Jesse Moss) и Тони Гербер (Tony Gerber) задались вопросом: что может произойти 6 января 2025 года, когда Конгресс соберется, чтобы утвердить результаты президентских выборов?
Итогом их размышлений, бесед с политиками, военными и обозревателями стала необычная мокьюментари (псевдодокументальный фильм) «Игра в войну» (War Game), которая демонстрируется в нескольких городах США и в ближайшее время будет доступна для стриминга. Главная «фишка» картины – влиятельные политики, военные и другие ньюсмейкеры играют в этом напряженном триллере придуманных авторами сценария героев. Фильм получил мировую премьеру на международном кинофестивале Санденс в начале текущего года.
В артхаусном киноцентре Film Forum в Нью-Йорке, где в эти дни демонстрируется «Игра в войну», прошел цикл встреч с его авторами и участниками. На одной из них побывал корреспондент Русской службы «Голоса Америки».
Версия номер два
«Мы должны учиться на горьких уроках истории, в том числе и совсем недавней, – сказал, предваряя просмотр, один из исполнительных продюсеров ленты, телепродюсер Уоррен Литтлфилд, бывший глава телеканала NBC. – Страна должна знать всю подноготную мятежа 6 января, с тем чтобы нечто подобное не повторилось».
Продюсер сообщил, что импульсом для этого кинопроекта стало открытое письмо трех отставных генералов Пола Итона, Антонио Тагубы и Стивена Андерсона в газету «Вашингтон пост», опубликованное в декабре 2021 года. Выразив большую озабоченность возможным расколом общества по итогам будущих президентских выборов ноября 2024 года, генералы указали на высокую вероятность осуществления гораздо более плохого сценария, чем на предыдущих выборах, когда правые экстремисты разных мастей штурмовали Капитолий. В этой связи генералы порекомендовали Министерству обороны провести военную игру, чтобы выявить слабые места у военных и правоохранительных структур.
Рисуя, очевидно, худший сценарий для 6 января будущего года, авторы фильма частично повторяют уже известный ход событий четырехлетней давности, активно используя кадры хроники. И добавляют к ним то, чего очень многие американцы хотели бы избежать любой ценой. А именно: к разъяренной толпе штурмующих Капитолий сторонников проигравшего выборы президента, не желающего признать поражение, добавились отдельные подразделения Национальной гвардии, размещенной в столице, и американской армии, включая нескольких высокопоставленных военнослужащих. Конечно, это воображаемая версия событий, которая разыгрывается в Ситуационной комнате Белого дома. Ее «изображают» апартаменты одной из гостиниц Вашингтона. А вот в качестве актеров выступают реальные политики, правительственные и военные чиновники, что не имеет прецедентов в американском и, возможно, в мировом кино.
Дискуссию в Film Forum вел журналист радиостанции WNYC Кай Райт, автор подкаста «Заметки из Америки». Он признался, что пережил эмоциональный шок от просмотра фильма, жанр которого обозначил как политический хоррор. В разговоре приняли участие сорежиссеры фильма Джесси Мосс и Тони Гербер, консультанты и продюсеры военной игры отставной подполковник Александр Виндман и бывшая морпех Джанесса Голдбэк.
Появление Виндмана на сцене вызвало горячие аплодисменты зала. Американский украинец еврейского происхождения, он, как известно, дал показания на процессе импичмента президента Трампа.
В час кризиса
По мнению Тони Гербера, фильм «разоружает» зрителя, создавая придуманное фейковое пространство и насыщая его абсолютно реальными персонажами. «Нам нравится балансировать на тонкой грани между беллетристикой и документальностью, – сказал он. – На экране возникает театрализованная алхимия, и вовлеченный в интригу зритель получает эмоциональный удар».
Кая Райта заинтересовало, как создатели фильма смогли заполучить реальных политиков и чиновников для такого провокационного проекта.
«Вы удивитесь, но мы с Тони (Гербером) никак не контролировали процесс кастинга, – ответил Джесси Мосс. – Этим всецело занимались Джанесса Голдбэк и ее люди (в числе консультантов был и политик-неоконсерватор Билл Кристол. – О.С.).
В этой игре участвуют представители последних пяти президентских администраций. В Ситуационной комнате идет непрерывное заседание. Руководит мозговым штурмом новоизбранный президент Джон Хотэм, которого воплощает на экране бывший губернатор Монтаны Стив Буллок. Ему составляет компанию команда советников, которые одновременно следят за ходом вооруженного конфликта и за разворачивающейся информационной войной. В президентской команде – бывшие сенаторы Даг Джонс и Хайди Хайткамп, отставной генерал-майор Национальной гвардии Мэриленда Линда Сингх, отставной генерал-лейтенант Джеффри Бьюкенен, заместитель главы канцелярии министерства внутренней безопасности США Элизабет Ньюманн и другие заметные фигуры вашингтонского истеблишмента.
Команде законного президента противостоят праворадикальные деятели и группировки. Проигравшего кандидата в президенты, вымышленного губернатора Роберта Стрикленда играет не чиновник или политик, а профессиональный актер Крис Коффи. Авторы придумали экстремистскую организацию «Орден Колумба», в которой угадываются трампистское движение «Сделаем Америку снова великой» (MAGA), а также конспирологическая секта QAnon и такие полувоенизированные группировки, как «Гордые парни» и «Хранители клятвы».
Двое отставных военных, Кристофер Голдсмит и Крис Джонс хорошо знают настроения ветеранского сообщества, глубоко разочарованного политикой Белого дома. Они представляли аргументацию лидеров мятежников.
«Мы не сомневались, – сказал Гербер, – что Джанесса и ее команда найдут правильных людей по обе стороны баррикад, откровенных и убежденных в своей правоте, ну а если в ком-то можно заподозрить неискренность, то разве это не свойственно отдельным политикам? И разве не увлекательно оказаться внутри Ситуационной комнаты и понаблюдать, как исполнительная власть принимает судьбоносные решения в кризисных ситуациях?».
Момент истины
Нарратив фильма основан на шестичасовой ролевой игре, разработанной компанией Vet Voice Foundation, которой руководит Джанесса Голдбэк. Первая открытая лесбиянка в Корпусе морской пехоты, она занималась военно-инженерным проектированием и строительством. В фильме у нее двойная роль. Она выступила сопродюсером игры, а также «подарила» свой звучный голос губернатору Аризоны, который на экране не появится.
Как отмечают рецензенты, War Game это не единственная ролевая игра, которая призвана помочь властям страны и ее военному командованию подготовиться к антиправительственным выступлениям тех, кто намерен путем насилия оспаривать результаты президентских выборов 2024 года.
Что, если события 6 января 2021 года в том или ином виде повторятся? По статистике примерно каждый пятый мятежник, представший перед судом за участие в событиях 6 января, в разные годы служил в Вооруженных силах страны. Можно еще вспомнить открытое письмо 124 отставных генералов и адмиралов, датированное маем 2021 года, в котором они поддержали фальшивый тезис о том, что Джо Байден «украл» выборы 2000 года у Дональда Трампа.
По мнению обозревателя британской «Гардиан» Эдриен Хортон, военная игра Vet Voice Foundation отличается от других подобных игр гораздо большей степенью абстракции.
«Что характерно, War Game не называет по имени слона в комнате, – отмечает она. – В то же время концентрируя внимание на более широкой панораме политического экстремизма в США».
События накаляются с каждым кадром. Моментом истины можно считать видеопослание, облетевшее все СМИ и социальные сети. Высокопоставленный генерал призывает военнослужащих отказаться выполнять приказы президента, то есть главнокомандующего, и перейти на сторону «реального» лидера, у которого якобы отняли победу на выборах. В этом персонаже легко угадывается генерал Майкл Флинн, бывший советник Трампа по национальной безопасности, призывавший его ввести военное положение и провести новые президентские выборы под надзором военных.
Долгоиграющая опасность
Повестка драматичного дня множит вопросы, один другого мучительней. На фоне колебаний Национальной гвардии столицы разумно ли мобилизовывать нацгвардию в других штатах? Должно ли федеральное правительство участвовать в подавлении вооруженных вылазок против законодательных собраний штатов? И вправе ли президент прибегать к Закону о восстании, чтобы с помощью военных и гвардейцев подавить вооруженный мятеж?
Тони Гербер считает опасность такого развития событий «долгоиграющей». «Эта проблема, – говорит он, – Вовсе не метастазирует за один день. Она зреет годами. И мы, как нация, должны себя спросить, как мы дошли до такой точки в нашем развитии. Наш фильм пытается понять мотивы, по которым парни и девушки, отслужив в воинских частях за океаном, возвращаются домой, напитанные радикальными идеями».
Как отмечает Эдриен Хортон, такой сценарий событий при всей его экстремальности в сегодняшней поляризованной Америке многие считают вполне вероятным. «Это вовсе не версия из разряда чистых теорий, – говорит Джесси Мосс. – Если даже очень небольшая часть находящихся на действующей службе наших военных солидаризуется с кандидатом, проигравшим президентские выборы, это может дестабилизировать страну и поставить демократию под угрозу».
Кинообозреватель «Нью-Йорк таймс» Манола Даргис считает, что зритель фильма от напряжения будет «кусать ногти».
У этой игры есть одно непреложное правило, пишет Даргис. Президент-элект и его команда должны за шесть часов подавить мятеж и обеспечить мирный переход власти. Джесси Моссу и Тони Герберу удалось, как считает критик, «уверенно упаковать всю интригу в полтора часа, что не дает зрителю заскучать».
Несомненно, наличие в игровом поле таких заметных фигур, как «правдолюб» Виндман и отставной генерал Уэсли Кларк, который командовал объединенными силами США и НАТО в Европе, повышает значимость рассуждений и выводов, к которым приходят экранный президент Хотэм и его советники.
Манола Даргис признается в рецензии, что смотрела фильм два раза.
«Голливудские качества фильма показались мне не вполне подходящими для этой куда более серьезной истории, – пишет она. – Когда я посмотрела его в первый раз, он меня потряс. Когда же я посмотрела его еще раз, моя непосредственная реакция оказалась приглушена моим скептицизмом. Я не виню создателей фильма в том, что они предложили нам развлечение, но по мере того, как они чередуют одно решительное лицо за другим и останавливают движение камеры на благородном профиле Буллока, я пожалела о том, что потратила время на фильм о супергероях».
Олег Сулькин, Голос Америки