Пабло Пикассо – гений или злодей-абьюзер?
Феминистки в Бруклинском музее искусств выступают против величайшего художника 20 века.
Со дня смерти величайшего художника 20-го века прошло ровно 50 лет. Музеи по всему миру отмечают юбилей. Бруклинский музей искусств в Нью-Йорке «чествует» знаменитого художника экстравагантной выставкой «Пабломатик». Это легко переводимая игра слов – «проблематичный» Пикассо. Скандал, сенсация и в то же время давно известный факт – его «кубичество» был гением и злодеем одновременно. По крайней мере, по отношению к женщинам. Особенно, если взглянуть на это с точки зрения сегодняшних ценностей движения MeToo.
Против девяти полотен мизогиниста Пикассо – картины тридцати художниц женского пола и юмор одной австралийской «стендапистки». Ханна Гетсби, сатирик и звезда «Нетфликс» комментирует каждый экспонат в специально записанном аудиогиде. Например, предлагает посчитать неочевидные фаллосы или рассказывает о совращении несовершеннолетней натурщицы Терезы.
«Ханна очень ясно говорит, что я ненавижу Пикассо. И мы в свою очередь любим повторять: Пикассо выдержит и это», – рассказывают кураторы Кэтерин Моррис и Лиза Смол. Они решили выйти за рамки искусствоведческих табу. Страсти и странности самого плодовитого художника в прошлом веке если и обсуждались, то не осуждались.
«Он был художником своего времени, и все вокруг работало на то, чтобы создать миф Пикассо в мире искусства. Он достиг невероятной популярности, стал, по сути, первой арт-знаменитостью в эру массмедиа. У нас есть журнал «Life» от 1968 года с ним на обложке. Он сам по себе был более культовым, чем его работы. Культ Пикассо был слишком велик, чтобы рухнуть. И это факт, – признают кураторы. – Но мы живем в такой момент истории, когда всем очевидно, что люди и события немного сложнее, чем нас учили в учебниках. Пикассо одна из таких «замифологизированных» фигур, хотя он был просто человек».
На языке движения MeToo такой человек называется абьюзер. Пикассо легко доводил своих возлюбленных до депрессии и даже самоубийств. Всех женщин он делил «на богинь и на подстилки». Причем самый короткий путь из одной категории в другую лежал через его постель и палитру. И это стало темой сатиры Ханны Гетсби.
«Люди часто стоят перед полотнами Пикассо или других современных художников и чувствуют, что у них недостаточно знаний, чтобы судить об этом. И когда кто-то такой, как Ханна Гэтсби, встает и говорит какие-то смелые вещи, это помогает простым зрителям раскрыться и сказать, что они думают на самом деле. И мы очень счастливы им в этом помочь», – рассказывают в Бруклинском музее.
Но именно этот постулат, а не сама идея поиронизировать на тему «гений и гендер», вызвал волну критики в адрес Бруклинского музея. Вот, что написал критик из газеты New York Times Джейсон Фараго: «Не так давно взрослому человеку было неловко признаться, что авангардная живопись слишком сложна для него... Гэтсби дала зрителям моральное разрешение отвернуться от того, что бросало им вызов, и облагородить комфорт и китч».
Ханна Гэтсби стоит на своем: Трамп, Вайнштейн и Пикассо сделаны из одного теста.
Австралийская феминистка и комедиантка Ханна Гэтсби подвергает сомнению наследие «мизогиниста» и «абьюзера» Пабло. Феминистский юмор повышает продажи ее книг, да и объекту шуток лишний пиар не мешает. Даже через полвека после смерти Пабло Пикассо остается самым дорогим европейским художником.
Елена Мещерякова,
тележурналист