Фестиваль в Оклахоме чествовал лучших американских балерин с индейскими корнями


Один из спонсоров фестиваля, владелец русского магазина «Евромарт» из города Талса -Гери Коппер. 


В городе Норман штата Оклахома 27-29 августа состоялся фестиваль Five Moons Dance Festival, посвященный звездам американского балета из Оклахомы с индейскими корнями. Его организаторами стал факультет танцев Университета Оклахомы (OU). Во время фестиваля состоялся торжественный прием в доме ректора университета, симпозиум, во время которого обсуждалось творческое наследие лучших американских прима-балерин, которые по иронии судьбы не просто из одного штата Оклахома, но еще и все пятеро – представительницы индейских племен. Финальным аккордом фестиваля стало заключительное гала-представление, в котором дань памяти пяти великим балеринам отдали солисты нескольких балетных трупп, напрямую связанных с творчеством великих балерин из Оклахомы: American Ballet Theatre, Oklahoma City Ballet, Tulsa Ballet, Osage Ballet и OU School of Dance.

Один из спонсоров фестиваля, владелец русского магазина «Евромарт» из города Талса, Гери Коппер после закрытия занавеса не мог сдержать слов восхищения: «Я считаю, что этот фестиваль – историческое событие для Оклахомы. Потрясающие балерины с индейскими корнями, у всех из них также очень прочные русские связи, начиная с того, что все пять балерин выступали в знаменитой труппе Ballet Russe de Monte Carlo…»

Двое из пяти балерин были сестрами: Мария Толчиф (Maria Tallchief) и Марджори Толчиф (Marjorie Tallchief) родились в семье вождя племени осейджи Алерксандра Джозефа Тол Чиф в 1925 и 1926 годах. Сестры встали на пуанты в три года в оклахомском Фэрфаксе, где семья жила до переезда в Лос-Анжелес. 

Ивон Шуто (Yvonne Chouteau) – из племени чироки, росла в оклахомском городке Винита. В 14 лет ее приняли в Ballet Russe de Monte Carlo. Основательница Oklahoma City Ballet и факультета танцев в Университете Оклахомы, ныне – School of Dance.

Розелла Хайтауэр (Rosella Hightower) – из индейского племени чокта, родилась в Дарвуде, Оклахома, была первым американским директором Парижского балета.

Мосселин Ларкин (Mos-chelyne Larkin) – из племени шони-пеория, родилась в оклахомском городе Майами. Основательница Tulsa Ballet. Именно Мосселин организовала первый фестиваль Oklahoma Indian Ballerina Festival в 1957 году, традицию которого и решил продолжить Университет Оклахомы.

Все «пять лун» танцевали на лучших мировых подмостках, стали родоначальницами балетных школ. В октябре 1997 года сестры Мария и Марджори Толчиф, Ивон Шуто, Мосселин Ларкин и Розелла Хайтауэр получили губернаторскую премию в области искусства в номинации «Сокровища Оклахомы». Пяти балеринам с индейскими корнями установлены памятники, про них сняты фильмы и написаны книги.

Фестиваль Five Moons Dance Festival особенно большое внимание уделил Марии Толчиф, которая считается первой американской прима-балериной и ее сестре Марджори. Итак, Мария…

Ее отец (Александр Джозеф Тол Чиф) был вождем племени осейджи, а предки матери (Рут Портер) были шотландских и ирландских кровей.

Толчиф танцевала почти с самого рождения – уже в возрасте трех лет она начала заниматься балетом с преподавателем. Когда ей исполнилось восемь, семья переехала в Лос-Анжелес: родители хотели, чтобы у дочерей были лучшие учителя балета. И с этим сестрам, действительно, повезло. Их учителями были русская балерина польского происхождения Бронислава Нижинская (сестра знаменитого танцовщика Вацлава Нижинского) и балерина из «Русского балета Монте-Карло» Татьяна Рябушинская.

 В 17 лет юная Мария переехала в Нью-Йорк. В течение пяти лет Толчиф танцевала в компании «Русский балет Монте-Карло», где она познакомилась со знаменитым хореографом грузинского происхождения Джорджем Баланчиным (Георгием Баланчивадзе) и вышла за него замуж. Баланчин был старше ее на 21 год: Марии только исполнилось девятнадцать. Как рассказал на симпозиуме племянник Марии Толчиф Расс Толчиф, в их браке было не так много романтики. «Мария рассказывала мне, что Джордж как бы в шутку спросил ее, выйдет ли она за него замуж. Она так же в шутку ответила: «Почему бы и нет?» И уже в тот же день они после репетиции расписались.» На сцене же Джордж Баланчин ставил для Марии Толчиф номера невиданной страсти и артистизма. Известность балерине из Оклахомы принесла главная партия в «Жар-птице» (1949) и партия Феи Драже в «Щелкунчике». Это с легкой руки Баланчина балет «Щелкунчик» стал неотъемлемой приметой американского рождества.

Мария покинула компанию Баланчина в 1956 году вскоре после развода с ним.

Мария Толчиф объездила с балетными представлениями весь мир. Она стала первой американкой, выступившей в Большом театре. Было это в 1960 году. Именно с Марией танцевал Рудольф Нуриев во время своего первого представления в США после побега из Советского Союза. Они были большими друзьями, и именно Мария познакомила Рудольфа со своим партерном по сцене и тогдашним женихом Эриком Бруном, который стал любовью всей жизни Рудольфа Нуриева.

Двенадцать лет Мария Толчиф была прима-балериной New York City Ballet.

После завершения исполнительской карьеры в 1966 году Мария Толчиф принимала активное участие в развитии балета в Чикаго. В 1974 она основала труппу Чикагского балета, который в 1981 году стала самостоятельной компанией. Мария умерла в Чикаго в возрасте 88 лет. Она стала членом американского Национального зала славы женщин и получила медаль за вклад в искусство.

Марджори Толчиф уверенно шла по тропе, проложенной старшей сестрой. (Ее мужем, кстати, тоже стал русский хореограф, постановщик и танцовщик Жорж (Юрий) Скибин, с которым она прожила всю жизнь, воспитав двух сыновей. Карьера балерины у Марджори началась в 1944 году, когда она присоединилась к труппе American Ballet Theatre. В 1946 году она ушла из American Ballet Theatre и стала солисткой в труппе «Русский балет Монте-Карло», присоединившись к Марии. Через год обе сестры ушли из «Русского балета», перейдя по приглашению в «Гран балет маркиза де Куэваса», где протанцевали с 1947 по 1957 годы. Здесь она стала первой исполнительницей главных партий в балетах своего мужа Жоржа Скибина: «Аннабель Ли» Шифмана (1951), «Кавказский пленник» (1951), «Идиллия» (1954), «Серый ангел» (1953) и «Ромео и Джульетта» (1955).

В 1957 году Марджори ушла в балет Парижской оперы, где стала прима-балериной (этуаль) и выступала до 1962 года. Здесь Марджори была первой исполнительницей в балетах Скибина «Кончерто» на музыку Жоливе (1958), «Жестокая сказка» Дельрю (1959) и др. Балерина прославилась на весь мир, станцевав с Сержем Лифарем в «Жар-птице» и «Фантастической свадьбе».

Она была первой коренной американкой, ставшей примой в балете Парижской оперы. Марджори выступала перед президентами США Джоном Кеннеди, Линдоном Джонсоном, а также перед французским президентом Шарлем де Голлем.

После ухода со сцены она работала танцевальным директором Далласского балета, Чикагской балетной школы и Консерватории Харида вплоть до 1993 года. 

Марджори – единственная из пяти балерин, ныне здравствующая. Она живет в Бока-Ратон во Флориде. По словам ее племянника Расса, Марджори, которой в октябре исполнится 95 лет, любит гулять по набережной со своей собачкой и до сих пор занимается йогой. И осанка у нее по-прежнему – дочери индейского вождя, примы-балерины из Оклахомы.

 

Ольга Тарасова,

Норман, Оклахома

 

Rate this article: 
No votes yet